Вот она – справедливость… Севастополец по ошибке отсидел в тюрьме 5 лет
Житель Севастополя Иван Таран, которого незаконно пять лет держали за решеткой, пожаловался в Европейский суд по правам человека и может получить около 60 тыс. гривен компенсации.
В СИЗО он оказался, защищая свою семью от пьяного агрессивного родственника. На днях его отпустили из камеры под подписку о невыезде. Все это время - с декабря 2005 года он, по словам адвоката Владимира Сука, находился в СИЗО незаконно - без соответствующего решения суда, пишет Сегодня.
До этого, в ноябре 2010-го года Нахимовский районный суд приговорил Тарана к 7 годам лишения свобод. Но 19 апреля приговор был отменен из-за отсутствия доказательств совершения убийства. «Прокурор написал письмо, что Таран с 29 ноября 2010 года числится за Нахимовским районным судом Севастополя, - рассказал адвокат Владимир Сук. - Но это не является основанием для содержания под стражей. И потом, начальник СИЗО, увидев нашу жалобу, в которой было указано, что на содержание Тарана под стражей нет соответствующего решения суда, должен был сразу отпустить его, но почему-то этого не сделал».
В Симферопольском СИЗО, в котором пять лет томился Иван Таран, сообщили, что в учреждении содержат под стражей только по решению суда или по постановлению следственного органа, а по письму или записке держать его там не могли.
В то же время прокурор Нахимовского района Севастополя Василий Котик заявил, что никакого «письма по Тарану» он в СИЗО не писал, а Таран содержался под стражей по соответствующему постановлению суда: «Решения Апелляционного суда я еще не видел, но могу сказать, что со стороны прокуратуры все было законно».
Адвокат стоит на своем – человека в тюрьме по Конституции Украины можно держать только по мотивированному решению суда, а решения такого не было. Кроме того, как сообщил Владимир Сук, совершенное его подзащитным деяние является не убийством, а самообороной: «Покойный, брат жены Ивана Андрей пил и употреблял наркотики. Терроризировал семью, угрожал своей сестре и матери. Запугал настолько, что 4-летняя дочь Тарана спрашивала у мамы: «А дядя Андрей нас не убьет?». Утром 29 июня 2005 года мой подзащитный вернулся домой с вахты (он работал охранником в гостинице), вместе с женой сходил на рынок за продуктами, вернулся домой, подремал и по просьбе жены взялся за приготовление ужина. Пошел на балкон за картошкой. В это время в квартиру ворвался Андрей – пьяный и с ножом. Иван кинул в него пакет с картошкой, потом, защищаясь, ударил ногой в грудь. Тот отлетел, но поднялся и продолжил нападать. Завязалась борьба. Иван, в ходе борьбы за свою жизнь, нанес Андрею семь ножевых ранений. Это свидетельствует о сильном волнении, - так обычно действуют женщины. Милиция поэтому даже подозревала в убийстве жену Ивана».
Мать Андрея Гончаренко проходит по делу как потерпевшая, но иск она не предъявляла, в материалах дела есть записка, что она к Тарану претензий не имеет. С Иваном они, тем не менее, не общаются. Сам же Иван Таран сообщил, что будет добиваться компенсации за время, проведенное им далеко не в санаторных условиях: «Обеспечение и питание в СИЗО было никакое, этапировали из Симферополя в Севастополь и обратно – сутки, без еды и в антисанитарных условиях».
Сейчас Иван радуется воссоединению с семьей – его ждали дома жена и дочь. В ближайших планах - заново устроиться на работу в гостиницу.