Высшая форма цинизма

645

Борьба с использованием дипломатических паспортов в частных поездках на отдых и шопинг зашла в тупик. Народные депутаты бойкотируют требование президента сдавать дипкорочки на хранение в МИД после каждой загранпоездки.  Высшая форма цинизма — когда законодатель, нарушая закон, жалуется на нарушение своих прав.

Как используют дипломатические документы в личных целях украинские политики исследовали дурналисты издания «Власть Денег»

В Министерстве иностранных дел не без иронии вспоминают прошлогодний случай: министр Константин Грищенко получил гневное письмо за подписью одного из народных депутатов. В письме тот живописал, как летом 2010 г. впервые в жизни решил отдохнуть в Египте.

Приятное и волнующее событие нарушило то, что политик не смог въехать в страну фараонов по диппаспорту. В то время Украина и Египет еще не договорились о безвизовом режиме для владельцев дипломатических паспортов, поэтому у народного избранника потребовали визу — как и у всех остальных украинских туристов. Разобраться с инцидентом и сделать взыскание послу Украины в Египте — такими были требования разгневанного нардепа. И он далеко не одинок в стремлении упростить частные загранпоездки с помощью диппаспортов.

Как снег зимой

Персональное уведомление о том, что дипломатический паспорт необходимо сдавать на хранение в МИД каждый народный де­путат получил еще в декабре 2010 г. — сразу после того, как президент Виктор Янукович выдал Поручение №101/3083, обязывающее собрать дипкорочки там, где им положено находиться. Для народных избранников требование сдать диппаспорта не должно было бы стать новостью.

Ведь оно узаконено еще в 1998 г., когда были приняты два документа: президентский Указ, утверждающий «Положение о дипломатическом паспорте», и правительственное Постановление «Об утверждении порядка оформления, выдачи, возврата, хранения и уничтожения дипломатических и служебных паспортов Украины». В президентском указе от 1998 г. прямо сказано, что «дипломатические паспорта выдаются народным депутатам в период осуществления ими своих полномочий. Такие паспорта постоянно хранятся в Министерстве иностранных дел Украины и выдаются народным депутатам на срок их выезда в служебную командировку за границу».

Но политики не желают отказываться от использования дипломатических документов в личных целях. Ситуация часто оборачивается неприятными курьезами. После того, как в мае 2009 г. народный депутат от Партии регионов Александр Стоян решил съездить по диппаспорту на отдых в Египет, украинским дипломатам пришлось принимать меры. Как рассказала «ВД» одна из сотрудниц аппарата Верховной Рады, всем парламентским комитетам было разослано письмо тогдашнего посла Украины в Египте Евгения Микитенко, в котором он настоятельно просил руководство комитетов разъяснить депутатам, что ездить в Египет по «дипкорочкам» нельзя.

В письме подчеркивалось, что посольство было вынуждено прибегнуть к таким мерам из-за постоянной практики использования народными избранниками таких паспортов на отдыхе.

Это едва ли не единственный скандал с использованием дипломатических документов не по назначению, преданный огласке с подачи МИД. Похоже, министерство старается заминать подобные инциденты на дипломатическом уровне. Но объем нарушений от этого не уменьшается. По словам директора Департамента информационной политики МИД Олега Волошина, минувшей зимой глава государства и внешнеполитическое ведомство подняли тему хранения «дипкорочек» именно в связи с тем, что «отдельные политики летают за покупками в Милан, используя дипломатические паспорта».

Подобная практика, по его словам, перешла все возможные границы. При этом г-н Волошин так и не смог сказать, сколько же народных депутатов за полгода с момента появления президентского поручения сдали свои диппаспорта на хранение в МИД, и насколько активно идет этот процесс среди остальных категорий владельцев дипломатических документов. Мотивировал он это в том числе «определенной деликатностью вопроса». В свою очередь «ВД» несколько источников подтвердили, что свои диппаспорта на хранение в министерство передают лишь около двух десятков народных избранников.

Корпоративная безответственность

Парламентарии собственно и не скрывают, что хранят документы у себя в сейфах, а не в металлических шкафах Департамента консульской службы МИД. Народный депутат от Партии регионов Владислав Лукьянов признается, что не является «очень дисциплинированным депутатом» и дипломатический паспорт лежит у него дома. Виной тому, по его словам, — частые поездки за границу. «Для удобства этот документ всегда нужен на руках.

