Верховная Рада снова принялась за землю: Кровь, драки, деньги, интриги

906

«Слуги народа» бредили ночным блицкригом. Юлия Тимошенко в назидание власти до крови порезала палец. Президент Зеленский заверил свою фракцию, что принятия рынка земли от Украины ждут западные партнеры. А кулуарами парламента ходят заманчивые слухи о новой волне крупных денежных «премий» за голосование в поддержку рынка земли.

В общем, на очередную серию парламентской «мыльной оперы» под названием «Блеск и нищета земельной реформы» главные действующие лица пришли, как на очередной последний бой.

Митинг не спас Тимошенко

Напрасно Юлия Тимошенко звала всех фермеров доброй воли под стены парламента — дабы не дать всенародно избранному режиму Зеленского продать землю (она же – душа народа) олигархам, иностранцам и прочим христопродавцам.

На площади перед Верховной Радой собрались от силы 2-3 тысячи протестующих. И то – как минимум половина представляла «Свободу» и «Нацкорпус». Маловато как для обещанного вала народного гнева. А ведь на массовость протеста оппозиция делала немалую ставку: считается, что нынешний режим чуток к требованиям больших скоплений украинского народа.

Так почему на протест «за землю» пришло мало людей? На то было несколько причин. Во-первых, морозная погода. Во-вторых, сопереживать протесту большинство украинцев предпочитает у экранов телевизоров. А в-третьих, выводить людей по максимуму пока считается неразумным. Рано еще.

— Вот когда дело дойдет до последних дней голосования – будем просить народ выйти, — объяснил  один из нардепов от «Батькивщины». – А сейчас нет смысла их мучить.

При всей готовности оппозиции играть «в долгую» (к этому, в частности, располагает огромное, под 4 тысячи, количество поправок, поданных к законопроекту), никакой уверенности в том, что «Слуги» и их союзники не придумают какой-нибудь блицкриг, у противников рынка земли не было. Зато было много слухов о разных ходах и многоходовках, с помощью которых Банковая и ее парламентский отряд вознамерились собрать нужное количество голосов. Тут и сепаратные переговоры с «ОПЗЖ» с готовностью обменять на снятие 3 тысяч поправок целое кресло вице-премьера, и публичные реверансы «Голосу», и волнующие депутатский корпус слухи о покупке голосов в поддержку рынка земли.

— От 10 до 100 тысяч баксов предлагают, — меланхолично сообщил «Цензору» депутат от оппозиции, давно решивший голосовать против, но слегка грустящий по утерянному шансу. – Тут все зависит от конкретного человека. Скажем, Бужанскому, как распиаренному полувраждебному элементу, могут и сотку дать. А какому-нибудь Коле из Мухосранска и десятки будет достаточно. Эти коли, они ж отлично понимают, что больше в Раду не попадут. Значит, надо пользоваться возможностью срубить «бабла».

У монофракции Президента – свои претензии к коллегам по парламенту. Как сказал журналистам лидер партии «Слуга народа» Александр Корниенко:

— Ну как можно договориться в формате, когда бьют депутатов, привозят гробы в приемные и так далее. Это же другой уровень дискуссии. Мы предлагаем регламент, а они говорят, что мы привезем вам самосвал земли, и привозят. Где здесь может быть договоренность? Это разные вселенные, разные плоскости. То есть мы в плоскости закона, регламента и полезной и необходимой для страны реформы, а наши оппоненты — в плоскости запугиваний, каких-то мемов, проплаченных митингов…

Приехал на утреннее заседание своей фракции и Владимир Зеленский. Правда, говорили больше про вопрос нардепа Дубинского касательно вчерашних обысков на канале «1+1» по делу о прослушке премьера Гончарука Президент ответил, что про обыски узнал из СМИ, точно знает о том, что записи монтировались на компьютерах канала, а посему – предлагает недовольным пообщаться с Иваном Бакановым на грядущем брифинге главы СБУ.

