Виктор Петруненко — адвокат дьяволов

902

На днях в Интернете началась «раскрутка» сугубо хозяйственного спора вокруг здания на Шота Руставели, 11 в Киеве. Здание площадью свыше 3 тысяч квадратных метров в самом центре столицы стало предметом обычной рейдерской атаки, каких сегодня много случается в Украине. Необычное у этой рейдерской акции одно: она сопровождается мощной PR-компанией, которая «привязывает» к атаке адвоката Юлии Тимошенко Сергея Власенко. Поскольку упорный защитник Ю. Тимошенко не имеет никакого бизнеса, зато имеет только одного врага — нынешнюю власть, мы заинтересовались происходящим.

Внешне суть конфликта проста. У собственников здания на Шота Руставели, 11 кто-то решил это здание отобрать. Для чего обратился к услугам ныне хорошо известного «адвоката Л. Кучмы» Виктора Петруненко. Который принялся активно восстанавливать попранные много-много лет назад права прежних собственников этого здания — «трудового коллектива». Для чего впервые в своей адвокатской практике, в нарушение писаных и неписаных правил адвокатской этики обратился к Генпрокурору с просьбой покарать своего коллегу по цеху — многострадального адвоката Ю. Тимошенко Сергея Власенко. Который-де и стоит за «рейдерским захватом» здания у прежних собственников. При этом никаких юридических доказательств не то что вины С. Власенко, но и его причастности к этом конфликту в обращении В. Петруненко не приводит.

Само по себе обращение адвоката к прокурору с просьбой завести уголовное дело на другого адвоката — поступок в адвокатской среде дичайший. Бездоказательное апеллирование к Генпрокурору — явление уникальное. Тем не менее, адвокат В. Петруненко на это пошел. Почему?

Ответ на этот вопрос нам дадут биография и практика В. Петруненко последних лет.

Виктор Григорьевич Петруненко родился 22 октября 1957 года. Окончил юридический факультет Киевского государственного университета им. Т. Шевченко. Работал на различных должностях в прокуратуре г. Киева и Генпрокуратуре, где сделал быструю не по годам карьеру. Функциональные обязанности на последней занимаемой прокурорской должности — надзор за соблюдением законности работниками правоохранительными органами (МВД, КГБ — «А»).

Здесь следует отметить, что занимая такую должность, В. Петруненко в обязательном порядке имел соответствующий допуск к гостайне, его кандидатура перед назначением на должность прошла всестороннюю проверку и согласование в КГБ УССР. В той самой организации, в которой с середины 70-х «трудился» однокурсник и близкий знакомый В. Петруненко — Виктор Медведчук. Связь с В. Медведчуком прослеживается и в дальнейшей карьере В. Петруненко.

В. Петруненко работал в прокуратуре г. Киева в то самое время, когда та «осуществляла надзор над законностью» в «следствии» над многими украинскими диссидентами и правозащитниками. Во второй половине 1970-х целая плеяда работников прокуратуры г. Киева сделала на этих процессах, инициированных и сфабрикованных КГБ УССР, успешную карьеру. С учетом того, что кандидатура В. Петруненко была впоследствии одобрена в КГБ при назначение «на надзор» за правоохранительными органами, можно предположить, что В. Петруненко так же принимал непосредственное участие в «диссидентских» делах. Впрочем, как и его сокурсник — адвокат В. Медведчук, «утопивший» в суде поэта Василя Стуса и литератора Юрия Литвиненко в угоду КГБ.
По роду занимаемой должности и своим функциональным обязанностям Виктор Петруненко не мог не знать лично многих фигурантов «банды оборотней» Игоря Гончарова, того же Алексея Пукача и прочих киевских «милицейских» банд «под прикрытием». Костяк которых — и это сегодня хорошо известно — составляли офицеры столичного главка УБОП, ранее скомпрометировавшие себя уголовными поступками, завербованными на компромате Комитетом госбезопасности УССР, позже внедренными в тот же УБОП и получившими протекцию в карьерном росте как в МВД, так и в СБУ уже независимой Украины.

Уголовные дела в отношении милиционеров, попавшихся на воровстве вещественных доказательств, разбое, грабеже, «бытовухе» и т.д. являлись прекрасным «крючком» для вербовки «перспективных» — с точки зрения КГБ — сотрудников милиции. Уголовные дела в отношении таких сотрудников «хоронились» на уровне прокуратуры, но оставались в архивах КГБ как гарантия управляемости завербованных агентов. И именно работникам милиции из числа таких агентов поручалось негласное наблюдение (слежка) и прочие специальные акции за теми же диссидентами в советское время. И не случайно те же самые агенты КГБ с милицейскими званиями фигурируют в огромном количестве резонансных убийств, похищений, загадочных смертей, выдаваемых за естественные, которые потрясали Украину с момента обретения ею независимости.
Исчезновение десятков бизнесменов и завладение их бизнесом конкурентами, убийства Вячеслава Чорновила и Виктора Кравченко, исчезновение журналиста Гии Гонгадзе и до устранения множества осведомленных в тайнах «пленочного скандала» людей — за всем этим стоят завербованные КГБ еще в СССР «оборотни» из милиции. Повторимся: многих из которых В. Петруненко не мог не знать лично в силу специфики занимаемой им должности.
В 1991 году, когда распался СССР, Украина обрела независимость, а Прокуратуру Украины возглавил демократ Виктор Шишкин, В. Петруненко оставил работу. В период с 1991 по 1994 год в биографии В. Петруненко — «белое пятно». Виктор Григорьевич «вынырнул» в 1994-м — 20 января он получил адвокатское свидетельство № 211 (решение Киевской городской квалификационно-дисциплинарной комиссии адвокатуры).

