Война за «Укроборонпром”

545

Меньше года прошло с момента старта реформы Укроборонпрома, пишет StateWatch. И уже новые соратники президента предлагают создать так называемое министерство по вопросам ОПК, несмотря на процессы трансформации концерна, начатые новой его командой.
В начале марта 2019 года тогда еще кандидат в президенты Владимир Зеленский встретился с независимыми экспертами на тему, что делать с «Укроборонпромом». Мероприятие было инициировано после «свинарчукгейта».

Зеленский как топовый кандидат хотел лично разобраться, что делать с «Укроборонпромом», за которим еще с 2011 года тянется коррупционный шлейф. Тогда команда Януковича придумала гениальную для мошеннических схем форму «государственный концерн».

С одной стороны — это не орган исполнительной власти, полностью исключает предохранители гражданского и даже правительственного контроля. С другой стороны — концерн получил неограниченные возможности перераспределения финансовых потоков подконтрольных госпредприятий на аффилированные с властью частные фирмы.
Контролируется «Укроборонпром» в системе органов власти до сих пор непосредственно из кабинетов на Банковой.

Часть видео встречи с кандидатом в президенты В. Зеленским.

На встрече с Зеленским будущему президенту было предложено создать вместо концерна профильное министерство оборонно-промышленного комплекса — ОПК. На что кандидат улыбнулся и отшутился, что создавать дополнительные органы власти — это уже слишком для бедной страны.

Прошло время. Зеленский стал президентом, а затем и ответственным за концерн. Вместо создания министерства Офис президента выбрал другую модель реформы. Ответственным за регулирование ОПК в правительстве осталось Министерство экономики, которое традиционно уделяет внимание данной функции в последнюю очередь, так как занимается землей, приватизацией, закупками и многими другими вопросами.

Задачу трансформации оборонного гиганта президент возложил на Абромавичюса, с которым прошел предвыборную гонку.

Назначение директором «Укроборонпрома» Абромавичуса приветствовали эксперты, которые помнят, как он громко уволился из Минэкономики в 2015 году из-за нежелания назначать заместителей по принципу «я от Кононенко».

Положительно были настроены и представители стран НАТО. Они выступают за реформирование украинского ОПК на принципах Организации экономического сотрудничества и развития — ОЭСР, которые исповедует команда нового директора.

Международные партнеры заинтересованы в изменениях подходов к развитию отечественного ОПК по нескольким причинам.

Киев должен устоять перед атакой Москвы, а для этого нужны западные инвестиции в старые оборонные заводы.

Некоторые уникальные оружейные технологии не должны попасть в страны с агрессивными политическими режимами, в том числе и в Россию.

Однако прошло меньше года, и уже новые соратники Зеленского предлагают создать так называемое министерство по вопросам ОПК, несмотря на процессы трансформации «Укроборонпрома», которые были начаты командой Абромавичуса.
Новые лица «Укроборонпрома»
Слово «Укроборонпром» для рядового украинца звучит мощно и завораживающе. Представляются большие заводы, которые производят непобедимые танки, быстрые корабли и современные самолеты, которым завидует весь мир.

К сожалению, реалии 2020 года для украинского «Укроборонпрома» несколько иные. Из 1,5 млн населения, когда-то привлеченного на территории УССР в сферу ОПК, по факту на предприятиях концерна осталось 68 тыс человек.

Последний танк «Оплот» был собран на харьковском бронетанковом кластере пять лет назад. Тогда же был собран последний самолет на «Антонове».

Крупнейший в мире транспортный самолет «Мрія», который регулярно в аэропорту встречает весь политический бомонд, летает в одном экземпляре с 1988 года. То есть, изготовлен он еще до независимости Украины.
В этом году в концерне завершилась процедура триажа — комплексный анализ всех предприятий концерна, организованый новой командой. Такой анализ поможет понимать реальное положение дел в начале реформы. Результаты анализа развенчивают пыль прошлых побед отечественного ОПК.
Из 116 предприятий, расположенных на подконтрольной территории Украины, «в плюс» работают только 44, из которых 27 формирует около 90% доходов концерна.

Большинство доходов концерн получает от экспорта вооружений, военных товаров и сопутствующих услуг. Лишь треть доходов составляют средства государственного оборонного заказа Минобороны и других силовиков.