— Он мне Ющенко напомнил: «Ці руки нікого не обшукували, то не я» — сыронизировал один из присутствовавших на встрече.

Помимо этого, Президент попросил своих нардепов проголосовать за рынок земли и напомнил недовольным о том, что прописан этот рынок был еще в предвыборной программе. А также добавил, что этого исторического решения от Украины ждут ее западные партнеры.

— А потом было сигнальное голосование, и против рыка земли проголосовало человек 10-12, — рассказал один из присутствовавших. Но куда опаснее для Президента и Давида (Арахамии, руководителя фракции «Слуга народа») – отсутствовавшие. Человек 50 не было! И я думаю, что многие не пришли как раз для того, чтобы лишний раз не «светить» свою позицию, — предположил собеседник «Цензора».

Ужасы арахамиевской ночи и кровь Тимошенко

То ли сказался животворящий «пендель» от Президента, то ли просто у Давида Арахамии рабочий пыл хлещет через край – только, опоздав на утреннее заседание лидеров фракции в кабинете спикера ВР, этот энерджайзер слету предложил участникам такую повестку ночи:

— Давайте, говорит, продлим заседание до 9:59 утра пятницы, а в 10 – начнем новое заседание! – со смехом пересказывал этот демарш один из участников совещания. – Мы ему ответили в смысле «Да пошел ты на***!». А он говорит: «Я это потому, что у нас во фракции плохо с дисциплиной».

Другой нардеп из числа присутствовавших, описывая эту сценку, также не смог сдержать улыбки и сообщил, что «отдельные другие представители «Слуги народа», услышав такое, посмотрели на Арахамию как на умалишенного».

Дальше, однако, было еще веселее: после некоторого «перетягивания каната» Вадим Рабинович прямо сообщил спикеру Разумкову, что если тот не хочет «кипиша», то приемлемой точкой компромисса может стать продление заседания до 19:30, и пускай спикер соглашается, это хорошая цена.

В рамках этой формулировки в устах Вадима Зиновьевича душевно слились воедино давний тюремный опыт и многовековая еврейская традиция.

Разумков не возражал: работать всю ночь в обстановке тотального «кипиша» он явно не хотел. Да и вообще, Дмитрий Александрович с похвальной быстротой освоил искусство внутрипарламентского баланса сил. Понимает, стало быть, что с этим набором игроков ему предстоит работать еще много месяцев.

Поговаривают, правда, что это умение не ссориться с оппозицией Президент Зеленский все чаще интерпретирует как мягкотелость. Да и первый вице-спикер Стефанчук вкупе с лидерами фракции не в восторге. Но тут уж такое дело: делая карьеру, невозможно нравиться всем. Нельзя приготовить яичницу, не разбив пару яиц. А Дмитрий Разумков, судя по всему, карьерную яичницу любит…

Однако, вернемся в кабинет спикера. Полюбовно договорившись продолжить заседание до 20:00, а затем разойтись, лидеры фракций вернулись в зал. А там…уже блокировала президиум Юлия Тимошенко и ее небольшая, но закаленная в боях фракция.

И лишь тогда часть участников заседания припомнила, что компромисс имени 19:30 Юлия Владимировна встретила молчанием. Видимо, в данном случае оно, это молчание оказалось знаком несогласия.

Самое удивительное здесь в том, что удивляться нечему. Из всех противников земельной реформы от Зеленского — Сольского (вторая фамилия в этой конструкции принадлежит кровно заинтересованному в конечном успехе главе аграрного комитета от «СН») именно Юлия Владимировна борется с земельной реформой от Зеленского как с родной. Требовать от нее умерить градус принципиальности – себе дороже. С этим примирились даже соратники по фракции.

