В Украине растет задолженность за услуги ЖКХ
В середине октября в Киеве случился большой праздник. Нет, не День защитника Украины, не Покров и даже не «получение томоса» осветили лица людей искренней радостью, а долгожданное возобновление горячего водоснабжения. Наконец-то жители европейской столицы вновь смогут помыться под нормальным душем и даже принять ванну, а не поливать себя из ковшиков! Воспрянули духом и обладатели водонагревателей, уставшие оплачивать огромные счета за электричество.
Вот только радость эта была недолгой, потому что уже через несколько часов после запуска котельных на киевских улицах забили гейзеры кипятка из лопнувших теплотрасс. Владельцы находившихся рядом магазинчиков и припаркованных автомобилей с ужасом взирали на этот киевский Йеллоустон. По сообщению Киевтеплоэнерго, в течение 17-18 октября в столице произошло более 300 магистральных прорывов, которые день и ночь латали 34 аварийные бригады.
Не успели залатать трубы и пустить горячую воду во все дома столицы, как киевлян накрыла новая волна шокирующего «покращення». Во-первых, в их почтовые ящики опустили платежки, в которых «Киевгаз» начислил всем, кто не имеет газового счетчика, дополнительные кубометры за якобы подогрев горячей воды в период её отсутствия (с апреля). На каждого прописанного члена семьи накинули по 2,1 кубометра в месяц, так что даже с одиноких старушек в сумме дополнительно содрали под сотню гривен. Ну а семьям с детьми начислили по 300-500 гривен, нанеся очень ощутимый удар по их бюджетам.
Кстати, киевляне столкнулись с этим впервые, поскольку и горячую воду у них отключили на полгода в первый раз. А вот большинство украинских городов уже давно привыкли жить в таких условиях: где-то централизованное горячее водоснабжение бывает только в отопительный сезон, а где-то его нет вообще уже много лет. И все горгазы исправно сдирают с людей «за подогрев воды». Умножим эти дополнительные 2 кубометра в месяц на миллионы горожан, затем умножим на тариф (почти 7 гривен), и вы представите себе масштабы этой аферы! А учитывая, что все облгазы у нас частные, то нетрудно догадаться, в чей именно карман пойдут эти деньги.
А затем улыбающийся в телевизоре премьер Гройсман объявил, что обещанное повышение тарифов всё-таки свершилось. Но, мол, украинцам не нужно отчаиваться и тем более злиться на родное правительство, потому что тариф повышается не на 60%, как того требовал МВФ, а «всего лишь» на 23,5%. И с 1 ноября газ будет стоить не 6,96 гривен за кубометр, а 8,5. Радуйтесь, ибо «Украина стала сильнее»!
Соответственно, вырастут и коммунальные тарифы. Это не считая того, что в нескольких районах Киева и без того решили поднять стоимость горячей воды на 5%, а отопления на 3,7%. Обоснование? Да придумают что-нибудь! Кстати, правительство подняло стоимость газа тоже без всяких на то оснований – как и в 2016-м, как и в 2015-м году. Дескать, так МВФ пожелал! А если завтра МВФ пожелает чтобы украинцы утопились в Днепре?
Новое поднятие тарифов – это усиление двух кризисов, о которых в Украине предпочитают не упоминать в провластных СМИ. Первый это социально-экономический кризис, охвативший несколько миллионов украинских семей, которые уже четыре года перебиваются с борща на кашу и донашивают штаны, купленные еще при «злочинном режиме». Субсидии? Ведомство Ревы придумывает всё новые и новые заковырки, чтобы лишить субсидий как можно больше украинцев: за долги, за квартиру покойной матушки, за дорогую операцию, за то что человек в 2012-13 г.г. купил себе «ланос». Субсидии урезали безработным, тем, кто не имеет доходов – начисляя им фиктивный доход в две минималки.
Разумеется, правительству наплевать, что будут кушать эти люди, и будут ли они кушать вообще. А будут недовольны ростом тарифов – значит они агенты Кремля! Именно так и выразилась Ирина Луценко, кстати, являющаяся представителем президента Порошенко в Верховной Радой. В общем, украинцам предлагают радоваться «томосу» и «безвизу», отдавая половину своих доходов «Нафтогазу». Ну а унять бурчание в голодных желудках можно, к примеру, устроив патриотический флеш-моб или забег в вышиванках.
На Банковой хорошо понимают, что данный кризис активно провоцирует еще один, социально-политический. И одним только карикатурами и коллажами на власть тут дело не ограничится. Напряжение растет, тут уже даже вопрос не в том, как выиграть выборы в марте следующего года, а как не допустить третьего Майдана или того хуже – появления в Украине настоящих, а не «назначенных» (как Надежда Савченко) террористов, наподобие европейских «Красных бригад» или RAF. Предпосылки к этому уже есть: чрезмерное недовольство властью и наличие в стране массы решительных людей с военным опытом и оружием. А кто из членов правительства хочет закончить свою жизнь как Альдо Моро?
Второй кризис затронул уже коммунальные службы, а также городские бюджеты. Это кризис массовых коммунальных неплатежей, активизировавшийся в 2015 году и с каждым годом набирающий силу. Его пик всегда приходится на март-апрель (конец отопительного сезона), затем в течение лета народ чуток выплачивает свои долги, но в следующий отопительный сезон они увеличиваются. Если весной 2016-го долги составляли около 19 миллиардов гривен, то в апреле 2018-го превысили 40 миллиардов. К сентябрю они немного снизились, и сейчас составляют 34,5 миллиарда, из них львиная доля приходится на отопление и газоснабжение – самые дорогие коммунальные удовольствия. Не считая, конечно, электроэнергию, которую должникам обрезают сразу. Впрочем, уже начинают обрезать и газ – и уже есть случаи, когда жильцы бросались на работников горгазов с топорами.
