В предвкушении наказания. Критические дни господина Подтуркина
На 7 декабря этого года Генпрокуратура назначила допрос Раисы Богатыревой по делу о хищении в особо крупных размерах. Но вряд ли министр охраны здоровья и вице-премьер времен Януковича почтит своим присутствием мрачное здание на столичной улице Резницкой, говорится в совместном материале CRiME`a и [громких дел]. С марта 2014 года Богатырева скрывается на территории России и явно не собирается отдаться в руки отечественной Фемиды.
Тем не менее, 17 ноября Печерский райсуд Киева санкционировал досудебное расследование против экс-главы Минздрава Раисы Богатыревой за закупку опасной вакцины для прививок и фармпрепаратов, пишет «Первая инстанция».
Как следует из судебных документов, за разрешением на специальное досудебное расследование в Печерский суд Киева накануне обратилось Главное следственное управление Генпрокуратуры.
Уголовное производство против Раисы Богатыревой, а также бывшего председателя правления ПАО “Фармстандарт-Биолик” Александра Стащенко о присвоении свыше 6 млн гривен было начато весной прошлого года.
Как следует из судебных материалов, в 2012-м Минздрав и ПАО “Фармстандарт-Биолик” заключили договоры о закупке фармпрепаратов АКДС-Биолик, АДС-М-Биолик, АДС-Биолик, АД-М-Биолик, а также вакцину для профилактики гепатита В (прививок) производства “Фармстандарт-Биолик”.
В установленный срок “Фармстандарт-Биолик” не выполнил своих обязательств в полном объеме. Это послужило поводом для внеплановой проверки компании, проведенную в конце 2012 года Госслужбой по лекарственным средствам. В результате ревизии, чиновники установили наличие 14 критических нарушений лицензионных условий, которые могли привести к производству некачественных лекарственных средств, опасных для здоровья человека.
На основании выводов Госслужбы, было приостановлено производство, запрещена продажа, хранение и применение всех серий препаратов, включая вакцину от гепатита В.
Как отмечают следователи, несмотря на запрет, предправления “Фармстандарт-Биолик” (Стащенко) в сговоре с Раисой Богатыревой, “сын которой являлся акционером и членом набсовета ПАО “Фармстандрат-Биолик”” в середине декабря 2012 обратился в Минздрав с просьбой о предоплате.
Министр Богатырева была извещена о запрете на продажу и хранение фармпрепаратов “Биолика”, но не обеспечила их выполнение — не информировала соответствующие подразделения Минздрав. Благодаря этому в конце 2012 года поставщик получил часть суммы за препараты — 6,48 млн гривен.
Напомним, 20 октября 2014 года Богатыревой было сообщено о подозрении в преступлении, а на следующий день ее объявили в розыск. Позже Печерский суд дал санкцию на ее задержание. 20 марта 2015 экс-министру была избрана мера пресечения в виде содержания под стражей.
Поскольку бежавшая в Россию Богатырева умышленно уклоняется от следствия и суда, следователь просил предоставить разрешение на специальное досудебное расследование.
Ранее суд уже выдавал такое разрешение, но в 2015 году международный розыск подозреваемой был приостановлен. Это не позволяло продолжать досудебное расследование. Генпрокуратура повторно обратилась в суд в связи с изменениями в законодательстве, позволяющими начать спецрасследование против подозреваемого, который свыше шести месяцев скрывается от органов следствия.
Дело о прививках – лишь один из эпизодов преступной деятельности Богатыревой, считают эксперты CRiME`а и [громких дел]. И, естественно, она далеко не единственный выгодополучатель от коррупционных схем поставок медпрепаратов. Да и история эта началась за год до прихода Богатыревой в Минздрав.
