В Украине насчитывается до сотни криминальных авторитетов

900

Украинские силовики пошли в масштабный крестовый поход против организованной преступности, приняв решение обезглавить верхушку криминального мира, оставив ее без «смотрящих» – так называемых воров в законе. Что из этого выйдет и как Украине реально избавиться от влияния профессиональной бандитской элиты.
Как сообщил министр внутренних дел Арсен Аваков, в Украине насчитывается от 80 до 100 воров в законе.
«70% угонов автомобилей координируются криминальными авторитетами, так называемыми ворами в законе, также – 60% квартирных краж, террористические преступления, убийства, в том числе заказные», — сообщал в начале лета Аваков.

«Воры в законе имеют огромное влияние, намного большее, чем об этом говорит даже господин Аваков, — уверяет «Апостроф» экс-глава Государственной пенитенциарной службы Сергей Старенький. – Воры в законе влияют не только на бизнес и преступные сферы деятельности, но и на политиков и людей, принимающих решение в стране, на тех же народных депутатов. Через них протягивают изменения в законодательство, которые облегчают участь сидельцев и преступного бизнеса. Самый яркий пример – закон Савченко (согласно изменениям в законодательство, один день предварительного заключения засчитывался за два дня лишения свободы при исчислении судом срока наказания, — «Апостроф»), который лоббировался именно организованной преступностью».

Откуда же в Украине так много «законников»? Дело в том, что немалую часть преступных «генералов», по данным Нацполиции, в Украину экспортирует Россия, для дестабилизации ситуации и ухудшения криминогенной обстановки в нашей стране. Более того, многие из них сотрудничают с ФСБ.

«Иерархия воров в законе выстроена еще с советских времен по принципу пирамиды, — добавляет Старенький. – Самые влиятельные воры в законе, которые диктуют свои условия всем остальным, находятся на территории РФ: в Москве и Санкт-Петербурге. Вся воровская вертикаль работает под контролем воров в законе из РФ. А российские воры в законе контролируются ФСБ России и МВД. Поэтому разгул преступности в Украине я оцениваю как элемент гибридной войны против нашего государства».

Нанести мощный удар по организованной преступности решили народные депутаты. В феврале 2016 в парламенте был зарегистрирован законопроект №1188, который вводил в Уголовный кодекс само понятие «вор в законе». Зачем это нужно? Идея в том, что все «законники» уже давно известны правоохранителям, но привлечь их к ответственности не так-то просто, ведь элита бандитского мира сама в форточки не лазит и не стоит в темных переулках с оружием, а выполняет организаторскую функцию в совершении преступлений. Поэтому даже если преступных «генералов» и задерживают, то, как правило, через несколько дней просто отпускают, ведь предъявить им по сути нечего.
Так, например, произошло в феврале с вором в законе Сергеем Лысенко по кличке Лера Сумской, которого полицейские сначала задержали, уложив лицом в асфальт, а потом отпустили. А в ноябре прошлого года полицейские сорвали сходку воров в Пуще-Водице под Киевом. Тогда копы отчитались о задержании 60 человек, но после проверки документов и установления личностей всех их отправили по домам.

«Накрыть сходку, пересчитать всех, а потом отпустить – это просто показуха и не очень эффективные действия», — сетует Сергей Старенький.

Соответственно, если бы в украинском УК появилось понятие «вор в законе», то в теории «законники» уже не смогли бы отделаться ни к чему не обязывающей прогулкой в полицейский участок. Так поступили в начале нулевых в Грузии, когда за одно признание своей принадлежности к высшей касте воровского мира можно было отправиться за решетку. Действовало это так: правоохранители спрашивали у «законника», является ли он вором в законе? Согласно воровским понятиям, отрицать такие вещи – «западло». Поэтому после полученного признания авторитета благополучно «паковали» и сажали. Кроме того, в грузинском уголовном кодексе, кроме понятия «вор в законе», введены термины «воровской мир», «деятельность воровского мира», «воровское собрание» (сходка), «член воровского мира».

Украинские парламентарии провалили законопроект о ворах в законе, отдав за него всего 178 голосов. Но справедливости ради стоит отметить, что законопроект действительно был не идеален. Например, согласно выводам парламентского научно-экспертного управления, привлекать лиц к уголовной ответственности только за то, что они принадлежат к определенному сообществу (пусть даже к такому, которое прямо называет себя бандитским) – путь в никуда, ведь уголовное наказание должно наступать не за статус, а за конкретные действия.