Циники увидят в этой одержимости лидера «Батькивщины» материальную заинтересованность. Лирики – извечное стремление Берегини защитить украинский народ от разграбления. Реалисты же сухо отметят, что в умении разрабатывать одну и ту же болевую точку ЮВТ — нет равных; в прошлый раз она провернула тот же фокус с газовыми тарифами. И сейчас ей просто очень хочется одержать победу (с гарантированной прибавкой в рейтинге).

Не будем в деталях описывать многочасовое зрелище блокировки (к ней присоединилась и некоторая часть ситуативных союзников из ОПЗЖ) и контрблокировки. Вспомним лишь самые яркие сюжетные повороты. Скажем, эпизод, когда надвигающегося к своему рабочему месту первого вице-спикера Руслана Стефанчука пытался сдержать отнюдь не богатырского телосложения нардеп Сергей Власенко. В этот момент корреспонденту «Цензора» захотелось зажмуриться; перед глазами возникла жуткая картина: танковые гусеницы наползают на тщедушного ополченца…

Но обошлось: Власенко бесцеремонно отбуцал подальше от Стефанчука штатный бойцовский культурист фракции «Слуга народа» Артем Дмитрук.

Или другая зарисовка: нависающий над трибуной Илья Кива, руки которого находятся вне поля зрения постороннего наблюдателя. И трудно сказать, на какие кнопки они там нажимают…

А еще – горделивая программная речь председателя Верховной Рады. В ней Дмитрий Разумков жестами, повадками и фирменным моралите здорово напомнил Владимира Литвина эпохи бессмертного: «Люди добрі, що ж ми з вами робимо?… Но главным хитом дня, безусловно, стал палец Юлии Тимошенко, порезанный лидером «Батькивщины» о микрофон.

Слово одному из влиятельных нардепов «Слуги народа», юристу Александру Качуре:

— … Юлия Владимировна вышла в президиум, стала там и без каких-либо объяснений начала ломать микрофон. Палец, кстати, себе порезала. Я ей пластырь принес, чтобы она себе заклеила палец. И даже депутаты от «Батькивщины» подходили к ней и спрашивали, что случилось, а она говорила: «Блокируем сейчас трибуну и президиум Верховной Рады».

Опустим подробности дальнейшего развития событий. Отметим лишь то, что Юлия Владимировна несколько часов простояла оппозиционной Немезидой аккурат на рабочем месте Дмитрия Разумкова. В итоге спикер ушел, а заседание до 19:30 вел Руслан Стефанчук. До конца заседания депутаты успели рассмотреть 184 поправки.

Что происходит в Слуге народа и Голосе

Пришло время поговорить о раскладах по фракциям и группам. Вчера утром замглавы фракции «Слуга народа» Александр Корниенко так расписал сторонников рынка земли «под куполом»:

— Мы знаем, что есть отдельные депутаты внефракционные, а также в депутатских группах «За будущее», «Доверие» и, кажется, даже в «Голосе». Актуальную позицию «Голоса» мы не слышали, но они говорили после первого чтения, что готовы поддержать при определенных условиях.

А теперь наши расклады: «Батькивщина», «ЕС», «ОПЗЖ» и группа «За майбутнє» голосуют против. С группой «Довіра» работают, на часть «Голоса» надеются. В свое время «Слуги народа» наглейшим образом сперли и выдали за свои ряд идей из поданных «Голосом» поправок. Этот плагиат до сих пор омрачает отношения двух фракций в рамках земельной темы. Но без небольшой фракции Вакарчука громаде Зеленского, судя по всему, не обойтись.

— «Голос» «слугам» поставил ультиматум: если будете идти строго по регламенту и учтете наши правки – можете рассчитывать на часть наших голосов. А если нет, то получите ноль поддержки – рассказывает один из участников переговоров в спикерском кабинете.

Позицию «Голоса» нам подтвердил нардеп Владимир Цабаль:

— Наша позиция вообще не поменялась. У нас есть пять поправок авторства Цабаля, Клименко и так далее. Мы специально их так писали, чтобы они полностью отражали наше мнение о том, что должно отражаться в законе. Если они будут поддержаны, мы голосуем, нет — не голосуем.

