Все кошмары украинского производства лекарств

559

В Украине сократится число поддельных лекарств? Это планируют достигнуть при помощи Европейской дирекцией по контролю качества лекарств. На все лекарственные препараты, которые продаются в Украине, будет нанесен специальный QR-код. Он будет введен в рамках внедрения автоматизированной системы отслеживания лекарств, которую проводит Государственная служба лекарственных средств Украины. На сайте этой организации будет программное обеспечение, которое каждый гражданин Украины сможет бесплатно скачать. И когда вы покупаете упаковку лекарства, то сможете увидеть всю информацию о ней: когда и где она была произведена, какому оптовику была продана, когда и в какую аптеку попала. На каждом этапе данные будут заноситься в базу, которую ведет Гослекслужба. Правда, программа эта будет внедряться в несколько этапов и вступит в действие лишь в 2017 году. Ну а пока у нас все очень сложно…

Откуда что берется?

Вы слышали про поддельные и некачественные лекарства, которые наводнили Украину? Или вы точно читали об этом в СМИ? Но вы вряд ли слышали раньше про Государственную службу лекарственных средств Украины, которую возглавляет Алексей Соловьев, и уж тем более про ее территориальные отделения. Например, Всеукраинская штаб-квартира этого ведомства находится в неприметном здании на проспекте Победы, 120 в Киеве. А вот Госслужбу лекарственных средств по городу Киеву вы вообще не найдете – она находится в Киеве по улице Березняковской, 29 – на Левом берегу, на пересечении Березняковской улицы и Днепровской набережной. На сайте всеукраинской службы есть телефон, е-мейл, руководитель (Наталья Гудзь) – и все.

Попробуйте узнать, в каком здании находится эта служба, или найти табличку с вывеской, не говоря уже про структуру учреждения – как, кто и за что там отвечает. Например, раньше штаб-квартира службы лекарственных средств по городу Киеву была на улице Стрелецкой, 12 – угол Стретенского переулка, сразу за Софийским Собором в Киеве. Но сколько бы вы ни проходили мимо этого 5-этажного дома, то ничего бы вы не узнали про эту организацию, ибо никакой таблички указанный дом никогда не имел. А ведь эта организация отвечает за каждую таблетку в пачке и каждую каплю в любом пузырьке или флаконе, сотни тысяч которых находятся сейчас в аптеках Киева. А, кроме того, в Киеве действует 3 крупных фармацевтических завода – на Подоле, в Дарнице, на Борщаговке, и множество фармпредприятий и цехов поменьше. Кроме того, некоторые медицинские НИИ тоже выпускают свои медпрепараты. Кстати, отметим, что в Украине в Уголовном кодексе уже два года как есть статьи за фальсификацию лекарственных препаратов.

Сесть или не сесть?

Но как-то осужденных по этой статье в безумных количествах нет (всего было открыто 9 уголовных дел по состоянию на август 2013 года, осужден один человек на 3 года), хотя фальшивых лекарств в Украине ну очень много. Хотя, как по мне, жалко, что изготовление таких лекарств в случае отравления потребителя ими почему-то не квалифицируют как «умышленное причинение вреда здоровью». Но мне лично нравится квалифицировать это по статье «терроризм» с использованием «оружия массового поражения» – химического, биологического и бактериологического. Но это лично мое мнение – правоохранители Украины со мной, увы, не согласны! Кроме того, есть правовая коллизия, усложняющая возможность открытия уголовных производств по факту фальсификации лекарств, поскольку после выявления органами Госслужбы по лекарственным средствам этой продукции ее немедленно утилизируют, и правоохранители не могут возбудить дело из-за отсутствия предмета преступления и вещественных доказательств.

Ведь даже если председатель Совнацбеза Украины (СНБОУ) Андрей Клюев призывает граждан бороться с фальшивыми лекарствами, то проблема действительно назрела, хотя как ее решить – непонятно.

Кстати, весьма интересное событие в сфере фармацевтики произошло в Киеве 11-12 июня 2013 года, которое осталось незамеченным в отечественных СМИ. В столице Украины прошла международная конференция «Подходы к практической реализации Конвенции Совета Европы о подделке медицинской продукции и подобных преступлениях, которые угрожают здравоохранению» (The Medicrime Convention Combating counterfeiting of medical products and similar crimes — Конвенция MEDICRIME). Конференция была организована Советом Европы и Государственной службой Украины по лекарственным средствам (далее — Гослекслужба) при поддержке Константина Грищенко, вице-премьер-министра Украины. В работе конференции приняли участие ведущие специалисты стран-членов Совета Европы в сфере противодействия обращению фальсифицированных лекарственных средств.