«Этот формат в определенной степени граничит с нарушением прав человека: вынудить сказать кого-то, что он вор в законе и на основании этого сажать – это все же элемент нарушения базовых прав человека. Соответственно, если мы выбрали европейскую модель развития, такой путь не совсем приемлем», — говорит «Апострофу» экс-глава Службы внешней разведки Украины Николай Маломуж.

Правда, если стоит реальная задача расправиться с воровской элитой, то тут уж не до сантиментов. Но даже если подобный закон и был бы принят в Украине, то в нем бы уже не было смысла.

Во-первых, поймать на слове бандитских «генералов» уже не получится.

«Возможно, такой закон был бы выходом из проблемы и в Украине, если бы мы с Грузией одновременно его приняли. Но дело в том, что преступность не стоит на месте и подстраивается под реалии сегодняшнего дня, — поясняет Старенький. – Если раньше кодекс воровской чести не позволял никому отрицать, что он вор в законе, даже если об этом спрашивает милиционер, то на сегодняшний день прошли воровские сходки, на которых постановили, что для сохранения себя на свободе правоохранителям можно говорить о том, что ты не вор в законе даже на камеру. Поэтому на сегодняшний день такой закон уже не будет эффективен именно в таком виде, в каком это было в Грузии. Лучше было бы расширять сферу определения «участие в организованной преступной группе». Это могло бы сработать».

Во-вторых, по мнению ветерана МВД, экс-сотрудника Главного управления по борьбе с оргпреступностью Анатолия Фесуна, в Украине такого эффекта, как в Грузии, не стоило бы ожидать.

«А разве в Украине у нас есть люди, которые могут исполнить этот закон? Есть политическая воля? Есть президент, который реально хочет очистить страну от банд? В Украине этого всего нет», — уверяет «Апостроф» Фесун.

Оружие без патронов
После нардепов за касту «законников» решили взяться в МВД. В марте этого года в структуре Нацполиции был создан департамент стратегических расследований, в задачи которого и входит война с ворами в законе. Но у нового департамента остались старые полномочия, ведь на законодательном поле ничего не поменялось, и круговорот воров в природе – задержание-проверка-свобода – продолжается. Так есть ли смысл в оружии без патронов?

«Смысл есть. Организованной преступности необходимо противодействовать организованными методами. Если департамент стратегических расследований будет правильно направлен на анализ, сбор информации, организацию системного противодействия, подкреплен серьезной государственной позицией, тогда он будет работать», — уверяет Сергей Старенький.

Кроме того, по словам Николая Маломужа, жалобы правоохранителей на то, что «законников» формально посадить не за что, являются несостоятельными.

«Это вопрос степени профессионализма силовиков. Если есть организатор, а мы, располагая техническими, агентурными средствами, не можем зафиксировать его организационную роль по подготовке операций, разработке преступлений, то это просто недостаточный уровень профессионализма. Например, шпионы действуют особо конспиративно, лучше, чем любые бандиты, но и их деятельность документируется. Это реально, и не нужно говорить, что невозможно засечь воров в законе. Возможно. Они ведь не живут в вакууме и не передают мысли на расстоянии, они реально имеют связи, являются идеологами и организаторами больших преступлений, соответственно, их деятельность должна быть задокументирована, и они обязаны привлекаться к ответственности как организаторы, как минимум пособники», — подчеркнул Маломуж.

Что же касается экспорта воровской элиты из России, то здесь нужны особые методы противодействия.

«В первую очередь необходимо создавать систему выявления таких лиц. Мы должны иметь базу по этим лицам, с учетом данных наших иностранных партнеров. Это позволило бы выявлять их на ранних стадиях, фиксировать момент или намерение проникновения на территорию государства, по чьему заданию проникают: бандиты, спецслужбы. Это только комплексные решения, а одним форматом работы полиции или СБУ невозможно справиться с проблемой. Кроме того, необходим более жесткий режим пограничного контроля, по всему периметру границы, а не только со стороны России, ведь такие люди могут заезжать к нам через третьи страны», — резюмировал Николай Маломуж.