В 2011 году, когда МОЗ возглавил выходец из Донецка Александр Анищенко, в схемы МОЗа подтянулись граждане Андрей Игнатов, Дмитрий Подтуркин, Роман Богачев и Борис Исаев, их задачей было создать работающую вертикаль и функциональные схемы для проведения госсзакупок в “нужном” ключе. Опыт подобной деятельности у этих людей был: ранее они слажено трудились на благо определенных донецких структур, организовывая закупки для “Укрзалізниці”. С этой целью, во-первых, они создали свою компанию “Вектор-фарма”, которая принимала участие в части тендеров. Формально, “Вектор-фарма” имеет британские корни, а реально эта структура контролируется Дмитрием Подтуркиным и его соратниками.
Официальным прикрытием для этой группы была компания “Менеджмент-консалтинг групп”, зарегистрированная в Киеве по адресу: переулок Георгиевский, 7. Уже в первый год своей деятельности группа, как утверждают участники рынка, начала проводить жесткие переговоры с поставщиками-фармацевтами. Подтуркин и его соратники взялись четко разграничить, какие компании и в каких тендерах побеждают. За это группа претендовала на “вознаграждение”, которое победители тендеров довольно часто заносили прямо в офис в Георгиевском переулке.
Как поговаривают, суммы откатов предположительно составляли 30%-40% — в зависимости от специфики тендера. Учитывая, что объемы закупок лекарств составляли в порядка 1,5 млрд. грн., а 1,2-1,3 млрд выделялось на закупку медтехники, то не сложно посчитать, какие суммы проходили через “Менеджмент-консалтинг групп”. По некоторой информации, Подтуркин оставлял 3,5%, а остальное отдавал, судя по всему, Игнатову, “смотрящему” от Семьи за потоками в МОЗ.
В 2012 году кресло министра здравоохранения заняла Раиса Богатырева.
Роман Богачев в марте 2012 года получает портфель замминистра здравоохранения. Богачев был настолько нужен Януковичу в Минздраве, что специально под него была даже создана отдельная должность — замминистра. Основная задача Богачева — контроль за госзакупками в интересах Семьи. Подтуркин становится штатным советником министра здравоохранения, у него даже появился персональный кабинет в министерстве. Для Андрея Игнатова еще в декабре 2011 нашлось теплое местечко в налоговой — его назначили замом тогдашнего главы Государственной налоговой службы. Правда, г-н Игнатов работу любил, поэтому “на общественных началах” продолжал свою миссию “смотрящего” Семьи в МОЗ.
Новые должности сути занятий группы не изменили. Все вопросы по тендерам по-прежнему решались в Георгиевском переулке. По некоторым данным, переговоры с поставщиками проводил Подтуркин, который собирал с победителей тендеров откаты. Если же какой-то “особо зарвавшийся” поставщик платить откаты отказывался — тендеры попросту блокировались.
Со временем Подтуркину поручили еще одну ответственную миссию — контроль за формированием заявок для проведения тендера. Формально условия тендерной заявки МОЗ верстают специально созданная группа, в которую входят специалисты министерства и представители госпредприятий. С приходом в сферу здравоохранения группы Игнатова к формированию заявок допускались исключительно представители этой группы, которые, под бдительным контролем Подтуркина, прописывали задания тендеров под те компании, которые в итоге должны были их выиграть.
Из тендера в тендер плавно перетекали одни и те же победители. В частности, это компании “Фармадис”, “Укроптпостач”, “Ганза”, которые входят в группу Петра Багрия и Михаила Кучирко — традиционно эта группа контролирует закупки препаратов для лечения туберкулеза и онкозаболеваний.
Фирма “Ганза”, к слову, в 2009 году фигурировала в скандале с “Тамифлю”, который закупала по 251 грн. за упаковку при рыночной стоимости 67 грн. А в 2011 и компания, и сам Багрий даже фигурировали в уголовном деле по факту злоупотребления служебным положением чиновников Минздрава, который имел место при закупке в 2008 году пиролизных инсенераторов.
