Военные бюджеты и контрабанда
Коррупционный скандал в «Укроборонпроме», связанный с ближайшим окружением украинского президента, болезненно ударил по избирательной компании Петра Порошенко. Ведь он так долго самопиарил себя на фоне «возрождающейся армии» и «отражении российской агрессии», поставив это во главу угла своего политического имиджа. И вдруг оказалось, что президентская «семья» расхищала военный бюджет Украины, перепродавая по завышенным ценам комплектующие для боевой техники. К тому же еще и контрабандно импортируя их из России!
Главные фигуранты этого скандала – Олег и Игорь Гладковские (отец и сын), до 2014 года носившие фамилию Свинарчуки, отчего скандал и прозвали «Свинарчукгейтом». Хотя Олег Гладковский-Свинарчук и менее известен, чем «серый кардинал» Игорь Кононенко, оба они являются бизнес-партнерами семьи Порошенко (Алексея Ивановича и Петра Алексеевича) с 1993 года, они вместе владели «Укрпроминвестом», создавали «Богдан» и «Рошен». После своей победы на выборах 2014 года Порошенко пристроил их во власть: Конененко – в Раду, а Гладковского в СНБО, где они и продолжили заниматься «делами». Ну вот и дозанимались…
Какие последствия данного скандала грозят Порошенко? Безусловно, какие-то последствия будут, иначе бы этого скандала просто не было бы. А его готовили именно к выборам, дабы подгадить Петру Алексеевичу аккурат за месяц до голосования. Более того, раздуванием «Свинарчукгейта» активно занимаются «Национальные дружины» и «Азов», которые находятся под контролем Авакова (так же в их рядах затаился Роман Зварыч, через которого идут связи на американскую диаспору). А это значит, что Аваков тоже вступил в предвыборную борьбу – он «топит» Порошенко» в пользу Тимошенко. И вряд ли бы он решился на этот почти самоубийственный шаг, если бы не был уверен в его результатах.
В эти мы услышим много разных мнений и заявлений. «Это бездоказательный поклеп» — от обвиняемой стороны. Возможно даже, следователей СБУ или Генпрокуратуры пошлют завести уголовное дело и провести расследование, с тем чтобы потом закрыть его «за отсутствием состава преступления». Нынче в Украине это очень модный способ снять с себя все обвинения! «Парни гибнут, а они наживаются» — со стороны радикально-патриотической оппозиции. С маршами и демаршами, с требованиями «не дать им сбежать после выборов», арестовать и расстрелять. Эмоции, искренние и фальшивые, уже бьют через край.
Возможно, скандал погасят уже в ближайшие дни. Может быть, о нем забудут после 31 марта. Но есть и вероятность, что получит продолжение уже при новом президенте. Но независимо от этого, украинцам не стоит делать удивленные глаза и возмущенно потрясать кулаками. Да, коррупция это плохо, и за неё нужно наказывать. Только тут дело в другом – а разве раньше подобных скандалов не было? Конечно же были!
Вот, к примеру, осенью 2017 года НАБУ раскрыло и опубликовало схему, с помощью которой при закупках топлива на нужны ВСУ было украдено 149 миллионов бюджетных гривен. В ней непосредственно участвовали замминистра обороны Игорь Павловский и руководители фирмы «Трейд коммодити». Скандал был громкий, обвиняемых арестовали, сам министр обороны Полторак обещал уйти в отставку, если вина Павловского будет доказана. Но закончился он как всегда: обвиняемых отпустили, а их адвокаты потом заявили, что НАБУ сфальсифицировало это дело (точно также о фальсификациях сейчас кричит Свинарчук-старший).
Почему? Может быть потому, что фирму «Трейд коммодити» контролирует Андрей Адамовский – старый бизнес-партнер Александра Грановского, одного из членов президентской «семьи», являющегося другом Игоря Кононенко и имеющего репутацию высокопоставленного «решалы», закрывающего уголовные дела. А может быть еще и потому, что тогда под окнами Павловского и Адамовского не шумел «Национальный корпус». Подобных примеров можно найти десятки – если не полениться полистать новости украинской коррупции за последние пять лет. И что, разве кто-то сел?
А вот реакция на данный скандал заокеанских партнеров Украины: бывший командующий сухопутными войсками США в Европе генерал Бен Ходжес с типа сожалением заявил, что это «затруднит поддержку со стороны ваших друзей». Это «айайай, низя!» от американского генерала можно было бы воспринять всерьез, если бы не одно но: военный бюджет США «пилят» так, как нигде больше в мире, и по степени коррупционности его освоение превосходят только бюджет ЦРУ и специальные фонды Госдепартамента.