После проведенного триажа, топ-менеджмент «Укроборонпрома» предложил собственную концепцию трансформации концерна, которая сводится к его ликвидации.

Если коротко, то ГК «Укроборонпром» будет действительно ликвидирован, а его предприятия распределены на три группы.

К первой группе с условным названием «развитие» войдут 38 предприятий, которые не являются банкротами и производят конкурентную продукцию военного назначения. Совокупный чистый доход таких предприятий за прошлый год составил 35 млрд грн или 88% всех доходов концерна.

Эти предприятия будут поделены на 6 холдингов по виду деятельности: ракетостроительный, бронетанковый, строительство гражданской авиации, ремонт военной авиации, морские и радарные системы.

В течение промежуточного периода холдинги будут координироваться корпоративным центром, название которого пока держится в тайне.

Ко второй группе «реструктуризации и оздоровления» войдут 50 предприятий, совокупный годовой чистый доход которых составил 4,9 млрд грн или 12% доходов ГК.

В этом списке есть предприятия, которые уже не производят ничего для обороны, но могут дополнить профильные компании ОПК. Большинство ресурсов этих предприятий будет подготовлено для присоединения к предприятиям из первой группы. Чтобы таким образом усилить заводы-лидеры.

К третьей группе «передачи» войдут 28 предприятий с совокупным чистым годовым доходом 29 млн грн, на которых осталось работать около 200 рабочих.

Они давно являются классическими банкротами без производственной базы, поэтому будут переданы Фонду госимущества на приватизацию или в подчинение других органов власти, если найдутся желающие.

Например, Киевский завод «Буревестник». Когда-то давно он был задействован в кораблестроении, а также производил аппараты искусственной вентиляции легких. Завод входит в перечень стратегических государственных предприятий.

Текущее состояние Киевского завода «Буревестник». Фото: Мустафа Найем

Но когда возник ажиотаж вокруг аппаратов ИВЛ во время пандемии коронавируса, вся страна на экранах ТВ увидела, что никакого завода не существует. От него остались голые стены и судебные дела по долгам.

Вопрос, кто довел стратегические заводы да банкротства и почему не понес за это ответственность, остаются перед СБУ и ГПУ открытыми.

Но вернемся к «Укроборонпрому». Сегодня общая площадь концерна составляет 5,5 тыс га земли и 11,5 млн квадратных метров недвижимости. Например, площадь любимого миллионерами Княжества Монако составляет 202 гектара.

Такие гигантские масштабы оборонных предприятий, которые строились в советские времена для войны против стран НАТО, при независимости сыграли с ними злую шутку. Украина не могла обеспечить объем заказов, который равнялся бы потребностям СССР. А за рабочую силу, отопление, воду надо было платить.

Реальное положение некоторых оборонных предприятий Владимир Зеленский метко охарактеризовал, когда находился с рабочим визитом в Харькове:

— Мне сказали, что зимой люди работали в помещении, где была температура 0 градусов. Мы как к скоту к людям относимся, а потом хотим, чтобы они уважали власть, уважали Украину?

Некоторые предприятия из второй и все предприятия из третьей группы будут выставлены на приватизацию, с целью наполнить государственный бюджет. Впрочем, существует и альтернативный путь использования вырученных средств.

Чтобы они банально не были проедены через социальные программы или закопаны в дороги, есть смысл сгенерировать полученные суммы на отдельном специальном счете. И направить эти средства на закупку современного оборудования и развитие новых технологий для первой группы оборонных предприятий.

Это будет вполне справедливо: тратить средства от продажи падших оборонных заводов на развитие работающих.

Предприятия из первой группы планируется сделать публичными акционерными обществами, с независимыми наблюдательными советами, комплаенсом и антикоррупционной политикой, которые смогут привлекать иностранные инвестиции и начинать деятельность с иностранными компаниями из стран НАТО. Все в соответствии с требованиями ОЭСР.

По ориентировочным планам рабочей группы, уже в мае-июне этого года должны быть подготовлены и проголосованы законопроекты, которые бы воплотили процесс трансформации «Укроборонпрома» в жизнь. Но все затормозилось.

Старые лица «Укроборонпрома»
В конце мая медиа были потрясены новостью от секретаря СНБО Алексея Данилова. В пресс-релизе координационного органа говорилось, что в Украине будет создано новое «министерство по вопросам военно-промышленной политики».

