«Вышка Бойко» всплыла возле Аскольдовой могилы

436

Некоторые философы утверждают, что по-настоящему человек живет до тех пор, пока способен удивляться. Нынешняя власть, кажется, делает все возможное, чтобы украинцы жили максимально долго. Новым ее жизнеутверждающим шагом стало строительство в центре Киева вертолетной площадки для президента Виктора Януковича.

Кто бы мог подумать, что строительство «объекта №1», а соответственно безопасность первого лица государства будет поручена не СБУ или контрразведке, а привидению и бомжу из Латвии?

Начиналось все, впрочем, как по нынешним временам, достаточно незатейливо. 28 декабря 2010 года Киевсовет, осознав, что президент Украины желает на работу не ездить, а летать, выделил 2,18 га для строительства вертолетной площадки. Место нашли уникальное — на склонах Днепра, практически под Верховной Радой.

Уже в то время некоторых депутатов смутило юридическое обос­нование решения Рады. Во-первых, гектары были выделены с туманной формулировкой «для строительства и обслуживания объектов инженерной и транспортной инфраструктуры на Пар­ковой аллее», а во-вто­рых, не государственному предприятию, а малоизвестному ООО «Амадеус КО».

Но в тот день народные избранники решили не задумываться, на каких условиях первое государственное лицо будет договариваться с частной фирмой и не опасно ли доверять самую драгоценную жизнь страны ка­ким-то неизвестным. Стено­грам­ма сессии фиксирует лишь одно депутатское выступление по этому поводу. Андрей Стран­ников (Блок Кличко): «Понимаю, что это та знаменитая или же пресловутая вертолетная площад­ка, с которой президент будет преодолевать пробки в городе Киеве. Единственное, что с удивлением выяснилось, что отвод делается не на Государст­венное управление делами, а на частную фирму, которая затем будет владеть этим имуществом».

Остальные депутаты удивления не высказали, понимая, что такие объекты могут строить только правильные люди, и если президенту угодно приземляться на частную вертолетную площадку, то так тому и быть.

С того времени информация о строительстве поступала в СМИ регулярно, но обходилось без сенсаций. «Амадеус КО» нанял субподрядчика, и «Основа Солсиф» начала вбивать сваи, затем в медиа проскочила новость о том, что в площадку будет вложено около 200 млн. грн. А пос­ле того как строители сдали каркас, оказалось, что вертолетная площадка — это не просто расчерченный бетонный круг, а трехэтажное здание с непонятным предназначением.

Скандал разразился за нес­коль­ко дней до Нового года. Участники известного столичного сообщества «Интересный Ки­ев» пробрались внутрь объекта и вывесили в своем «Живом журнале» фото внутренней строи­тельной документации, которая щедро украшала стены недостроя.

К недоумению любителей киевской старины, среди вполне понятных граф, как то: «Комната персонала», «Администрация» и «Кух­ня», оказались трудно поддающиеся осмыслению: «Лаунж-бар», «Боулинг», «Ролледром», «Диско-бар», «VIP-залы для покер-клуба», etc.

Трудно понять, каким образом сочетается покер и «транспортная инфраструктура». Разве что известной покерной комбинацией — «стрит» или, в нашем случае, «стрит по масти». Ведь никто в здравом уме не сможет предположить, что президент Украины, отбывая с работы в Межигорье, будет посвящать час-другой катанию на роликах или танцам в стиле диско.

Разбушевавшуюся в Интер­нете общественность решил ус­покоить председатель КГГА Александр Попов. Фактический мэр столицы постарался убедить киевлян, что все нормально: «Строится не за средства бюджета, поэтому инвестор, строя эту площадку, рассчитывал на ка­кую-то деятельность». Правда, какая именно деятельность будет вестись непосредственно под площадкой, Попов, увы, не знает. Видимо, уровень не тот.
Тем временем блоггерская новость оказалась набирающим скорость снежным комом. «Укра­инс­кая правда» вывесила ответы Министерства культуры и управления охраны культурного наследия КГГА о том, что за разрешением на проведение работ к ним никто не обращался, хотя эта территория относится к особо ценным землям. Что же касается разрешения на собственно стройку, то инспекция Государст­венного архитектурно-строительного контроля сообщила, что предоставила его только на подготовительные работы. Причем еще до решения сессии Киеврады.

Более внятной информации, кто же дал разрешение на стройку, не удалось найти ни журналистам, ни депутатам. Вице-спи­кер парламента Николай Томен­ко на свой запрос в КГГА получил веселый ответ: «проектная документация на строительство объектов, разработанная с учетом требований градостроительной документации и с соб­лю­де­нием требований законо­дательст­ва… не требует согласования с гос­органами». Простыми словами: мы ничего не знаем, поскольку нам знать не положено.

