ВСУ: Cправедливость для всех?
Ситуация, складывающаяся вокруг председателя Верховного Суда Украины Василия Онопенко, свидетельствует, что принцип независимости судебной власти – один из базовых для демократической системы управления – в нашей стране соблюдается избирательно.
Об украинских судах сказано немало, и камней в судейский огород заброшено столько, что их хватило бы на особняк для самого притязательного заказчика из числа обладателей судейской мантии. Напомним, что на протяжении продолжительного периода украинской независимости суды не играли политической роли. Ситуация изменилась в 2004-м, когда решением Верховного Суда был назначен третий тур президентских выборов. После этого значимые политические игроки начали искать рычаги влияния на судебную власть. Во времена президентства Виктора Ющенко оппонирующие ему парламентарии блокировали работу отдельных судов, в 2007 году Конституционный Суд стал ареной схватки вокруг проведения досрочных парламентских выборов.
С приходом к власти Виктора Януковича (попытка Юлии Тимошенко оспорить результаты второго тура президентских выборов в Высшем административном суде успехом не увенчалась) за судебную власть взялись всерьез. Идеологом реформирования отечественного правосудия стал бывший руководитель юридического департамента БЮТ Андрей Портнов, выбравший весной 2010 года новое место работы – он стал заместителем главы президентской администрации. Надо сказать, что Андрей Владимирович работал упорно и настойчиво. Плюс в его распоряжении было послушное парламентское большинство, что и позволило принять закон "О судоустройстве и статусе судей", нивелировать роль Верховного Суда, создать высшие специализированные суды и повысить значение Высшего совета юстиции. Наше повествование будет неполным без упоминания о ротации в Конституционном Суде, откуда ушли несколько нелояльных Виктору Януковичу судей, на смену которым пришли другие, которых сложно назвать доками в конституционном праве.
Нынешний председатель Верховного Суда Василий Онопенко занял должность осенью 2006 года. Тогда много говорили о приложенных его давней союзницей Юлией Тимошенко усилиях для имплантации своего давнего сторонника на самое весомое место в судейской иерархии. У Василия Васильевича было важное преимущество: до начала политической карьеры он успел продолжительный период проработать судьей. На своем посту председатель ВСУ последовательно отстаивал права судебной власти.
Тучи над Онопенко начали сгущаться в конце прошлого года, когда правоохранители задержали его зятя Евгения Корнийчука, бывшего первого заместителя министра юстиции. На подписку известного юриста, которому инкриминируется превышение служебных полномочий, выпускать отказываются, и в политических кругах такой вариант был расценен как "большой привет" тестю. Опальный экс-чиновник, напомним, принял из рук Онопенко бразды правления Украинской социал-демократической партией, которая была блокообразующей для БЮТ, но при этом на последних местных выборах подыгрывала "регионалам".
В феврале ситуация обострилась еще больше: уголовное дело было возбуждено против дочери Онопенко, которой инкриминируется мошенничество. Следствие пыталось отыскать Ирину Васильевну в отчем доме, но безуспешно. Генеральная прокуратура особо подчеркнула, что к отцу предполагаемой мошенницы никаких претензий не имеет. Онопенко-отец вполне логично заявил, что в отставку подавать не собирается, и будет настаивать на встрече с главой государства с целью поговорить на эту тему. Правда, наивно было бы рассчитывать, что Виктор Янукович не в курсе происходящего.
Ларчик с судебными проблемами открывается просто: за минувший год президентской команде удалось установить контроль практически над всей судебной системой, на большинство ключевых позиций расставлены правильно понимающие президентскую политику исполнители. Верховный Суд по совокупности факторов стал исключением, но проигнорировать лишенную части полномочий инстанцию нельзя. Собственно, как и ликвидировать. Венецианская комиссия сдержанно оценила новации в судебной системе Украины, проведенные под оперативным руководством Андрея Портнова. Поэтому первоочередной задачей выглядит избрание нового председателя ВСУ, под фигуру которого парламент может отыграть назад некоторые полномочия Верховного Суда.
Ситуация кажется простой только на первый взгляд, поскольку судьи Верховного Суда по определению не являются простыми людьми, а размывание их полномочий могло сплотить судейский корпус. Нынешнее нанизывание неприятностей на Василия Онопенко призвано не столько сделать его управляемым, сколько не дать ему превратиться в символ сопротивления президентской команде. Ставки слишком высоки, чтобы останавливаться на полпути.
Наиболее вероятным вариантом развития событий выглядит отставка Онопенко и избрание новым председателем одного из членов Верховного Суда. Страшилки о том, что ВСУ возглавит Андрей Портнов (которому на минувшей неделе предрекали увольнение из президентской администрации), "пидрахуй" Сергей Кивалов или полузабытый Виктор Медведчук, не имеют под собой основания. Ни у одного из перечисленных политиков нет необходимых 15 лет судейского стажа. Поэтому куда вероятнее, что на Банковой сделают ставку не на судью-политика, а на судью-земляка, способного на новом месте работы доказать, что "Донбасс порожняк не гонит".