Но даже если правоохранители будут отрабатывать на пятерочку и арестуют всех воров в законе в Украине, их еще нужно осудить и посадить. Удастся ли это? Вот немного статистики от ГПУ – в 2016 году правоохранители выявили 136 ОПГ. В 2017 – 210 ОПГ. А какое количество преступлений, совершенных в составе ОПГ, рассмотрели суды и сколько бандитов посадили? В 2016 году – ноль. В 2017 году – ноль.

«Великолепная семерка»
Помимо многочисленных «гастролеров» в Украине есть ряд доморощенных воров в законе. В феврале этого года первый заместитель главы Нацполиции Украины Вячеслав Аброськин в интервью изданию Realist назвал восемь прозвищ: «Антимос», «Лера Сумской», «Неделя», «Вася Ушатый», «Армен Хохол», «Умка», «Полтава», «Хмело». По словам Аброськина, двое из них фактически приобрели для себя эти «звания», но никогда не попадали в места лишения свободы за кражи. Речь идет о «Неделе», который базируется в Киеве, и «Умке» из Днепра. «Оба привлекались за подделку документов – вот их воровской уровень. И два этих человека пытаются влиять на все направления нашей жизни», – говорит Аброськин.

Самым авторитетным вором в законе в Украине называют «Леру Сумского» – Сергея Лысенко, о непродолжительном задержании которого мы писали выше. 63-летний Лысенко, успевший шесть раз побывать в местах не столь отдаленных, известен далеко за пределами родных Сум и регулярно «светился» в Киеве.

В последний раз фамилия этого вора в законе всплывала в связи с убийством экс-депутата Сумского горсовета Анатолия Жука в начале августа. В 2012 году он, отвечая местным СМИ о своих связях с вором в законе, сказал следующее: «Да, знаком с Сергеем Лысенко. И с теми людьми, с которыми я дружу, я дружу, ни от кого не открещиваюсь и открещиваться не буду, несмотря на любые обстоятельства или взгляды – будь то вор в законе или милиционер. Да, я дружу с Сергеем Лысенко, но я дружу и с Дяченко (тогдашний начальник областной милиции Сумской области, – «Апостроф»). И что здесь такого?!» Впрочем, глава милиции области тогда всячески отрицал связи с Жуком.

Также одним из самых влиятельных воров Украины является Антимос, в миру – Антимос Кухилава, который с начала 90-х годов заправлял в Одессе. О дружбе с ним публично заявлял народный депутат, экс-«регионал» Александр Пресман. «Для меня он в первую очередь родственник, крестный отец моего сына. Было бы хорошо, чтобы в Украине было больше таких людей, как Антимос. Не было бы в стране такого беспредела. Я бы не хотел сейчас говорить о каких-то авторитетах. Поверьте, сегодня мне ближе те 180 тысяч человек, которых я представляю по своему избирательному округу», – сказал политик одному из одесских изданий в 2013 году.

В 2009 году Антимос был депортирован из страны. Борт с ним летел в Грузию, где вор в законе мог очутиться в тюрьме, но, как сообщали в прессе, в последний момент самолет изменил маршрут и оказался в Турции. В 2016 году Кухилава приезжал в Украину, но в дальнейшем появлялся здесь лишь наездами.

Его сына Нурика Кухилаву тоже пытались выдворить из Украины, но неудачно. Кухилава-младший достаточно известен среди молодежной столичной «тусовки». В частности, его называют близким другом скандального экс-футболиста киевского «Динамо» Артема Милевского. Также Нурик Кухилава был женат на известной певице Анастасии Приходько, которая родила ему дочь, но позднее пара рассталась.

Старейшим вором в законе Украины является 80-летний «Полтава» (Владимир Васильевич Дрибный), который живет в Одессе. Несмотря на возраст, он и дальше остается при делах: в прошлом году одесская полиция изъяла во время обыска у Полтавы «общак» на сумму более миллиона долларов США. Еще один одесский вор – 68-летний Валерий Шеремет по прозвищу «Шарик», поговаривают, фактически отошел от дел после смерти сына в 2015 году.

Из относительно молодого поколения стоит выделить Васю «Ушатого» (Василий Русан), якобы связанного с Антимосом Кухилавой, «Умку» (Сергей Олейник) из Днепра, а также «Неделю» (Андрей Недзельский). Последнего называют «смотрящим» по Киеву. Однако, по слухам, в борьбе между различными криминальными группировками за столицу у «Недели» возникают проблемы. Учитывая количество «гастролеров», желающих подмять под себя Киев, это абсолютно неудивительно.

По материалам: apostrophe.ua