Взятка в $1,1 млн: Почему дело Грымчака развалится?

849

Громкое задержание замминистра по вопросам временно оккупированных территорий и ВПЛ Украины Юрия Грымчака обрастает скандальными подробностями.

Налицо ряд нарушений, которые, скорее всего, похоронят дело чиновника.

В среду, 14 августа, представители СБУ вместе с НАБУ и ГПУ прибыли в дом Грымчака, где произвели его задержание.

Как выяснилось, замминистра и его помощника подозревают в мошенничестве – они якобы требовали взятку в сумме 1,1 млн долларов США от предпринимателя за обещание обеспечить влияние на судей ВСУ относительно вынесения решения в пользу заинтересованного лица и также за осуществление влияния на соответствующих должностных лиц Минкультуры и КГГА. Сообщается, что подозреваемых поймали «на горячем» при получении $480 тысяч.

В ГПУ сообщают, потерпевшим по делу фигурирует некий Максим Святненко, совладелец компании «Юржитло». Ранее он стал заявителем по делу против судьи Подольского райсуда Войтенко (он передал ей 10 тыс. долларов), а еще – заявителем по делу против судьи Барышевского районного суда Лысюка (он передал ему 2,5 тыс. долларов).

Что не так с задержанием?

Задержание заместителя министра связано с нападением на Татьяну Черновол. Номер дела, указанный в постановлении суда об обыске у Грымчака, совпадает с номером дела о покушении на нее в декабре 2013 года.

Источник в Генпрокуратуре рассказал Обозревателю,  что «во время расследования по избиению получили информацию о новом современном преступлении».

Оказалось, что сама Черновол только что узнала, что ее дело связали с Грымчаком.

«На самом деле он к покушению не имеет никакого отношения. Я позвонила Горбатюку (начальник управления специальных расследований ГПУ. – Ред.), и он мне пояснил, что они вели слежку за одним из фигурантов моего дела, прослушивали его. И во время прослушки узнали о взятке. Такая вот связь», – сказала нам Черновол.

И вот тут возникает первая нестыковка. По закону, если в ходе расследования дела всплывают факты о совершении другого преступления, необходимо зарегистрировать новое производство.

Проблема в том, что преступление, которое вменяют Грымчаку, является подследственностью НАБУ. Но без Специализированной антикоррупционной прокуратуры орган досудебного расследования, которым является бюро, не может ступить и шагу.

Вероятно, по каким-то причинам директор НАБУ Артем Сытник не захотел договариваться с главой САП Назаром Холодницким. Потому дело провернули через Горбатюка. Эпизод Грымчака в нарушение закона «вписали» в дело Черновол.

Защитник замминистра Феликс Кашарский, который присутствовал при обыске в квартире чиновника, также предполагает, что дела искусственно «привязывают» друг к другу.

«Дело в том, что сейчас прокуратура не имеет права вести расследование. Правда, по закону они могут заканчивать ранее зарегистрированные дела. Они берут старые регистрации и притягивают к ним новые уголовные нарушения. Конечно, это незаконно», – заявил Кашарский.

«По моему мнению, они специально привязали дело Грымчака к делу о покушении на Черновол, чтобы изменить подследственность и обойти Антикоррупционную прокуратуру. Я думаю, эту преступную схему придумал Сытник и Горбатюк, они вступили в преступный сговор с черниговским СБУ и Деснянским судом города Чернигова. Это аналогичная ситуация, как с обыском в Окружном суде. Чтобы не брать разрешений в Антикоррупционной прокуратуре (понятно, что им его никто бы не дал), решили привязать все под старые дела. К тому же они решили паразитировать на делах Майдана, потому что понятно, что Горбатюк ничего не сделал в этом направлении. В суде такие действия будут признаны незаконными, и все эти доказательства судом не будут восприниматься», – пояснил нам известный адвокат Ростислав Кравец.

«При том, что на Юрии Николаевиче (Грымчаке. – Ред.) негде клейма ставить, дело явно сфальсифицировано, а расследование ведется ненадлежащим органом с вопиющим нарушением требований процессуального закона. Это сделано сознательно, поскольку в случае, если бы досудебное расследование велось на законных основаниях, процессуальное руководство должна осуществлять Специализированная антикоррупционная прокуратура. А этого Сытнику по каким-то причинам не хочется», – написал в Facebook журналист Владимир Бойко.

Генеральний, прости господи, прокурор, який зненацька довідався про затримання одного зі своїх найближчих друзів Юрія…

Publiée par Volodymyr Boiko sur Mercredi 14 août 2019

Что будет с Грымчаком?

Очевидно, что с таким набором процессуальных нарушений у дела Грымчака катастрофически мало шансов даже дойти до суда.

Напомним, заместителю министра по вопросам оккупированных территорий Юрию Грымчаку, а также его помощнику Игорю Овдиенко следователи объявили о подозрении в совершении преступления, согласно ч.4. ст. 190 Уголовного кодекса Украины (мошенничество в особо крупных размерах), сообщила пресс-служба Национального антикоррупционного бюро (НАБУ).

«Их разоблачили и задержали сразу после получения части неправомерной выгоды 14 августа 2019г., которая была изъята во время осуществленных обысков», — сказано в сообщении.

Статья, которую инкриминируют Грымчаку, относится к особо тяжким преступлениям и предусматривает санкцию лишение свободы от 5 до 12 лет с конфискацией имущества. 60 суток максимальное содержание под стражей, возможен домашний арест.