Обладание связями в прокуратуре и среди работников спецподразделений СБУ и МВД, которых раньше «опекал», помогали В. Петруненко успешно решать вопросы, связанные с адвокатской практикой, и не только. Специализируясь на праве криминальном — самом «неблагодарном» с точки зрения адвокатской общественности, В. Петруненко за клиентурой не гонялся и широкой общественности известен не был. Так как фактически являлся «адвокатом для своих» — узкого круга клиентов, очерченного годами работы в прокуратуре (вероятно — и в качестве агента КГБ) в советское время.

По-крупному Виктор Петруненко засветился в «деле Сацюка», партнера В. Медведчука.

Напомним, в 2005 году Владимир Сацюк, как один из главных фигурантов дела об отравлении в кандидаты в Президенты Виктора Ющенко, стал фигурантом еще одного дела — о незаконном присвоении ему внеочередных воинских званий — майора, подполковника и полковника. Кто-то так и неустановленный следствием внес капитана запаса В. Сацюка в представления на получение этих званий, министр представления подписал, в результате чего полковник В. Сацюк смог так же быстро получить звание генерала, став первым заместителем председателя СБУ. Таким образом, СБУ в 2004 году имело двух руководителей — председателя Службы Игоря Смешко и его 1-го зама — В. Сацюка — ставленников Виктора Медведчука. Кстати, таким же «левым» образом ставшего «полковником».

В 2005-м году В. Сацюк, обвиненный соратниками Ющенко в работе на спецслужбы Российской Федерации, вряд ли мог рассчитывать на помощь сколько-нибудь маститого украинского адвоката — с «отравителем» самого Президента связываться ни кто не хотел. И адвокатом В. Сацюка стал Виктор Петруненко, давний знакомый В. Медведчука. Впрочем, блистательного адвокатского дара от Петруненко не потребовалось: дело в отношении В. Сацюка было развалено в ГПУ усилиями ведшего его следователя Игоря Козлова* (обычное для этих стен предательство присяги). В. Петруненко всего лишь озвучивал официальную позицию защищаемой стороны для СМИ и освящал своей подписью необходимые процессуальные действия. Но с тех пор в СМИ стал циркулировать миф о «чудо-адвокате», способного любого клиента «вытащить с того света». А в адвокатской среде столицы за В. Петруненко окончательно закрепилось прозвище «эфэсбэшник» — намек на связь со спецслужбами РФ.

Миф о пробивном адвокате содействовал внедрению Виктора Петруненко в защитники к экс-Президенту Леониду Кучме. Против которого Генпрокуратура снова возбудила уголовное дело, подозревая в причастности к убийству журналиста Гонгадзе.
Сегодня большинство экспертов и наблюдателей сходятся во мнении, что эта прокурорская «шняга» раскручивается теми же самыми лицами, которые стоят за организацией «кассетного скандала» — таким образом они мстят Л. Кучме, отказавшему в свое время Кремлю передать власть в стране ставленнику РФ в 2004-м году.

Помочь «своим людям» в ГПУ «засадить Кучму», для чего «выбить» защиту экс-Президента — чем не ход? Интересно, что к Л. Кучме В. Петруненко «подвели», вероятно, устранив из окружения второго президента Украины двух других адвокатов.

Хронология событий такова:

— 21 марта ГПУ возбудила дело против Кучмы по подозрению в причастности к убийству Гонгадзе;

30 марта ГПУ под надуманным предлогом отстранила адвоката Л. Кучмы Игоря Фомина.

В ночь с 10 на 11 апреля 2011 года скончался главный адвокат Л. Кучмы Михаил Киселевич.
Причину озвучил лишь один человек — третий украинский адвокат экс-Президента Виктор Петруненко, приступивший к защите Кучмы буквально за несколько дней до этого: «Это случилось сегодня ночью. Наверное, инфаркт», — сказал он. По словам В. Петруненко, скоропостижная смерть М. Киселевича «никак не связна с защитой Кучмы по делу о его причастности к убийству журналиста Георгия Гонгадзе». Зачем было так быстро — еще до официальных результатов патологоанатомического исследования, официального медицинского заключения — «столбить» версию о естественной причине гибели коллеги — неизвестно. В то же самое время известно, что множество людей, вставших в Украине на пути спецслужб России, загадочно погибли или были убиты, в том числе и отравлены. А убийцы и заказчики этих убийств найдены так и не были.
И — конечно же, стечение обстоятельств: Виктор Петруненко по роду своей деятельности именно с такими людьми знаком еще со времен КГБ УССР. Поддерживает близкие контакты и сегодня.