Конвенция MEDICRIME — первый международный инструмент уголовного законодательства в фармацевтической сфере. В документе представлены рекомендации для стран-участниц в сфере противодействия обращению фальсифицированных лекарственных средств. Конвенция была открыта к подписанию в октябре 2011 г. На сегодня это уже сделали 22 страны, в том числе Австрия, Бельгия, Армения, Гвинея, Дания, Израиль, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Марокко, Молдова, Германия, Португалия, Российская Федерация, Турция, Украина, Финляндия, Франция и Швейцария.

Конвенция MEDICRIME рекомендует государствам-участникам предусмотреть в национальном законодательстве уголовную ответственность за: изготовление фальсифицированной медицинской продукции, активных веществ, наполнителей, компонентов, материалов и оборудования; поставку и торговлю фальсифицированными препаратами, активными веществами, наполнителями, компонентами, материалами и оборудованием; фальсификацию документов, которые имеют отношение к медицинской продукции; подобные преступления — несанкционированное производство или поставку лекарственных средств и маркетинг изделий медицинского назначения, которые не отвечают требованиям законодательства.

Подопытные кролики «от медицины»

Но обратите внимание, какие страны мира не подписали конвенцию MEDICRIME – среди них США, Великобритания и Индия, ну и Китай. Про США все знают как про крупнейшего производителя лекарственных препаратов различной эффективности и различного качества (о чем говорят скандалы в СМИ). Великобритания в сфере фармацевтики тоже не отстает, а Индия – это крупнейший в мире производитель компонентов для лекарственных средств, которые потом становятся лекарствами в разных странах мира. Причем почему-то качество этих лекарств в одинаковых упаковках остается разным. И самое интересное – эта конвенция выводит за скобки ИСПЫТАНИЯ и РАЗРАБОТКУ медпрепаратов и лекарств НА ЛЮДЯХ. А это самое интересное для фармбизнеса, ибо прибыли в мировой фармацевтике все равно очень высокие и часто заставляют забыть об этике и законах. А в Украине, при наличии желания, связей и денег, весьма несложно сделать подлог документов, чтобы испытывать некий инновационный западный препарат на людях.

В Украине только за последние пять лет на наших людях испытано почти 1200 препаратов, из которых большинство – зарубежных. Наша страна занимает лишь 30-е место в мире по испытаниям лекарственной продукции – наши фармацевты тестируют в среднем около 250 препаратов в год. Опережают ее США (4949 исследований), Германия (1020), Канада (944), Польша (407), Россия (344), Чехия (295), Венгрия (262).

Каждый медицинский препарат проходит четыре этапа тестирования. На первом этапе, как только препарат произвели, его испытывают на здоровых людях, группа небольшая. Участникам испытания оплачивают, так как они подвергаются реальному риску. Если препарат проходит первое испытание успешно, тогда проводится испытание на больных, которым теоретически препарат должен помочь. Группа, говорят эксперты, опять же небольшая. Именно на этом этапе принимается решение о том, может ли лекарство действительно помочь больному. На третьем этапе проводится исследование в клиниках. И на четвертом производители отслеживают действенность препарата, когда он уже попал в официальную продажу. Как правило, больные получают деньги за испытание на себе препарата только на первой стадии испытания.

Тем не менее, отмечают эксперты, деньги от фармкомпаний-производителей на втором и третьем этапе могут получать медицинские сотрудники. Именно они предлагают своим пациентам попробовать новое лекарство и создают группы, в которые включают в среднем 20 человек. За одного такого «подопытного кролика» медработник может получить от производителя лекарств от $ 350 до 10 тыс. Именно поэтому, говорят эксперты, медики в погоне за деньгами могут не всегда сообщить пациенту, что на нем проводят испытания или что препарат может иметь побочные действия. Не всегда научному сотруднику удается полностью укомплектовать свою группу, если, конечно, он до конца честен со своими пациентами. В Украине работает около 400 центров, которые занимаются исследованием препаратов. Государственная система здравоохранения от испытаний получает не менее 4 млрд. грн. в год. Запомните эту цифру.

Ну а пока был скандал в декабре 2012 года. Тогда вакцину против «гепатита В», которые производит фирма, где, по утверждению СМИ, якобы имеет долю сын главы Минздрава Раисы Богатыревой, изъяли из оборота. Есть подозрение, что из-за нее умерли 11 младенцев. Тогда Государственная служба лекарственных средств временно запретила реализацию вакцины против «гепатита В» производства фирмы «Фармстандарт-Биолик». Соответствующее распоряжение ведомства было датировано еще 12 декабря 2012 года. В документе отмечается, что реализация, хранение и применение всех серий препарата фирмы «Фармстандарт-Биолик» временно запрещена «на основании результатов внеплановой проверки» этой компании.