Вообще я считаю, что депутаты — достаточно самостоятельные люди, чтобы решать, где находиться их диппаспортам. А так выходит, что паспорт отдай, надень пионерский галстук и ходи строем», — отметил г-н Лукьянов. На замечание «ВД» о том, что такие слова идут вразрез с позицией главы государства, наш собеседник отреагировал мгновенно: «Будем исполнять поручение президента».

В свою очередь нардеп от «БЮТ-Батькивщины» Владимир Яворивский признается, что его диппаспорт всегда лежал либо дома в сейфе, либо в рабочем кабинете. «Требование отдавать паспорта на хранение — это полный абсурд. В МИДе, похоже, боятся, что мы все по ним поубегаем!» — негодует политик. Он также подчеркнул, что никогда не использовал диппаспорт в личных целях, хотя не исключил, что это могут делать другие народные избранники, особенно те, кто вообще не появляется на своем непосредственном месте работы — в парламенте.

Диппаспорт народного депутата от «НУ-НС» Геннадия Москаля тоже хранится дома. Политик отлично осознает при­виле­гии, которые обеспечивает дипломатическая корочка. «Диппаспорт является свободным пропуском в любую страну мира, с которой Украина заключила соглашения об отказе от виз для владельцев таких паспортов», — отмечает Геннадий Москаль. — Это десятки стран, среди которых — ряд государств Евросоюза, США, Канада и проч. (подробнее — см. «Страны безвизового въезда для владельцев диппаспортов» — прим. «ВД»). Помимо этого, владельцы диппаспортов не стоят в очередях к посольствам, не платят пошлину в посольствах, а на таможнях и пунктах пропуска через границу им предоставляются преимущества проезда по отдельной дипломатической полосе. Наконец, багаж обладателей диппаспортов не подлежит таможенному осмотру, а сами они пользуются в аэропортах услугами VІР-залов».

Замкнутый круг

Диппаспорта полагаются всем депутатам парламента без исключения на весь период исполнения полномочий. Контролем использования этих документов за границей никто не занимается, а запрещать депутату поехать туда по диппаспорту не в дипломатических целях никто не уполномочен. Даже если на границе у депутата спросят о целях визита, в качестве универсального ответа, к которому мало кто придерется, можно использовать фразу: «Для установления межпарламентских связей». Очевидно, преимущества, которые дают диппаспорта в поездках, — достаточно веская причина, заставляющая народных избранников игнорировать требование президента.

Помощница одного из нардепов, не пожелавшая называть своего имени, по долгу службы занимается организацией зарубежных поездок работодателя. Она признается, что если шеф едет по частным делам в Австрию, Италию, Канаду и ряд других стран, то пользуется именно диппаспортом.

Причина — множество бюрократических процедур в посольствах этих стран в Украине. В частности, чтобы собрать весь пакет документов для открытия визы, нужно потратить несколько дней. Когда волшебная корочка под рукой, от искушения упростить себе жизнь с ее помощью способны отказаться немногие. Наша собеседница рассказала, что если ее шеф собирается за границу с семьей, то иногда сам едет туда по диппаспорту, а родственники — отдельно, по собранным помощницей документам.

Если бы народные избранники дисциплинированно сдавали паспорта на хранение в МИД, дополнительные хлопоты тоже ложились бы на плечи их помощников. От самих парламентариев это потребовало бы разве что определяться с поездками за пару дней до вылета. «Подается запрос на выдачу паспорта в Управление обеспечения межпарламентских связей Рады, те пусть попросят у МИДа, он распишет на исполнителей… Вот и пройдет несколько дней», — отмечает помощница нардепа. Вместе с тем она считает использование нардепами дипломатических документов в личных поездках закономерностью всей системы государственного управления: «Если выдали эти паспорта на руки, не предусмотрели санкций за их нецелевое использование, пустили все это на самотек, а затем решили погрозить пальцем, мол, так нельзя, то какой депутат будет исполнять эти требования?!»

Неприятное решение

Эксперты в беседах с «ВД» озвучили несколько взаимосвязанных механизмов повышения дисциплины использования диппаспортов за границей. Во-первых, изначально выдавать их не всем народным избранникам, а лишь членам постоянных делегаций Верховной Рады и участникам международных парламентских организаций. Во-вторых, «силовым способом» контролировать использование дипдокументов на границе. Михаил Погребинский, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии считает, что для решения паспортного вопроса необходимо проверять на границе каждый депутатский диппаспопрт на наличие сопровождающей его командировки. «Если она отсутствует — смело изымать паспорт, несмотря на статус нарушителя», — предлагает политолог.