Такое эксклюзивное положение фирмы «Амадеус КО» не могло не возбудить желания ZN.UA поближе познакомиться со счастливчиками, которые стро­ят, что хотят и где угодно, а КГГА даже не пытается вытребовать у них хоть какой-то документ.
Оказалось, что знакомиться ни с кем не надо. Потому что с людьми, строящими транспортный хаб для президента, наше издание уже практически сроднилось. 95% «Амадеус КО» принадлежит британской фирме Fine­road business LLP (Кар­дифф). Основана 16 декабря 2010 года (за две недели до решения Киев­совета), номинального директора нет. Британские друзья ZN.UA объяснили нам, что такое возможно, и функции директора исполняют напрямую основатели.

Список же собственников бри­танцев откровенно порадовал. Согласно британскому государственному реестру, ими оказались наши старые знакомые белизские офшорки Ireland & Over­seas Acquisitions и Milltown Corporate Services. И именно эти фирмы весной 2011 года продали «Черномор­нефтегазу» первую морскую бурильную установку West Juno, более известную среди читателей под названием «выш­ка для Бойко».

Тогда для операции была использована другая их собственность — тоже британская Highway Investment Processing (зарегистрированная по тому же адресу, что и Fineroad).
История с покупкой Украи­ной установки по цене 400 млн. долл., в то время, когда ее цена у официального дилера не превышала 250 млн. долл., заинтере­совала многих. Особенно же яркими оказались фигуры номинальных основателей офшорок — латвийцев Стана Горина и Эрика Ванагельса. Первый в интервью украинскому каналу ТВi сказал, что не узнает своей подписи на платежных документах, так что никаких вышек он не продавал. Следы второго нашел латвийский Центр журналистских расследований. Оказалось, что Ванагельс — антисоциальный старик, который давно ведет жизнь бомжа.

Теперь эти люди строят секретный объект, где по крайней мере дважды в день будет находиться первое лицо государства Украина. Точ­нее сказать, площадку строят те же люди, которые организовали схему покупки буровой установки.

Кстати, в этом контексте более понятной становится ранее казавшаяся загадочной фраза руководителя Минэнергоугля Юрия Бойко. Напомним, после выхода первой статьи ZN.UA о тендере «Черномор­нефтегаза» он сообщил: журналисты не учитывают, что в 400 млн. долл. входит не только буровая ус­та­новка но еще вертолеты и доп­оборудование. Возможно, имелись в виду вертолеты и допоборудование на Парковой аллее? Тогда, конечно, все становится на свои места.

Тем более что в последнее время министр увлекся организа­цией VIP-досуга. Совсем недавно общественная организация «Кедр», где он вместе с Сергеем Ту­лубом и Владимиром Демиш­каном является соучредителем, взяла в аренду 9000 га в Крыму для организации охотничьего хозяйства. Видимо, все здесь будет организовано по высшему классу. Ведь предыдущую территорию для отстрела животных «Кедр» обустроил в небезызвестном Сухолучье, где любит охотиться президент Виктор Яну­ко­­вич. Да и само место регист­ра­ции «Кедра» — с. Новые Петров­цы, ул. Ивана Франко, 19, что является почтовым адресом Межи­горья, — вселяет если не трепет, то по крайней мере уважение.
Возможно, именно из-за такого подбора фактов Виктор Яну­кович и проигнорировал результаты инициированной им же проверки относительно покупки первой буровой установки. ZN.UA уже сообщало, что полгода назад МВД в докладе президенту полностью подтвердило факт исчезновения 150 млн. долл. Только вот не владели проверяющие всей полнотой картины мира. Ведь в это время строи­тельство вертолетной площадки уже шло полным ходом, а «Наф­то­газ» чувст­вовал себя настолько уверенно, что готовил проведение второго тендера. На котором в результате была приобретена вторая буровая установка за те же сакральные 400 млн. долл.

Кстати, относительно второго тендера обнаружилась одна пикантная подробность. Участие в нем, напомним, вместо анонсированных «10—12 производителей» приняли лишь три загадочных посредника. Среди них и продавец первой вышки — High­way Invest­ment Processing. Со­лид­ная оказалась контора: еще всех денег за первую установку не должна была получить (только 80% предоплаты), а уже следующую продает. Со вторым тендером у нее не сложилось, так что мы с нетерпением ожидали появления в Британском реестре свежей финансовой отчетности Highway, чтобы попытаться понять, сколько ж «британские латвийцы» заработали на Украине.

Не сложилось. Буквально за несколько дней до обязательной пуб­ликации отчетности Highway Investment Processing заявил о своей… ликвидации. И прямо сейчас этим занимается.

Сама же вышка в Украину пока не пришла. Правда, она уже в Черном море. Турецкие СМИ сообщили, что 19 декабря West Juno прошла Босфор, остановившись на пять месяцев в порту Гиресун, где ей будут приваривать опоры.

И все же, если вышка пока не сдана, то, может, оставшихся 20% «Черноморнефтегаз» еще не ус­пел перечислить? Платить-то уже некому. А 20% — это 80 млн. долл. За такие деньги можно покрыть сетью вертолетных площадок полстраны. Оно ж лучше деньги не островитянам дарить, а здесь использовать? Как говорится, для дома, для семьи…
По материалам zn.ua