«При обнаружении образцов этого медицинского иммунобиологического препарата принять меры для его изъятия из обихода путем помещения в карантин» – было указано в распоряжении Гослекслужбы.

А пятью годами ранее в Донецкой области бы скандал, когда от вакцины индийского производства 12 мая 2008 года в школе № 10 Краматорска Донецкой области после прививки в рамках возрастной прививочной кампании против кори и краснухи умер ученик 11 класса. Тогда в лечебных учреждениях Донецкой области зафиксировали около 100 человек (из которых 4/5 дети), которые обратились с жалобами на ухудшение самочувствия после прививок против кори и краснухи вакциной ZA 26-X. Причем в чем была ошибка производителей вакцины, врачей и тех, кто его прививал, до сих пор не ясно. В общем, в Украине почему-то регулярно происходят скандалы с вакцинами, причем импортными или сделанными по лицензии, но очень новыми, из импортных компонентов. Это низкое их качество и подлог документов на их безопасность? Или же это скрытая форма испытаний? Увы, но фармацевтика в мире и Украине сегодня имеет настолько высокие прибыли, что риски подобных скандалов не останавливают процесс зарабатывания денег на здоровье людей!

Вся Украина работает на лекарства?

Жители Украины ежегодно тратят 32 млрд. гривен на лекарства, при этом 90 % расходов на лекарства в Украине граждане тратят из собственного кармана. Об этом в своем интервью журналу (порталу) «Український тиждень» рассказал президент общественной организации Всеукраинский совет защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк.

Он считает, что сегодня недофинансирование остается наибольшей проблемой украинского здравоохранения, но самым главным его компонентом является отсутствие нормального механизма возмещения затрат на лечение граждан, которые они сами и оплатили.

«Нас уже приучили к тому, что мы приходим в больницу не только со своими медикаментами, но и со своими расходными материалами, бинтами, капельницами и т.п., поскольку заранее знаем, что если не принесем их сами, то больше их взять будет неоткуда», - отметил Сердюк, добавив, что большинство граждан недовольны стоимостью медпрепаратов и их недоступностью из-за этого.

«Ежегодно граждане Украины отдают за лекарства 32 млрд. грн. личных денег - это 90 % расходов на лекарства в целом по стране. Государство, в свою очередь, в лице все-всех учреждений закупает их только 4 млрд. грн. Такую политику можно охарактеризовать простым термином «пассивная эвтаназия» (т.н. метод «пустой шприц») в отличие от активной эвтаназии (т.н. «полный шприц»), когда применяются смертельные инъекции. Если большая часть наших соотечественников просто не могут лечиться – то это эвтаназия», — сказал в интервью Игорь Сердюк.

При этом во многих странах мира, а уж Европы и подавно, применяется схема компенсации затрат граждан на лекарства. «Ее принцип очень прост: процесс лечения гражданина не должен приводить к его обнищанию. Пациент обращается к медику, тот выписывает рецепт, с которым больной идет в аптеку, где-либо бесплатно, либо за 20-30 % стоимости - в зависимости от болезни - получает препараты. Аптека, в свою очередь, получает от государственного бюджета возмещение всех 100% затрат на лекарства. Такая схема применяется в Великобритании, Швеции и еще много где в Европе», — резюмировал Игорь Сердюк в своем интервью.

Итак, испытания препаратов в Украине в год стоят 4 млрд. гривен. За средства государственного бюджета в Украине ежегодно закупается лекарственных препаратов и вакцин тоже на 4 млрд. грн. А вот граждане Украины ежегодно закупают лекарств на 32 млрд. грн. – в 8 раз больше. Отсюда вывод: главный интерес украинских производителей и дистрибьюторов лекарственных препаратов – заставить население покупать их как можно больше за свои деньги и дороже. Неужели отсюда все слухи про то, что лекарственные препараты, которые продаются в Украине, специально ослабленного действия (по сравнению с Европой), потому что какой смысл продавать гражданину одну упаковку препарата, если можно продать их три штуки – выручка же возрастает втрое! Ну а слухи про то, что дистрибьюторы фармацевтов стимулируют украинских врачей выписывать строго определенные препараты своих фирм, которые дороже, тоже ведь не на пустом месте взялись. Так что не удивлюсь, что целью фармацевтов является превращение всех граждан Украины в своеобразных «таблеточных» наркоманов, которые будут лечиться таблетками от последствий других таблеток. Главное, чтобы эти люди платили ЖИВЫЕ деньги в аптеки.

По материалам:  from-ua.com