Казалось бы, типичное заявление для Украины последнего года. Едва ли не ежеквартально какие-нибудь министерства поглощают другие. А потом из таких министерств вычленяют новые.

Однако в данном случае речь идет о совершенно новом министерстве, которое должно поглотить ГК «Укроборонпром» и предприятия Государственного космического агентства.

То есть, секретарь СНБО фактически предложил собственную концепцию концерна, которая прямо противоречит проделанной работе команды Абромавичуса. А потому и видению самого Зеленского годичной давности, который сделал ставку на экс-министра экономики.

Экспертам StateWatch удалось получить документ под названием «Военно-промышленная политика. Оптимизация управленческих функций” с пометкой «конфиденциально», который позволяет описать замыслы СНБО в отношении “Укроборонпрома». Назовем его «концепция Данилова».

Небольшое отступление. Алексей Данилов является полным антиподом Абромавичюса. Он не был рядом с Зеленским во время президентской кампании. По крайней мере, публично.

В принципе вообще не известно, чем занимался Алексей Данилов с 2007 года. Так же не понятна его публичная позиция по ОПК или вопросам безопасности и обороны в Украине до назначения на топ-должность.

Профессиональный опыт Алексея Данилова имеет мало смежного с организацией работы органа власти, который обеспечивает безопасность страны во время российской агрессии.

Поэтому назначение Данилова стало полной неожиданностью после громкой отставки первого секретаря СНБО Александра Данилюка. А еще больше вопросов вызвали дальнейшие кадровые решения нового секретаря.

И речь идет не о Сергее Сивохо. Штатным советником секретаря СНБО по вопросам координации деятельности ГК «Укроборонпром» стал Сергей Омельченко — бывший первый заместитель директора «Укроборонпрома» Павла Букина, который ушел из концерна при новой команде.

Во время руководства последнего «мальчики» из «свинарчукгейта” развернулись на государственных предприятиях в полную силу. Сам Омельченко отвечал в концерне за юридический блок, поэтому не мог не видеть хотя бы краем глаза подозрительные сделки на многочисленных заводах. Недавно Офис Президента внес фамилию Омельченко в финальный список кандидатов на Министра ОПК.

Что касается собственно концепции Данилова. Документ предусматривает выстраивание четкой пирамиды ОПК, во главе которой стоит вице-премьер-министр — министр развития стратегических технологий и инноваций.

В сферу управления нового министерства передаются Государственное космическое агентство и его 21 предприятие, Государственная служба экспортного контроля, Павлоградский химический завод, Государственный научно-исследовательский институт информатизации и моделирования экономики, а также государственный концерн «Укроборонпром» со всеми его предприятиями.

В конечном итоге Государственный научно-исследовательский институт информатизации и моделирования экономики будет переименован в Нацагентство оборонного технологического развития вроде американской DARPA.

Создать новое министерство численностью в 150 человек планируют уже в июне этого года. Переходный период растянется на 12 месяцев. То есть до июля 2021 года.

И только после становления министерства концепция Данилова предусматривает проведение трансформации «Укроборонпрома». Собственно, детальное описание самой трансформации в концепции отсутствует. Лишь несколько ее общих пунктов, а именно:

Подчинение концерна новому министерству.

Назначение нового директора концерна и членов наблюдательного совета.

Изменение организационно-правовой формы предприятий ОПК.

Относительно ожидаемых положительных результатов концепции Данилова, то ее авторы отмечают:

Создание единого центра принятия управленческих решений в ОПК.

Координации между государственными и частными субъектами ОПК.

Формировании субъектности ОПК на уровне правительства.

Положительной реакции экспертных кругов.

Ускорении трансформации и развития ОПК.
Поле битвы за концерн
Сейчас на глазах публики разворачивается кабинетная война за ресурсы «Укроборонпрома». По последней информации, суммарные доходы концерна составили около 40 млрд грн, поэтому не удивительно, что желающих получить контроль над концерном за год президентства в окружении Зеленского стало больше.

У команды Абромавичуса появился сильный соперник в кулуарных играх, который публично заявил, что будет бороться за концерн. На майскую встречу в аппарате СНБО, на которой впервые рассматривалась концепция Данилова, представителей «Укроборонпрома» не пригласили. Хотя последние уже полгода продвигают собственную реформу, которую на старте поддержал Зеленский.