Мотивы того или иного решения «Слуг народа» также подвергаются многочисленным толкованиям.

— «Слуги» решили не принимать законопроект о земле за одну ночь, потому что этого не поймут партнеры из МВФ и Европы, — заверил нас собеседник из фракции «Батьківщина». – «МВФ дал им на это две-три недели».

Химия отношений в Верховной Раде – сродни общежитию соседей в коммунальной квартире: все наблюдают за всеми. И не захочешь, а заметишь: тот не выключил свет в общем туалете, а эта сперла сырник у Генриетты Степановны, когда та на миг отвернулась от сковородки.

— Арахамия бегает в другой конец зала к ОПЗЖ, как к себе домой, — весело, но с ревнивыми нотками рассказывал один из нардепов от «Европейской Солидарности». – А у нескольких ноунеймов из «Слуги народа» сегодня были такие довольные расслабленные рожи…не иначе как получили бабло за будущее земельное голосование…

Высокие отношения.

При этом сама Банковая на собственную фракцию может рассчитывать лишь со значительными оговорками.

— Когда они там считают столбиком, то лучше людей Коломойского в расклады вообще не вводить, — опосредованно посоветовал своим руководителям в частном разговоре с нашим изданием один из нардепов «Слуги народа». — Там как Беня скажет – так и будет. Наверху у нас, конечно, пытаются лавировать: отложили антибенинский банковский закон, чтобы не нервировать Коломойского. Но параллельно же наехали на Дубинского!..Они сегодня на сигнальном голосовании с удовольствием проголосовали против рынка земли. И это ж неизвестно, сколько еще народу Беня по-тихому завербовал. Смотрите: несколько десятков не явились на встречу с Президентом! О чем это говорит?

При этих словах корреспондент «Цензора» представил себе, что во времена раннего президентства Виктора Януковича сталось бы с депутатами Партии регионов, если бы те без уважительных причин не пришли на фракцию с участием Лидера. Стало немножко страшно.

…Мы описали расклады по состоянию на сегодня – но ведь мыльная опера «Блеск и нищета земельной реформы» лишь близится к кульминации. Поэтому сценаристы со всех сторон не дремлют – и наверняка еще подкинут нам парочку кейсов амнезии у действующих героев. Либо историю про то, как двух маленьких народных депутатов перепутали в роддоме…

Сколько может продлиться рассмотрение всех поправок? Если не случится ударной арахамиевской ночи с попутным нарушением регламента – то долго. Скажем, лидер партии «Слуга народа» Александр Корниенко считает, что если без сверхурочных – то 5 недель, а если поднатужиться – то полторы или две пленарные недели. Его коллега по фракции Александр Качура насчитал 2-3 недели. А Сергей Власенко от «Батькивщины» в беседе с «Цензором» прикинул так:

— Все зависит от дальнейшего развития события. Если они не будут нарушать регламент и двигаться в таком темпе, как сейчас, то это в день 300-350 правок. Далее считайте сами. Но я не знаю, кто от своих поправок откажется, а кто — нет. Я точно знаю, что «Батькивщина» будет защищать свою каждую правку. Потому что они как раз направлены на то, что если уж создавать рынок земли без референдума, то нужно делать это таким образом, чтобы владельцами стали украинские фермеры, а не международные банки.

— Дальше будете блокировать трибуну? – спросили мы у Власенко.

— Посмотрим. Сегодняшнее блокирование имело целью, во-первых, чтобы это (голосование. — Ред.) не произошло за один день. И оно не произошло. В случае необходимости в дальнейшем по каким-то причинам блокировать трибуну — мы это будем делать. И мне все равно, кто с той стороны: пауэрлифтер, самбист или штангист.

«Ну, это как сказать, — подумали мы. – Скажем, против Юзика – нет приема».

Но говорить об этом Власенко не стали. Сейчас все на взводе, надо щадить друг друга.