Война за правду

721

Имея деньги, нынешняя власть может действительно выиграть битву с Тимошенко, Луценко, «Всесвітом» и даже, возможно, с Arcelor Mittal. Однако ни PR-компания, ни один продажный украинский суд, никакие Очень Большие Деньги не помогут им выиграть войну за Правду.

Поскольку существенная часть этой статьи посвящена журналу «Всесвіт», должен сразу раскрыть свои тайные связи с этим журналом. В течение четырех последних десятилетий я был его читателем. В течение тридцати лет - его автором. В течение целого десятилетия я был его штатным работником - от обычного переписчика чужих текстов до заместителя главного редактора. И сегодня, переместившись в другие сферы жизнедеятельности, я остаюсь и дальше его читателем, автором и членом редакционной коллегии.

Этого вполне достаточно, чтобы быть необъективным. В свое оправдание могу лишь сказать, что никакой материальной выгоды от «Всесвіта» я не имею. Шестнадцать лет назад, увольняясь из редакции, я не стал настаивать на своей доле акций свежеприватизированого тогда журнала.

Никто мне, наконец, их и не предлагал. Возможно, это была наша общая ошибка, потому что сегодня те мои несколько процентов могли бы стать решающими в судебных тяжбах редакции с рейдерами, а точнее - с той частью коллектива, которая решила не заморачиваться безнадежным делом - изданием абсолютно некоммерческого украинского журнала, а заработать зато свои сребреники на том, на чем можно еще заработать, - на продаже расположенного в центре города помещения.

Собственно, именно так закончил свое существование журнал «Вітчизна», расположенный в том же доме, что и «Всесвіт», так растворился в космическом пространстве целый ряд журналов Министерства культуры, исчезли различные дома творчества, библиотеки, книжные магазины - совсем как исчезло когда-то под патронатом первого президента Черноморское пароходство и попропадали множество других вещей под патронатом его преемников.

Поэтому, признаюсь, меня не слишком удивило отчаянное письмо из редакции «Всесвіта» - о том, что на них 26 апреля наехали рейдеры во главе с неким господином Клименко, юристом, раскуркулившим уже соседнюю «Вітчизну» и взявшимся теперь за окончательное решение проблемы.

Автоматчиков с масками пока не было. Нападающие выбивали двери, рыскали по документам, требовали от главного редактора подписи о передаче помещения. И, конечно, угрожали, намекая на высокие связи. За ними, мол, стоит депутат Валерий Харлим (ну-ка угадайте, с какой партии?). А за Харлимом - сам вице-премьер Хорошковский. Возможно, и врут, хотя, скорее всего - нет (Khpg.org).

Подобные события происходят в Украине чуть ли не ежедневно под различным патронатом, но в сумме - под высоким. И получают международную огласку, в основном, только тогда, когда затрагивают интересы зарубежных компаний и, соответственно, провоцируют вмешательство иностранных посольств.

«Всесвіт»

Да и в Украине огласка этих событий ограничена - разве что если нападение происходит в столице, а жертвы имеют какие-то контакты с медиа, политической оппозицией или даже теми или иными представителями недостаточно монолитной пока власти. В провинции жертвы предпочитают не рыпаться, зная всю мощь нашего «правового государства», и поэтому отдают свои бизнесы рэкетирам и рейдерам без лишних слов безропотно, за чисто символические отступные.

«Рейдерство - как объясняет суть этого явления непонятливым западным читателям Эндрю Ретман, - это способ силового захвата прибыльного бизнеса на основании необоснованных судебных решений, простимулированных подкупом или шантажом.

Нередко оно осуществляется стаей убийц в масках и униформах, которые вламываются в твой офис и сообщают, что ты больше не являешься собственником. В отдельных случаях они даже стреляют в сотрудников. Их жертвами становятся, прежде всего, владельцы мелкого и среднего бизнеса в сельскохозяйственном секторе. Однако и крупные компании не защищены от них никак иммунитетом».

Даже такой гигант, как Arcelor Mittal, что имел неосторожность купить за пять миллиардов у украинского правительства «Криворожсталь», стал четыре года объектом скоординированного рейдерского и финансово-административного давления. (Euobserver.com)

«Проблема, - объясняет Ретман, - все острее, и вполне очевидно, что существовать в таких масштабах рейдерство не могло бы без согласования с властями».