Учитывая тенденцию накопления долгов и новый рост стоимости тарифов на газ и отопление, к апрелю 2019 года задолженность населения по коммуналке может вырасти до 50-55 миллиардов. И это не просто долг населения. С громадян особо никто ничего не сдерет: у людей нет денег, а у государства механизма их изъятия, да и массово выбрасывать украинцев на улицу в канун выборов вряд ли додумаются даже на Банковой, при всей её «людоедской» политике. Но ведь и «Нафтогаз» без своих сверхдоходов (которые непонятно куда или кому перечисляет) не остаётся. Он вообще не отпускает газ «в долг», а только по предоплате или специальным договоренностям. Так кто же остается внакладе?
Местные власти — которые расплачиваются за газ из своих бюджетов или банковскими кредитами. Но и они могут извлекать из этого выгоду: нередко в ходе этого происходит распил коммунальной собственности, отходящей «своим людям». Так города лишаются своих скверов, ДК, спортивных школ и дворцов, санаториев и детских лагерей.
Коммунальные предприятия – недополучающие доходы. Конечно, их руководство и владельцы себя не обижают, они исправно выписывают себе высокие зарплаты, премии и дивиденды. Но вот на зарплату рабочим и ремонтные работы денег уже не остается. И уж тем более их нет на новое оборудование и реконструкцию инфраструктуры.
А вот это уже серьезно, потому что на 28-м году своей независимости Украина продолжает ездить по советским мостам, качать газ по советским газопроводам, греть воду в советских котельных и подавать её в советские дома по советским же магистралям. И даже столичные новостройки связаны с этими старыми водопроводами и коллекторами, работающими на износ. Фонтаны воды в Киеве взметаются всё чаще, при этом даже холодные приводят к катастрофам: они размывают грунт под асфальтом, образуя настоящие карстовые провалы.
Теперь даже простые летние ливни создают в столице локальные потопы, потому что дождевые стоки в городе чистят лишь на словах. Но судя по тому, как 18 августа сего года вода с неба смешивалась с бурыми потоками из переполненной канализации, этих стоков недостаточно. Специалисты говорят, что Киев так стремительно застраивали домами, ТРЦ и парковками, что уничтожили значительную часть зеленой территории, и теперь воде просто некуда деваться – она бежит по асфальту и скапливается в низинах, затапливает переходы. Не исключено, что однажды она может ворваться и в метро.
В Киеве эти вопросы ничуть не решаются, потому что команда смотрящего в завтрашний день Виталия Кличко и его «серого кардинала» Артура Палатного, похоже, заинтересована лишь в том, как разорить рынки и МАФы, загнав мелких предпринимателей в ТРЦ, да раздать застройщикам последние кусочки природы. Обвалился мост на Шулявке? Он просто устал! Интересно, что Кличко скажет, если в Днепр рухнет мост Патона, у которого уже сыпятся опоры?
Впрочем, это не решалось ни при регионале Александре Попове, ни при «космонавте» Леониде Черновецком, ни при мэре-строителе Омельченко. Да и в большинстве других городов тоже. Кое-что сделали для вида в рамках подготовки к Евро-2012, распилив 40 миллиардов, но за этим маскарадом осталась изношенная на 90% коммунальная и дорожная инфраструктура. Да и газопроводы тоже. По информации инженеров «Нафтогаза» (работающих на «трубе», а не сидящих в офисах), транзитная ГТС Украины сейчас напоминает лоскутное одеяло. А сменяющие друг друга правительства лишь мечтают о том, как бы пришел щедрый иностранный инвестор-лох, который бы за свой счет обновил ГТС, да еще занес бы пару миллиардов «откатов», и ничего взамен не потребовал.
Куда же идут сверхдоходы «Нафтогаза», повторим, совершенно неизвестно, почему-то этим никто не интересуется. Но ГТС они не реконструируют, и в разработку месторождений не вкладывают. Знаете, «семью» Януковича можно было критиковать за «вышки Бойко», однако тогда действительно бурили новые скважины и для этого закупали оборудование, пусть и втридорога. И закупали за казенный счет, а не сдирая с населения по завышенным вдвое тарифам. Сейчас же ежегодно собирая по Украине до 65 миллиардов гривен «инвестиций в газодобычу» (50% тарифа на газ), «Нафтогаз» эти деньги куда-то уводит.
Поэтому разговоры о том, что спасать украинскую инфраструктуру нужно еще большим повышением тарифов – это глупость. Ну повысят тарифы еще, ну и эти деньги тоже уйдут на оффшорные счета. Столь же бесполезно внедрять политику экономии ресурсов. Знаете почему? Потому что когда украинцы начали экономить, чтобы платить меньше, то все эти облгазы, облэнерго и водоканалы начали повышать тарифы, чтобы не терять прибыль.
В первую очередь, конечно, на воду. Ведь, в отличие от газа или электроэнергии, воду нельзя продать за границу, на внешнем рынке, её за пределы города и района не продашь (разве что в бутылках). А значит, сокращая её потребление, украинцы сократят прибыли водоканалов – которые обязательно захотят восстановить баланс. Вот и получается, что чем больше экономишь, то тем дороже будет услуга. Горький парадокс!
По материалам: from-ua.com