Концепция Абромавичуса по реформированию Укроборонпрома

Стоит помнить, почему вообще перед новым президентом стал вопрос реформирования концерна.

Коррупция, которая вымывает ресурсы из оборонных заводов.

Производственная устарелость и технологическая отсталость заводов, которые ежегодно срывают государственный оборонный заказ Вооруженных сил.

В конфликте вокруг «Укроборонпрома» достаточно объективных обстоятельств, которые могут обречь запуск нового министерства на провал.

Отрасль ОПК находится под пристальным вниманием международных союзников Украины в обороне против агрессии Кремля. Представители НАТО приняли участие в подготовке «Укроборонпрома» к трансформации. Они помогали, в том числе и финансово, воплощению реформы.

Трансформация сегодня перешла к стадии подачи законопроектов в парламент. Поэтому будет странно, если на Банковой вдруг притормозят. И начнут реализовывать другую концепцию.

При этом до сих пор нет ответа на вопрос: почему авторы концепции Данилова уверены, что министерство будет эффективно управлять государственными предприятиями? Вообще, какое министерство в Украине эффективно управляет предприятиями? Это рудимент, доставшийся в наследство со времен плановой экономики.

Мало кто знает, что то же Минобороны управляет сотней государственных предприятий, половина из которых обанкротилась именно во время управления министерством.

В концепции Данилова также нет ответа на вопрос, где брать деньги на создание нового министерства в условиях экономического кризиса. Нет никаких расчетов, сколько такое министерство будет стоить налогоплательщикам.

Собственно, все упирается в финансы. Упомянутый в концепции Институт информатизации и моделирования экономики уже в этом году не получил средств на деятельность.

StateWatch располагает уникальным письмом, в котором министр экономики Игорь Петрашко просит КМУ выделить 18 млн грн на функционирование института из Фонда противодействия коронавируса.

Министр отмечает, что в апреле этого года при пересмотре бюджета парламент лишил финансирования именно этот институт, который теперь не имеет средств на закупку компьютерной техники, необходимой для проведения всеобщего мониторинга ОПК. Мониторинг, между прочим, стартовал при Зеленском, и призван выявить сильные и слабые стороны отрасли.

То есть, о каких новых министерствах и аналогах агентств США говорится, когда в бюджете нет средств даже на функционирование Института, необходимого для развития ОПК?

Те же деньги доводят до банкротства Павлоградский химический завод. В мае Кабмин был вынужден выделить из резервного фонда 133 млн грн на утилизацию ракетного топлива на химзаводе. Причина банальна: средств в бюджете нет. Но есть обязанности перед международными партнерами, которые пристально следят, соблюдает ли Украина стандарты утилизации. А также обязанности перед ВСУ по поставкам новых ракет.

Еще в прошлом году Павлоградский завод предупреждал Данилова о том, что не имеет ресурсов на создание производственных мощностей для получения сырья, которое не производится в Украине, но нужно для компонентов ракет и боеприпасов.

Финальный аккорд
Идея создания сверхмощного министерства не нова. Она периодически то возникает, то исчезает еще с середины двухтысячных годов. Правда надо понимать, что финансовые возможности Украины тех лет и в этом году несколько отличаются — не в пользу последнего.

Оборонно-промышленный комплекс является устаревшей отраслью в Украине. Любые непредсказуемые движения могут разрушить колосс на глиняных ногах. А это в свою очередь угрожает национальной безопасности Украины.

Что в итоге?
По полномочиям сегодня именно Владимир Зеленский ответственен за ОПК и ГК «Укроборонпром». Прошлой осенью началась реформа концерна, которая может вывести весь отечественный ОПК на качественно другой уровень. Очистить систему от долгов, коррупции и впустить еще в советскую структуру иностранные инвестиции и культуру стран Североатлантического альянса.

При правильном экономическом подходе новый холдинг, который будет создан после «Укроборонпрома”, в сотрудничестве с частным ОПК и космическим кластером, может стать локомотивом экономики Украины.

К сожалению, войны на планете не прекратятся никогда. И не известно, отступит ли Кремль с украинских территорий в ближайшие годы. Поэтому армии мира и Украины в частности нуждаются в оружии и боеприпасах, которые может дать обновленный «Укроборонпром». Надо только не затормозить на полпути.

По материалам: argumentua.com