Справедливости ради отметим, что дипломатические паспорта используют не по прямому назначению не только нардепы. Злоупотребляют дипкорочками и дипломаты. Так, по утверждению бывшего сотрудника МИДа, один из руководителей департаментов их ведомства нередко хвастался вояжами с супругой в Париж по диппаспортам. Богдан Соколовский, не один год проработавший на дипломатической службе, утверждает, что сейчас диппаспорта дипломатов, находящихся за границей, хранятся у них «на руках».

Тогда как ранее дипломаты, приехав за рубеж, обязаны были сдавать паспорта на хранение консулу или послу Украины в стране пребывания. Эта норма, по мнению г-на Соколовского, была бы полезна и сейчас: она способна хотя бы частично ограничить количество случаев нецелевого использования дипломатических документов.

Продолжать раздражать Европу отдыхающими по диппаспортам или же заставить их соблюдать закон — сделать окончательный выбор между двумя этими вариантами не решается ни одна власть в Украине. С молчаливого согласия МИДа, аппарата парламента и собственно Администрации президента политики, дипломаты и чиновники продолжают использовать дипломатические корочки не по назначению. Складывается впечатление, что этот вариант выгоден всем сторонам.


Кирилл Третяк: «Дисциплинированных депутатов у нас не более двадцати» 
Руководитель управления обеспечения межпарламентских связей Аппарата Верховной Рады хорошо осведомлен о специфике заграничных поездок парламентариев, ведь именно его подразделение непосредственно занимается их организацией. К тому же, процесс сдачи диппаспортов в МИД народными депутатами транзитом проходит именно через это управление.
Как изменилась дисциплина нардепов в вопросе сдачи диппаспортов на хранение за последние полгода, с тех пор как вышло поручение президента?
— Ничего не изменилось, ситуация из года в год повторяется. Депутаты — независимо от партийной принадлежности — неохотно сдают диппаспорта нам и, соответственно, в МИД.
А какие у нас могут быть меры воздействия на народных избранников? Мы не можем их заставить или приказать им. Как результат — кто-то сдает, кто-то нет, мотивируя частыми поездками за границу. Одно дело, если эта поездка оформляется нами, другое — когда депутат едет по своей инициативе куда угодно, с какой угодно целью, просто сказав, что едет налаживать межпарламентские связи.
Сколько за этот период сдано диппаспортов?
— Всего за полгода через наше управление в МИД передали около двадцати паспортов. Но надо исходить из того, что депутат сдал паспорт, потом снова запланировал поездку за границу и забрал. Потому точной цифры сказать не могу, этот процесс перманентный. Хотя можно утверждать, что дисциплинированных депутатов у нас не более двадцати.
Можно ли упростить процедуру передачи диппаспортов на хранение, поскольку некоторые депутаты мотивируют нежелание сдавать их долгой процедурой получения этих документов? Возможно, проще сдавать их напрямую в МИД?
— Мы, образно говоря, являемся его «руками» в Верховной Раде. Думаю, даже если бы депутаты сдавали паспорта в министерство непосредственно, ситуацию это кардинально не изменило бы. Их помощники редко сдают паспорта даже «по месту» — в управление, а в МИД доезжало бы и того меньше. Кстати, нельзя сказать, что процедура сдачи и выдачи диппаспортов очень сложная. Часто депутату или его помощнику достаточно устно попросить нас о выдаче паспорта. Наш сотрудник сразу же выезжает в МИД, получает и передает его — на все уходит около двух часов.
Какие меры, на ваш взгляд, могут повысить дисциплину сдачи диппаспортов?
— Есть один-единственный механизм воздействия — объявление паспорта недействительным. Мы можем написать письмо на МИД, где указать, что вот такие паспорта не сдаются, потому объявите их недействительными. А теперь представьте себе, что будет, если мы это сделаем? По сути, все паспорта станут недействительными. Это нереально. Кстати вы же видели, что было в первые дни, когда вышло соответствующее поручение президента. У многих депутатов это вызвало радикальное непринятие. И все почему-то это связывали с партийной принадлежностью. Никто не вспоминает, что это придумано не полгода назад, а более десяти лет назад, когда вышло «Положение о диппаспорте». Никто из депутатов не понимает, что этот документ не принадлежит ему персонально. Лично он принадлежит только лицам, имеющим соответствующий дипломатический ранг, в частности, звание Чрезвычайного и Полномочного посла.
На вашей памяти были ли случаи, когда депутаты ездили по диппаспортам отдыхать?
