Выберем самых честных из воров или крах антикоррупционной реформы

607

Как герой пресловутого анекдота не ругается матом, а на нем разговаривает, так и Украина не борется с коррупцией, а в ней живет. Вообще, само по себе определение или понятие коррупции в нашей стране и, скажем, в Германии или США, весьма различно. Если в США коррупция – это когда чиновники замешаны в многомиллионных аферах, то в Украине коррупция сопровождает украинцев с первых лет жизни, с детсадовской скамьи, так сказать (не секрет, чтобы попасть в садик, часто нужно «подмазать» предприимчивую заведующую). Коррупцией пропитаны абсолютно все сферы жизни, включая медицину и образование. Не подмажешь – не поедешь. Говорят, что эта фраза родилась уже в независимой Украине. Но, существуют серьезные сомнения, поскольку взяточничество процветало и в СССР. Конфеты и коньяки врачам, деньги, прикрепленные скрепкой к открытке на день учителя, откаты, преференции на тендерах всех уровней – с этими реалиями уживается любой украинец, а некоторые даже не представляют жизни без такого вида стимуляции общественной деятельности.

Борьба с коррупцией должна начинаться именно на верхах, поскольку именно оттуда берет корни сей социальный недуг. Традиционный способ борьбы с коррупцией во всем мире – принятие эффективных антикоррупционных законов. Таким путем пошла и Украина. С 1 июля в силу вступил новый антикоррупционный закон, инициированный президентом Януковичем. Закон этот во многом связал руки чиновникам, однако на то он и украинский чиновник, чтобы законы обходить.

Так, например, чиновникам разрешено принимать подарки лишь дважды в год, и никак не чаще. А вот ещё интересная норма – чиновникам запрещено иметь в прямом подчинении родственников. Обе нормы легко обходятся оформлением подарков на родственников и специально зарегистрированные фирмочки. А сынишку можно пристроить и в другой отдел. Ну, и само собой, не захотели депутаты декларировать доходы родственников. Вот тут-то и всплыли бы Бентли и Ламборджини, владельцами которых являются скромные пенсионерки родом из Богом забытых деревень.

Суть антикоррупционной реформы – искоренить коррупцию, как явлению. Однако, можно ли добиться каких бы то ни было результатов, если на самом высшем уровне происходят вещи, которые бы гарантированно вызвали интерес прокуратуры в европейских странах. Как не вспомнить о тендерах без тендеров, засилье донецких в евро-проектах, материальная помощь украинским фабрикам и заводам, по случайности оказавшихся в собственности вице-премьером. По словам гаранта Конституции, ежегодно Украина теряет более 20 миллиардов долларов вследствие коррупции. Кому, как не хозяину Межигорья знать эту цифру! Сюда относятся и прямые убытки, и средства, потраченные на борьбу с коррупцией, и, собственно, взятки.

Основная ошибка действующей команды – это то, что антикоррупционный закон нисколько не подкреплен реальными действиями правительства и президента. И дело даже не в нарушениях закона наверху, а с показной помпезностью власти. В то время, как образование и здравоохранение находятся на грани выживания, ведомственные клиники продолжают закупать дорогостоящую оборудование, а чиновники, несмотря на запрет Азарова приобретать автомобили, продолжают с завидной регулярность обновлять автопарк. Уж если главврач видит, что происходит с закупкой вакцин и лекарств, то он освобождает себя от угрызений совести, собирая мзду с участковых и «выбивая» благотворительные взносы. Не может ГАИшник со скромной зарплатой не заглянуть в карман автолюбителя, поскольку видит и знает, что происходит в высших милицейских чинах. Это, впрочем, никак не оправдывает вышеупомянутых товарищей, но хоть как-то объясняет их позицию.

Само собой, государство тратит огромные деньги на борьбу с коррупцией, и даже кого-то сажает. Милиция, прокуратура, СБУ и прочие силовики активно требуют увеличение финансирования и таки добиваются своего. Уже сейчас многие эксперты считают, что принятый пакет антикоррупционных законов фактически узаконивает мелкие взятки. Другими словами, Януковича не интересует мелочь, ведь донецкие привыкли играть по-крупному.

Борьба с коррупцией в Украине – сродни мазохизму. Ну, как может власть бороться с сущностью своего существования. Самый прибыльный бизнес в стране – завести дружбу с властью, которая поделится крохами с барского стола. Крох этих, впрочем, хватит на комфортную жизнь нескольким поколениям. Самое страшное то, что финансируют как саму коррупцию, так и борьбу с ней обычные украинцы. Кстати, влиятельная европейская антикоррупционная организация GRECO уже подвергла критике принятые законы, особенно в части отказа от мониторинга доходов родственников чиновников. Даже если законодательство многих государств запрещает проверку финансов чиновничьей родни, то существует множество других легальных способов проверить карманы и кошельки родственников слуг народа.

Сама борьба с коррупцией в Украине выглядит глупо и нелогично. Слуги народа, президент и правительство уже в открытую глумятся над избирателем, например, на широкую ногу финансируя собственное оздоровление (расходы на оздоровление депутатов, президента и членов Кабмина в 4 раза превышают расходы на оздоровление ветеранов ВОВ). Зачем маскировать коррупцию, если можно абсолютно легально шиковать на бюджетные деньги? Эх, как не вспомнить мудрое изречение Марка Твена «Государственный служащий – лицо, выбираемое народом, чтобы распределять взятки»!

Иванцов Евгений, для job-sbu.org