Военная доктрина – кто нам враг?

507

В этом месяце президент Украины Виктор Янукович утвердил своим указом военную доктрину на предстоящие годы. Таким образом, наша власть пытается определиться с военными угрозами, как существующими ныне, так и возможными в будущем, а заодно и выработать методы противодействия данной угрозе. Во всем этом процессе можно отметить ряд интересных тенденций.

Буквально перед принятием доктрины президент также утвердил Стратегии национальной безопасности, однако в ней были лишь предопределены лишь некоторые возможные ситуации конфликтов с соседними государствами. В отличие от нее военная доктрина не содержит конкретных названий стран, от которых возможно ожидать военных угроз, чтобы не обидеть ни одну из них. Во вступительной части доктрины было указано, что ее целью является оборонный характер и Украина превентивно не считает своими противниками ни одно из государств или их коалицию, но, тем не менее, Украина может признать в качестве военного противника государство, которое своими действиями или намерениями создает признаки военной угрозы в отношении Украины. Впрочем и за этими формулировками в доктрине на каждом шагу сами собой приходят выводы, подсказывающие страну, о которой идет речь. К примеру, одним из самых актуальных вопросов военно-политических отношений в доктрине указывается незавершенный процесс правового оформления государственной границы, что может послужить поводом для территориальных претензий и споров. С одной стороны другая сторона прямо не названа, однако в Стратегии национальной безопасности об этом моменте говорится абсолютно точно, что нерешенный вопрос о государственной границе акватории Черного и Азовского морей, а также Керченского пролива стоит, прежде всего, между Украиной и Россией. Кроме того, не решен вопрос демаркации государственной границы между Украиной, Россией, а также республиками Беларусь и Молдова. Нетрудно догадаться, что в военной доктрине речь также шла об этих странах, так как больше выдвинуть территориальные претензии, так как другие страны не упоминаются.

Данный перечень выглядит несколько неожиданно, так как в последнее время ни о каких территориальных претензиях от Молдовы или Беларуси мы не слышали, как впрочем не ставит этот вопрос остро и Россия. Зато в списке явно упущена страна, с которой границы демаркирована и определена, но которая, однако, умудрилась захватить часть украинской территории на Черном море возле острова Змеиный. Речь идет о Румынии, и надо сказать данная претензия далеко не последняя. Очевидно, что авторы доктрины опасаются называть вещи своими именами даже в ущерб национальным интересам. Таких недомолвок в ней предостаточно. Например в перечне военных угроз таких целая масса. Например, согласно доктрине Украина признает намерениями или действиями других государств те процессы, в результате которых может возникнуть военный конфликт или примениться военные силы. Одним из таких действий упомянуто несогласование с Украиной мест дислокации вооруженных подразделений другого государства, которые согласно международным договорам размещены на территории Украины, а также действиями этих подразделений против третьего государства. Здесь также все очевидно. Прежде всего, это связано с тем, что любые иностранные военнослужащие пребывающие в Украину для международных учений размещаются в военных городках Министерства обороны, на полигонах, и постоянно охраняются военными и спецслужбами. Тем более такие подразделения обычно имеют численность не более роты и обладают лишь легким вооружением. Без координации разведки и серьезной поддержки других родов войск, а тем более без обеспечения они просто не смогут выполнять боевые задачи, тем более в расположении украинской военной базы. Однако на территории Украины имеются целое оперативно-стратегическое объединение России, а именно Черноморский флот, который имеет места постоянной дисклокации и может проводить самостоятельные военные операции, что мы и наблюдали в 2008 году, когда российские корабли выдвинулись к берегам Грузии. Очевидно, что авторы доктрины, прямо не упоминая Россию, имели в виду именно российские военные подразделения.

Информационный портал job-sbu.org отмечает, что аналогичные пункты предлагал в свое время Ющенко, например, после грузино-российского конфликта Ющенко немедленно утвердил требование согласования всех передвижений и военных формирований Черноморского флота России. Принятый тогда документ предопределял, что при необходимости перемещения транспортных средств ЧФ РФ на территории Украины требуется согласование с компетентными органами украинского государства. Тогда же Ющенко утвердил и порядок пересечения государственной границы военнослужащими, летательными аппаратами и военными кораблями ЧФ РФ. В случае пересечения украинской границы российские военные корабли и самолеты были обязаны не менее чем за трое суток предупредить наш Генштаб о своих намерениях, а также о перечне лиц, находящихся на борту, вооружении, боеприпасах, военном имуществе и оборудовании. В то время данное решение Ющенко было названо «антироссийскими выпадами», а вслед за этим последовали жаркие дебаты, как в России, так и в Украине. Теперь же все эти ключевые моменты были заложены в военную доктрину Украины, которую утвердил Янукович, ранее неоднократно заявлявший о братских и добрососедских отношениях Украины и России. Довольно странное противоречие в политике президента.

Также согласно доктрине Украина будет рассматривать в качестве вызова и военно-политических рисков те действия, которые повышают уровень военной угрозы, а также такие действия государств или коалиций как сосредоточение вооружения и наращивание войск возле границ Украины, а также создание, модернизацию и расширение военных баз и объектов. При этом нужно учесть, что за последние лет 10 практически все государства, граничащие с Украиной, реформировали свои армии, обновляли и наращивали вооружение, например Румыния, Польша, Словакия, Венгрия. В этих же странах создавались новые объекты в тех районах, которые примыкают к наши границам. Согласно доктрине все эти процессы рассматриваются как угроза. В то же время современные наступательные вооружения, такие как авиация и ракеты позволяют выполнять атаки на довольно большие расстояния, не сосредотачивая войска возле границ. Украинская военная доктрина о таких угрозах напрочь забыла. Еще больше удивляет полнейшее игнорирование разворачивания в Европе, в том числе и у наших границ элементов ПРО, как европейских, так и американских. В целом складывается впечатление, что военную доктрину составляли без оглядки на многие факторы, порождая этим правовые казусы. Например, авторы доктрины записали в противники весь Евросоюз, указав, что в качестве военной угрозы рассматриваются также информационная и экономическая блокада, а также политические и экономические санкции. Если вспомнить о событиях, происходящих в последнее время, когда высшие политики и чиновники ЕС усиленно формируют негативный образ Украины и открыто обсуждают экономические и политические санкции, то ситуация выходит несколько странной. Может показаться что власть в Украине таким образом пытается шантажировать Европу, отмечая, что если ЕС примет санкции, то автоматически станет военным противником для Киева

Все что декларирует военная доктрина выглядит крайне амбициозной, но при этом совершенно ничем не подкрепляется. Ведь реализовать ее положения могут только вооруженные силы, ситуация с которыми сегодня крайне плачевная. Без хорошо оснащенной армии, которая обучена и может эффективно действовать, можно говорить все что угодно, но это будут пустые слова.

Информационно-аналитический портал job-sbu.org