Вместо реформы медицины черный рынок трансплантологии?

778

Как стало известно, Министерство охраны здоровья Украины разработало и две недели назад передало в Верховную Раду законопроект
целью которого является законодательное закрепление возможности свободного использования органов и биологических материалов умершего человека, если он при жизни не составил письменный отказ от этого.

Безусловно, само по себе спасение людей путем трансплантации органов - крайне благородное, актуальное и гуманное дело. Государства должно всеми средствами стимулировать и поддерживать донорство органов, а также создавать систему социальных поощрений для доноров. Ведь ежегодно благодаря этому спасаются сотни жизней, улучшается состояние многих тяжелобольных, прогрессирует отечественная медицина.

Но, одновременно с этим, мы должны четко соблюдать принципы прав человека, законодательство Украины, учитывать волю человека, сложившиеся моральные и этические принципы. Ведь речь часто идет даже не об одной жизни, а о двух. Настолько чувствительная сфера не может превратиться в обыкновенный рынок, на котором человек выступает всего лишь в роль «живого» и «неживого» товара.

К сожалению, в Украине отдельные чиновники вместо реформы медицинской сферы, остро стоящей на повестке дня последние 20 лет, занимаются разработкой и выбросом в общество крайне конфликтных вопросов, последствия реализации которых могут быть самыми печальными.

Учитывая коррупционные и криминальные реалии нашей страны, система трансплантации органов должна быть четко урегулирована и регламентирована государством с целью предотвращения возможных фальсификаций и преступлений во время использования донорских органов. Ведь на кону стоят жизни.

Учитывая то, что только в последнее время в Украине отмечен целый ряд преступлений в сфере незаконной трансплантации человеческих органов.
Совсем недавно прокуратура отрапортовала об обезвреживании организации «черных трансплантологов» на Киевщине. Буквально на днях в суд попало уголовное дело в отношении двух руководителей отделений Киевского областного бюро судебно-медицинских экспертиз и заведующего патологоанатомическим отделением одной из районных больниц области, которые должны ответить за нарушение порядка трансплантации органов. Во время досудебного следствия установлено, что указанные лица в течение 2010 года во время проведения вскрытия трупов незаконно извлекли у 26 умерших глазные яблоки.

В 2011 году трем врачам-трансплантологам Института им. Шалимова было предъявлено обвинение по ст. 149 Уголовного кодекса Украины. По данным милиции, столичные врачи входили в состав преступной группировки, участники которой на протяжении длительного времени осуществляли торговлю людьми из Украины в Азербайджан с целью трансплантации органов. По данным следствия, из 25 операций 15 врачи института сделали в Азербайджане, а остальные - в Эквадоре и Косово. Две операции было сделано непосредственно в Институте им. Шалимова.

Таких примеров в сфере незаконной трансплантации человеческих органов можно привести множество, в результате чего пострадало большое количество людей. В Украине множественные случаи пропажи без вести молодых людей, которые обоснованно связываются именно с черным рынком транплантологии.

Более того, министерский законопроект предполагает то, что каждый человек фактически будет лишен права собственности на свое тело. У каждого человека, по умолчанию, могут изъять любые органы и части тела после смерти. Существует большая опасность того, что этот законопроект откроет шлюз преступлениям в данной сфере, а Украина станет Меккой «черной трансплантологии». Ведь даже если человек заявит о нежелании транспортировать свои органы после смерти, то какие гарантии того, что коррупционные врачи и чиновники не проигнорируют его, случайно «не увидят» в базе данных отказ, или не «потеряют» документы?

Если мы обратим внимание на мировую статистику и опыт ведущих стран мира с развитыми и стабильными правовыми системами таких, как США, Германия, Великобритания, Франция, Канада (в целом 64% стран мира), то у них как раз существует презумпция несогласия трансплантации органов (когда трансплантация возможна только по согласию донора, или его родственников). При этом американские медики ежегодно совершают 10 тыс. пересадок почек, 4 тыс. - печени, 2 тыс. - сердца. Более того, среднее количество трансплантаций органов в странах с презумпцией несогласия и презумпцией согласия практически не отличается - 28,9 и 32,8 трансплантаций на 1 млн.

Вместе с тем, учитывая чрезвычайную важность донорства, государство должно поощрять людей для добровольной трансплантологии. Украинскому государству нужно искать социальные механизмы поощрения людей к добровольной трансплантологии, ведь это спасает жизни. Именно система стимулирования открывает дополнительные возможности для обеспечения трансплантологии донорскими органами.

В этом плане достаточно хорош пример Сингапура. Люди, согласившиеся стать донорами, имеют социальные льготы, а члены семьи донора органов получают 50% скидки на лечение в государственных больницах в течении 5 лет после изъятия органов из тела их умершего родственника.

Другие страны предлагают выплачивать содержание членам семьи посмертного донора для поощрения потенциальных доноров или компенсировать родственникам покойного расходы на погребение, их медицинское обслуживание, а также снижать налоги для тех, кто при жизни дал согласие на использование органов после своей смерти.

В США, Турции, Канаде существуют целые телеканалы и программы социальной рекламы по пропаганде донорства, а также распространению позитивной информации о движении донорства.

У нас же чиновники пытаются «поставить телегу впереди коня». Вместо того чтобы перенять такой позитивный международный опыт поощрения людей к добровольной трансплантологии, предложить обществу социальную программу поддержки донорства и компенсации изъятия органов - предлагается закрепить в законодательстве норму лишающую человека права на собственное тело и создающую условия для развития рынка неконтролируемой трансплантологии. При этом, если данный механизм ввести в действие, в том виде в каком предлагает МОЗ Украины, то людям от этого не станет лучше, поскольку для обычных людей трансплантация не будет доступна, ее все равно смогут оплатить только достаточно обеспеченные люди, которые теперь смогут даже «выбирать» себе органы и донора.
В любом случае, решение такого важного, социального вопроса не может происходить по воле чиновников Минздрава. Подобные острые социальные вопросы предварительно должны пройти широкое общественное обсуждение, и возможно, даже быть предметом проведения референдума.

По материалам: from-ua.com