Американцы умудрились украсть даже на ремонте знаменитой тюрьмы Гуантанамо: так, оборудование там футбольной площадки для якобы заключенных обошлась налогоплательщикам в 750 тысяч долларов. Вообще-то условия содержания там такие, что заключенные не гоняют мяч на искусственной траве – тем не менее, чья-то фирма получила деньги за этот подряд.
В Пентагоне воруют все: от чиновников министерства до боевых офицеров. Например, несколько командиров ВМС в сговоре с фирмой «Glenn Defense Marine» много лет завышали стоимость ремонта боевых кораблей, «обув» свою державу на 200 миллионов долларов. В Афганистане только через ЧВК «DynCorp» было освоено несколько миллиардов долларов, значительная часть которых пошла на оплату липовых услуг, «поставки воздуха» и списание огромного количества различного имущества и материалов. Разворовывание средств в Афганистане и Ираке осуществлялось в таких масштабах, что один из американских офицеров, принимавший работу (и откаты) у подрядчиков, решил отослать домой семье полмиллиона наличных долларов… бандеролью!
Или вот: заместитель руководителя управления ВМС США по планированию Дэвид Ландерсманн решил вооружить спецназ «морские котики» новыми глушителями. Для этого он с братом создал фиктивную фирму, которая через другую фирму освоила 1,6 миллиона долларов «на разработку и производство». Деньги просто украли и поделили, ну а глушители для спецназа (300 штук) выточил на станке механик-мексиканец из автомастерской, принадлежащей брату Ландерсманна – взяв за работу всего 8 тысяч долларов. И эти люди учат украинцев жить!
А вот если заглянуть на сто лет назад в наше прошлое, когда мы были еще частью Российской империей (нравится это кому-то или нет), то можно узреть прелюбопытнейший пример того, как подобный коррупционный скандал тоже был использован в политической борьбе за власть.
На Руси, традиционно, каждая война сопровождалась оголтелым воровством в тылу. На военных подрядах сделал состояние князь Меньшиков, поднялись фавориты Екатерины II, встало на ноги купечество времен Николая Павловича. Правда, при этом армии недоедала, не получала вовремя новое обмундирование. О том, что в компанию 1812-13 г.г. небоевые потери русской армии (включая обморожения и пневмонию) достигли 175 тысяч, официальная история предпочитала не вспоминать. Но в самом тяжелом положении русская армия оказалась в 1915 году, когда ей катастрофически не хватало всего: снарядов, хлеба, сапог, лекарств.
Чтобы ускорить снабжение армии всем необходимым, были созданы ряд новых структур, в том числе Земгор (комитет по снабжению армии земского и городских союзов, председатель – князь Львов), через которые хлынули огромные финансовые потоки. А денег было много: если в 1914 году военный бюджет страны составил всего 2,54 миллиарда рублей, то за 1916 год уже 15,27 миллиардов. И в эти финансовые реки забрасывали свои сети и удочки все кто мог.
Так, оружие и боеприпасы, произведенные на спешно запущенных частных предприятиях, обходились казне в 2-3 раза дороже, чем на казенных – при этом половина «навара» шла на «комиссионные» (так называли откаты чиновникам и генералам). Зато этих снарядов за два года произвели столько, что из них потом стреляли и в Великую Отечественную! Однако если со снарядами наступило перепроизводство, то закупаемые для военных нужд по госценам кожа, шесть и лён потом перепродавались «налево» уже по коммерческой цене. А мораторий на повышение стоимость нефтепродуктов обошли просто: начали брать в 12 раз больше за их транспортировку!
В обескровленной воюющей стране появилась прослойка людей, внезапно разбогатевших на военных поставках и на воровстве военного бюджета. Для их нужд открывались рестораны с живой музыкой, дорогие салоны, магазины мехов и парижской моды. Всё это действовало на нервы простому народу, страдавшему от роста цен и не понимавшего, за что гниют в окопах их отцы и мужья. Это способствовало росту революционных настроений.
Однако есть мнение, что куда больше этому способствовала война между Земгором и окружением императора, которые сцепились в драке за миллиарды военного бюджета. За Земгором стояла Госдума, купечество, либералы и посольства Антанты, а его председатель князь Львов постоянно пиарил себя как главный покровитель армии, неустанно заботящийся о её нуждах. В итоге они победили, устроив Февральскую революцию и взяв власть в свои руки (князь Львов стал премьером), после чего военные расходы выросли еще больше, и за 10 месяцев 1917 года составили 22,74 миллиарда рублей. А их «распил» превратился в откровенное разграбление казны. Вот почему Первую мировую в России еще называли «проворованной войной».
И вот теперь, похоже, история повторяется. Пусть и не в таком масштабе, и вместо революции у нас очередные выборы, но во всем остальном всё очень похоже. А нынешняя война может запомниться для украинцев только бесславными «котлами» и коррупционными скандалами.
По материалам: from-ua.com