Возвращение «нелегалов» и «серых» схем на АЗС

772

Розничный рынок топлива после «декабрьской чистки» снова наполняют нелегальные АЗС, заявляют в Нефтегазовой ассоциации, представляющей интересы 13 крупнейших в Украине топливных сетей.

И это не единственная проблема легального бизнеса. Борьба с так называемыми «бочками» вывела на свет «серый» рынок топлива, где «белые» сети могут работать по принципу «нелегалов».

За последние три года в Украине прошли, как минимум, три волны чисток розничного рынка от нелегальных АЗС.

Впервые, по словам вице-президента ОККО Василия Даныляка, с нелегальными автозаправками начали бороться в 2017 году, когда в Киеве насчитывалось 350 станций, торгующих автогазом без лицензии. Именно подпольные АГС вызвали бум сжиженного газа в Украине, считает он.

«Три года назад [мэр Киева, Виталий] Кличко вник в эту историю и дал команду их закрыть. После этого они успешно переехали в Киевскую область – в Бровары, в Белую Церковь и на трассы, – рассказал топ-менеджер в и интервью youtube-каналу Бегущий банкир. — По сути, оттуда нелегальное движение и начало масштабироваться».

Формально причин появления в Украине так называемых топливных «бочек» было несколько. Первые нелегалы вышли на рынок еще в 2015 году, рассказывала LIGA.net глава Нефтегазовой ассоциации Украины Неля Привалова. Причиной этому стало введение акцизного налога на топливо и экономический кризис, который повлек за собой падение платежеспособности граждан, уточняла она.

С тех пор на окраинах украинских городов и все чаще стали появляться «бочки», торгующие без лицензии и других разрешительных документов. Их пиковая активность, по оценке Даниляка, пришлась на 2019 год, когда нелегальные АЗС заняли 20% розничного рынка, что в деньгах – около $1,3 млрд. Из-за этого государственный бюджет недополучает в качестве налогов миллиарды гривень, считают в Нефтегазовой ассоциации Украины.

На первый взгляд, тенизация рынка АЗС открыла для потребителей доступ к дешевому бензину, дизелю и автогазу. По данным топ-менеджера ОККО, разница на стелах крупных сетей и нелегалов в прошлом году достигала 5-6 грн в зависимости от топлива. Но этот фактор, в конце концов, сыграл с потребителями злую шутку.

Из-за перетока продаж, по информации директора Консалтинговой группы А-95 Сергея Куюна, крупные сети автозаправок повысили маржу на топливо, чтобы компенсировать свои непокрытые расходы. Средняя наценка на бензин и дизель, по его словам, составляла в 2019 году 5-5,5 грн/литр, а на автогаз — 1,4 грн.

«Фактически высокие маржи на бензине и ДТ компенсировали отток продаж, которые ушли к «нелегалам» сразу либо, как с бензином: сначала превратились в сжиженный газ, а уж потом ушли на «подзаборные» АЗС, — писал Куюн для профильного издания enkorr.

Что такое нелегальные АЗС и как они работают?

Нелегальные АЗС – разговорное понятие. Де-юре, под эту классификацию подпадают лишь автозаправки, которые торгуют без лицензии. Но де-факто, к этой же категории нередко относят и АЗС, которые продают топливо без выдачи фискального чека, акта ввода станции в эксплуатацию и разрешения от охраны труда.

По словам Куюна, большая часть из «нелегалов» — автогазовые станции. Их долю на «теневом рынке» он оценил в 60%. В основном «нелегальные» АЗС покупают легальное топливо. Но в отдельных случаях этот ресурс может быть и незаконным, например, контрабандой или воровством на трубопроводах, допускает Даныляк.

Еще один источник для «нелегалов» — подпольные мини-НПЗ, которые производят нефтепродукты низкого качества, добавляет Куюн. Всего таких мини-фабрик по стране около 20, уточняет Привалова.

«Как правило, эти АЗС продают 100% мимо кассы, то есть кассовые чеки выдаются не фискальные, — объясняет логику работы «нелегалов» топ-менеджер ОККО. — Но среди них есть и продвинутые, которые выдают фискальные чеки, а потом [в базе] отбивают их назад. Это зависит от наглости, аппетитов продавца и насколько сильно его жмут [правоохранительные органы]».

Чтобы легализировать свои продажи «незаконные» автозаправки используют легальный бизнес, говорит Привалова из Нефтегазовой ассоциации.

По ее словам, среди нелегальных АЗС есть общепринятая практика: продавать с наценкой документы на уже реализованное топливо крупному потребителю — аграрию, строителю или перевозчику.

Декабрьская зачистка

В декабре 2019 года рынок АЗС пережил третью волну чисток, которая последовала за прокурорскими рейдами в начале 2018-го, отмечает Куюн из А-95. Она стала следствием неформальной сделки между Офисом президента Владимира Зеленского и легальным бизнесом 23 декабря.

Легальный бизнес пообещал снизить цены на стеле до $1,1 за литр, если власть зачистит рынок от нелегальных АЗС.

Так и произошло. По данным экс-премьер министра Алексея Гончарука, к 10 января налоговая, СБУ и Нацполиция проверили 2200 «незаконных» автозаправок. Около 1000 из них либо приостановили свою деятельность, либо получили лицензию на торговлю топливом, рассказал экс-врио главы ГФС Денис Гутенко.

«Мы начали заниматься нелегальными АЗС еще до встречи бизнеса с президентом. Потом в этот процесс вник Офис президента и премьер-министр, после чего внимание к этому вопросу стало максимальным: как у налоговой, так и у СБУ с прокуратурой, — делится своими впечатлениями бывший налоговик. — Перед всеми стояла задача закрыть нелегалов – даже у тех, кто крышивал эти заправки».