— Конечно. В частности, известный всем инцидент с депутатом в Египте, когда он пытался поехать туда на отдых по диппаспорту (вероятно, речь идет об инциденте с Александром Стояном — прим. «ВД»). Нам тогда даже пришлось по фракциям разослать циркуляр-просьбу к депутатам не ездить в Египет по диппаспортам. Таких случаев с Египтом, когда наших нардепов уже в аэропорту в этой стране разворачивали и заставляли покупать визу, было немало.
Как выглядит стандартная процедура выезда депутата за границу в дипломатических целях?
— Если депутат едет с дипломатической делегацией, то выдается распоряжение председателя Верховной Рады о том, что нужно отрядить депутата за счет парламента. Если же командировка не распространяется на перечень предусмотренных Верховной Радой официальных зарубежных мероприятий, на которые предусмотрены средства, то выдается распоряжение спикера о том, что парламент принимает во внимание то, что некий депутат едет за границу. Кстати, таких распоряжений большинство. И третья категория — это депутаты, которые просят отправить их на официальные мероприятия в иностранное государство во время пленарных заседаний. Это делается, чтобы такие поездки не засчитывались как прогулы.
Олег Волошин: «С 1998 г. выдано предельно большое количество диппаспортов – около 10 тысяч» 
Директор департамента информационной политики МИД — единственный представитель министерства, который по долгу службы полгода назад открыто комментировал ситуацию с дипломатическими паспортами.
Чем, на ваш взгляд, объясняется бойкотирование требований главы государства депутатами?
— Трудно сказать. Формально диппаспорта должны храниться в Департаменте консульской службы Министерства иностранных дел. Никаких процедурных проблем для их выдачи и получения нет. Возможно, сами народные избранники боятся сдавать их, поскольку обращаться в МИД за выдачей паспорта они имеют право лишь в тех случаях, когда отправляются за границу в служебную командировку, но никак не в поездку в личных интересах. К сожалению, это правило не соблюдалось.
Возможно, потому, что за его нарушение нашим законодательством не предусмотрены санкции?
— Ответственность по законодательству лежит как на депутате, так и на органе, который ходатайствует о поездке за границу. В случае с народными депутатами — Аппарате Верховной Рады. Этот орган и должен решать, как воздействовать на нарушителей: взывать к совести, штрафовать… Ситуация с депутатами сложна тем, что, согласно «Положению о диппаспорте», они должны хранить их в МИДе, но в тоже время законом («О статусе народного депутата» — прим. «ВД») предусмотрено, что депутат имеет право на этот документ. То есть, к примеру, аннулировать его мы не имеем права. Кстати, в поручении президента вопрос депутатов вторичен. В основном оно было направлено на то, чтобы навести порядок с бывшими дипломатами, чиновниками, которые не возвращают свои диппаспорта и пользуются ими в личных целях. С 1998 г. выдано предельно большое количество диппаспортов. В общей сложности — около 10 тысяч. То есть сейчас они на руках у бывших сотрудников Администрации президента, Кабинета Министров, дипломатов.
Но в январе вы заявляли, что тема с диппаспортами возникла из-за массовых злоупотреблений их обладателей в личных интересах, в частности нардепами.
— Сам по себе диппаспорт не обеспечивает иммунитет, а лишь предоставляет возможность посещать без виз целый ряд стран, с которыми у нас есть соответствующие договоренности. Это страны Европейского союза, Китай, Египет, Турция… И если в ЕС видят, что тысячи украинцев едут к ним по диппаспортам без официальных приглашений, то у них закономерно возникает нервозность. Да, на фоне миллионов простых украинцев, едущих туда, тысяча или две по диппаспотрам — это немного. Но там так не принято, это вопрос принципа. Потому основной причиной появления поручения президента были именно требования наших европейских партнеров о том, чтобы навести порядок в этой сфере.
Евросоюз отмечал только массовость таких поездок или же именно приватное использование диппаспортов — для отдыха, шопинга?
— Думаю, скорее массовость. Хотя, кроме этого, видно, что они определяли по фамилиям тех же депутатов или же их помощников, которые не имели права на диппаспорта и пользовались ими в туристических целях. Или же фиксировали, что обладатель диппаспорта— бывший министр, и он не имеет права на этот документ. Тот же Богдан Данилишин сбежал в Чехию по диппаспорту, хотя уже полгода как не был министром экономики.