Поэтому трудно назвать совпадением устранение от защиты Л. Кучмы двух адвокатов с практикой и именем, которое совпало по времени с назначением 3-м номером в защите экс-Президента Виктора Петруненко.

Конечно, личное дело Л. Кучмы подбирать себе адвокатов. Но заметим: никаких реальных подвижек в улучшении положения подследственного Л. Кучмы с момента гибели его адвоката М. Киселевича не наблюдается. И редчайший случай: никаких претензий к адвокату В. Петруненко нынешняя ГПУ не имеет.
Такая вот адвокатско-прокурорская идиллия.

Которая в лице адвоката Петруненко распространяется еще на строительный бизнес (столичное ООО «Шедевр»), рейдерство (захват здания на Шота Руставлели, 11), защиту отбросов общества типа Романа Ландика и т.д.

Все это многообразие бурной деятельности омрачают только семейные неурядицы. Как, например, ЧП с мордобоем, о чем свидетельствует рапорт дежурного по оперативной части Печерского райуправления милиции Киева Захарченко. 14 марта 2011 года — как раз в те дни, когда В. Петруненко стал адвокатом Л. Кучмы — в милицию пришло сообщение от врача Радванского о предоставлении им медпомощи гражданке Петруненко Татьяне Николаевне (ЖРЗПЗ № 2329 от 14.03.2011г., 18:50:00, Печерское РУ). Диагноз; ушибы левого и правого предплечья, гематомы, острая реакция на стресс, алкогольное опьянение. Телесные повреждения гражданка, по профессии — художница, получила, с ее же слов, в этот день, в 15.32 от мужа — Петруненко Виктора Григорьевича по месту жительства — доме №... по улице Суворова.

Но уже в тот же день проверка заявления привела к частому в таких случаях результату — «хулиганка» известного адвоката была замята, в возбуждении уголовного дела отказано с мотивировкой «отсутствие состава преступления» (ст.6 п.2 УПК, приказ № 1577).
Согласно данным интегрированной информационно-поисковой системы Министерства внутренних дел Украины (ИИПС «Армор»), Петруненко В.Г 14.03.2011г. совершил хулиганские действия, причинив телесные повреждения жене — Петруненко Т.М.

Как бы там ни было, бытовое насилие — еще одна характеристика ставшего известным адвоката. Чем не родственная душа для своего клиента — Романа Ландика?..

Портрет В. Петруненко будет неполон, если не затронуть одну важную деталь — миф о сверхгонорарах этого адвоката сильно раздут. Приведенные одним из СМИ расценки — якобы, только «вхождение в дело» В. Петруненко начинается со 100 тысяч долларов США для его клиента — сумма надуманная. И не имеющая ничего общего с действительностью. Потому что у В. Петруненко нет «истории» успешных судебных процессов, где бы он выступал сильной самостоятельной фигурой. Всегда только «в подтанцовке» у сильных мира сего. И чаще всего — спецслужб. А в таких процессах и делах «соревновательность» — категория абстрактная.

Последний «рейдерский» скандал, где фигурирует В. Петруненко — того же свойства. Сегодня адвокат пытается забрать имущество у бывших собственников «МегаМакса» — 5-этажное здание в центре Киева. Поскольку рейдерская атака стала предметом гласности, В. Петруненко озвучил версию, что за противной стороной конфликта стоит действительно известный адвокат Сергей Власенко. Очевидно, расчет сделан на то, что власть и ГПУ, которой адвокат Ю. Тимошенко изрядно попортил крови, с удовольствием этим случаем воспользуется, чтобы образцово «привлечь» ненавистного им правозащитника.

Но у заявлений в ГПУ на Власенко, состряпанных помощниками Виктора Петруненко, есть и скрытый «российский интерес», который очень часто вылазит из всего, за что берется этот адвокат. А именно: пророссийские силы в ГПУ на основании «поганки» Петруненко имеют прекрасную возможность третировать С. Власенко и дальше. Озлобляя тем самым ЕС и США и усложняя запланированное на осень нынешнего года вступление Украины в ассоциацию с ЕС. Последнее — в интересах России.

Ввтягивание С. Власенко, который «ни сном, ни духом», в «рейдерский» конфликт — очевидный сценарий спецслужб РФ по дальнейшей дискредитации адвоката Тимошенко и компрометации ГПУ и Украины в целом. Неудивительно, что этим занимается В. Петруненко, давний знакомый В. Медведчука, адвокат В. Сацюка и И. Смешко.

В свете чего уже вопрос второго порядка, в интересах кого отбирается «золотая» столичная недвижимость.

* Экс-следователь Генпрокуратуры Игорь Козлов с июля 2010 года занимает должность руководителя Управления по вопросам помилования Администрации Президента Украины.

По материалам: argumentua.com