Но есть и обратная сторона медали. По словам Даныляка из ОККО, после начала операции, часть автозаправок подстроились под конъектуру рынка, необоснованно получив лицензию на торговлю.

По его данным, за период «чистки» около 450 автозаправок получили лицензию, предоставив местным налоговым отделениям «чужие документы на землю, чужие акты на ввод в эксплуатацию и другие адреса».

Эту проблему признают и в Государственной фискальной службе, где выдают подобные лицензии. Но своей вины не видят — проверять условия выдачи лицензий якобы не входит в сферу компетенции ведомства.

«Большинство заправочных станций в Украине уже имеют лицензии на такую ​​деятельность, но условия их предоставления — это вопрос не к налоговой милиции, — заявлял 30 июля ио главы ГФС Сергей Солодченко на одном из заседаний финансового комитета Верховной Рады. — В поле зрения ведомства попадают только те АЗС, которые не имеют никаких документов». По словам Солодченко, с начала 2020 года ведомство демонтировало 548 АЗС, у которых не было ни лицензий, ни других разрешительных документов.

Условия выдачи лицензии «нелегалам» расследует ГБР, говорит Неля Привалова из Нефтегазовой ассоциации, но деталей расследования ей неизвестны: ведомство попросту их не раскрывает.

Тень возвращается

В целом легальный бизнес высоко оценивает результаты чистки. Но предупреждает: в период карантина нелегальные автозаправки снова начали выходить на рынок.

«У нас нет информации, что за период карантина какие-то нелегальные АЗС закрылись. Есть информация, что наоборот 175 заправок возобновили работу. Мы сейчас выясняем, кто входит в это число – заправки без лицензии или заправки с лицензиями, но с другими нарушениями», — уточнила она.

LIGA.net удалось найти минимум три АЗС, которые работали с признаками нарушений. Две заправки мы нашли в Киеве по улицам Зодчих и Выговского. Еще одну — на окраине города в Бортничах на Автотранспортной.

Последняя на «карте нелегальных заправок» (ее автор — Нефтегазовая ассоциация) отмечена, как вновь открывшаяся после остановки.

Все три АЗС объединяет несколько общих деталей.

Во-первых, внешний вид. Каждая из них состоит из диспетчерской будки и одной или нескольких топливных цистерн.

Во-вторых, за время пребывания на станциях покупателям не выдавали чеки.

Третья особенность — отсутствие уголка потребителя, где клиенты смогли бы увидеть информацию о заправке.

Сотрудники всех трех АЗС отказались показывать лицензию на торговлю. Они также не смогли вспомнить названия заправок, где работают и имя юридических лиц, которым принадлежат эти станции.

Возможно, у этих заправок есть лицензии на торговлю, но в налоговом реестре торговцев топливом по указанным трем адресам никто не зарегистрирован.

«Это просто заправка, как она еще может называться? Мне сказали, что она легальная, лицензии есть, — заявил  диспетчер-охранник заправки в Бортничах. — Вечером приедет начальник, вы можете задать ему все вопросы. У него все документы».

Низкие цены — еще одна особенность найденных АЗС. Например, на 13 июля на станции Зодчих,5-А один литр бензина «А-95» стоил 16,5 грн, литр дизеля — 17 грн, а автогаз торговался по 10,75 грн/литр.

Для сравнения, с 13 по 15 июля, средняя цена этих видов топлива, по данным enkorr, была на 1-5 грн больше.

Разницу в ценах сотрудник этой заправки объяснил низкой закупочной ценой. По его словам, АЗС, на которой он работает, закупает дизель по 10 грн/литр, а сжиженный газ — по 6 грн.

«Топливо в основном из России или Беларуси, газ украинский — из Полтавы. Мы продаем по две бочки в день», — сказал сотрудник этой АЗС, уточнив, что она оформлена, как ФОП.

Новая проблема

По словам Даныляка, проблему с «черным» рынком АЗС не решить, если не заниматься ей на постоянной основе. «Нелегалы» начали возвращаться, как результат смягчения контроля со стороны властей, считает Привалова.

Однако одними проверками ограничиваться не стоит, отмечает Привалова. Для ужесточения санкций за торговлю топливом без лицензии в декабре 2019 года в Верховной Раде зарегистрировали законопроект №2515. Депутаты проголосовали за него в первом чтении 14 июля.

Проект закона, в частности, предполагает более жесткую ответственность за торговлю без лицензии, чем действующее законодательство.

«Если сейчас заправкам без лицензии грозит только штраф на 17 000 грн или конфискация имущества по решению суда, то после принятия этого законопроекта, будет и штраф, и арест с конфискацией», — объяснила Привалова.

Решит ли законопроект все проблемы рынка АЗС? Вероятно нет. По словам Куюна из А-95, борьба с тенью вывела на свет так называемый «серый» рынок, где легальные АЗС эконом класса (так называемые дискаунтеры) работают по тому же принципу, что и «нелегалы».

За счет торговли без чека, утверждает он, у дискаунтеров появляется «черная касса», а в бухгалтерии — документы на легальный приход нефтепродуктов. Далее эти документы якобы «продаются c 10% наценкой, «кому нужен кеш, затраты и налоговый кредит», добавляет Куюн, за счет чего у сетей в итоге формируется дополнительная маржа в размере 5-6 грн/литр топлива.

С помощью этой маржи дискаунтеры и удерживают низкие цены на стеле, завлекая к себе все больше клиентов.

«В Европе разница в ценах между заправками с сервисом и так называемыми «холодными» заправками (где самообслуживание) около 1 грн на наши деньги, — добавляет Куюн. — А у нас в стране —  8 грн. Это невозможно в равных условиях».