Он напоминает, что международная организация Transparency International понизила рейтинг Украины на 18 пунктов, и теперь по уровню коррупции она находится ниже Нигерии. Так же существенно понизила рейтинг Украины и Европейская бизнес-ассоциация (EBA), которая оценивает инвестиционную привлекательность различных стран. «В украинских судах невозможно защитить свои законные интересы, - утверждает директор EBA Анна Дервьянко. - Эти жалобы всплывают в разговорах со многими потенциальными инвесторами. Это отворачивает их от Украины».

Ничего удивительного в том, что не только иностранные, но и украинские бизнесмены предпочитают инвестировать не в Украине, а заграницей. Малые и средние предприниматели здесь не имеют, однако, особого выбора. А тем более - культурные журналы, которые вообще не являются бизнесом, а держатся главным образом на энтузиазме их создателей и работников и спорадическом спонсорстве, чаще зарубежному, чем местному. Все они оказываются достаточно беззащитными перед криминалитетом и властью, традиционно в Украине связанными, а в последние два года слитыми в неразрывное целое.

Их прибирают к рукам постепенно, одного за другим, и никто не может ничего сделать, хотя их вместе - сотни, а может, и тысячи, и все, что им нужно для сопротивления, это лишь немного взаимодоверия, сплоченности и солидарности.

Два года назад украинцы позволили рейдерам беззаконно захватить парламент и правительство. Теперь они прибирают к рукам все остальное - бизнес с бизнесом, институт за институтом.

«Всесвіт» никогда не был политическим журналом. Его редактор всегда считал - видимо, искренне, - что культура имеет универсальное значение, и любое правительство сможет оценить общественную стоимость едва или не древнейшего в Украине журнала. Он ошибался. Украинское правительство может понимать лишь язык силы, денег и бесстыдного обмана.

За последние два года мы услышали много критики, чем дальше - тем все более беспощаднее, в адрес этого правительства. Угроза международной изоляции все реальнее нависает над украинскими власть имущими. Их реакцию на угрозу, а заодно и их роковую умственную ограниченность лучше всего иллюстрирует недавнее решение Партии регионов нанять для отбеливания режима известную западную PR-компании Burson-Marsteller.

«Наша задача, - пояснил Роберт Мак, один из руководителей компании - помочь Партии регионов информировать общественность о своей деятельности как правящей партии в Украине, а также лучше истолковать его позицию в деле Юлии Тимошенко». (euobserver.com)

Иными словами - усилить дискредитационную кампанию против экс-премьера и смягчить, насколько возможно, международную критику украинского руководства, в частности - президента, сумевшего превратить себя за два года у международного парию.

Как настоящие нувориши с соответствующими комплексами, регионалы, похоже, свято верят, что все проблемы можно решить деньгами. А там, где не помогут деньги, помогут Очень Большие Деньги. Если удалось прикупить несколько десятков бютовских “тушек”, то почему бы не прикупить еще и европейских?

Компания Burson-Marsteller имеет немалый опыт сотрудничества с подобными клиентами. В свое время «ее нанимало нигерийское правительство для дискредитации сообщений о геноциде во время войны в Биафра, нанимала аргентинская хунта после исчезновения 35 000 гражданских лиц, нанимало индонезийское правительство после совершенной им резни в Восточном Тиморе. Компания работала также на улучшение имиджа румынского президента Николае Чаушеску и саудовской королевской семьи». (Guardian)

Можно вспомнить по этому случаю, что и Леонид Кучма после скандала с Мельниченковыми записями тоже прибегал к услугам подобных иностранных отбеливателей. Помогло это ему не намного больше, как покойному Чаушеску.

Главное, чего не могут, кажется, понять все эти эксклюзивные клиенты дорогущих PR-компаний, - что, имея деньги, могут действительно выиграть битву с Тимошенко, Луценко, «Всесвітом» и даже, возможно, с Arcelor Mittal.

Однако ни PR-компания, ни один продажный украинский суд, никакие Очень Большие Деньги не помогут им выиграть войну за правду и за более-менее приличное место в истории.

По материалам argumentua.com