В лидерах по количеству выигранных тендеров и объемам полученных бюджетных денег традиционно являлись также фирмы “Людмила-Фарм” (контролирует Елена Миронова), “Фармекс-групп”. Ну и, конечно же, уже упомянутое детище Подтуркина и Ко – ”Вектор-фарма”.
Эта фирма поистине уникальна. Если большинство крупных фармкомпаний во всем мире имеют свою узкую специализацию, то “Вектор-фарм” поставляет все, что может понадобится МОЗу. При этом у компании — всего один склад на Киевщине, общей площадью 250 кв. м. На такой площади всю продукцию, которую предлагает компания, разместить невозможно физически. Тем не менее, фирма, которую для участия в тендерах Минздрава создали Исаев, Подтуркин и Богачев, исправно выигрывала тендеры по закупке лекарств. Так, в 2013 году на долю “Вектор-фармы” перепало тендеров на 200 млн. грн.
Это — компании, традиционно урывавшие самые крупные куски тендерного пирога. Прочих “завсегдатаев” МОЗовских тендерных закупок можно поделить на две группы: это либо компании, зарегистрированные через шотландские или кипрские оффшоры, либо фирмы, оформленные на подставных людей. Иногда очень экзотических. Так, к примеру, в тендерах МОЗа периодически участвует ООО “Скай фарм”, основал которую, согласно данным Госреестра предприятий, некий Икромов Отабек Улугбек Оглы, а руководит ее человек с не менее неудобоваримым именем Жумабоев Мамадалы Мадамыныжон Оглы.
Основное предназначение этих фирм, похоже, фиктивная конкуренция для фаворитов торгов, которых заранее определил Подтуркин.
Однако, иногда идеально отлаженная система давала сбои. Так случилось летом 2013 года. Тогда разразился без преувеличения международный скандал. В тендере, объявленном МОЗ, принял участие польский производитель инсулина. И пусть качество его препарата было высоким, а цена — приемлемой, у поляков обнаружился существенный и непреодолимый недостаток: они отказались платить откаты Семье. За что и были наказаны: Госпредприятие “Индар”, контролируемое Подтуркиным, заблокировало все тендеры, а польский инсулин сняли с регистрации.
Поляки подобный беспредел терпеть не стали и учинили скандал. Со всеми вытекающими — вплоть до приезда посла Польши к Богатыревой. В результате скандал удалось замять, но лишь после того, как Подтуркина уволили с должности советника министра здравоохранения. Впрочем, увольнение было скорее формальностью: Подтуркин не только продолжал курировать вверенную ему отрасль, но даже не лишился отведенного ему в здании МОЗ кабинета, просто переехал из одного этажа на другой. Кстати, тема “Индара” — особая, и об этом предприятии, и о том, как можно наживаться на тяжело больных диабетом, я расскажу отдельно. И в этом контексте нельзя будет не вспомнить о Подтуркине, Исаеве и т.д.
Параллельно с тендерами группа плотно занималась еще одним перспективным направлением — допуском препаратов на украинский рынок. Этим вопросом ведала специально созданная группа по принятию решений по регистрации лекарств, контролировать которую поручили Подтуркину. Все препараты, получающие доступ на украинский рынок, проходили экспертизу в ГП “Государственный экспертный центр МОЗ Украины”. На рассмотрение же группы выносились готовые решения. Таким образом, был создан своеобразный шлагбаум по пропуску лекарств.
С началом уличного противостояния в 2013-2014 годах, фармацевтический картель делегировал Дмитрия Подтуркина на Майдан.
Как оказалось, “майданил” Подтуркин не зря. Именно на Майдане он “подружился” с нардепом от “Свободы” Святославом Ханенко. Свободовец, возглавляющий Комитет по вопросам здравоохранения, берет Подтуркина в помощники. Подтуркин настолько “очаровал” Ханенко, что тот даже пытался протолкнуть его на должность в Гослекслужбу — однако тогда против этого единым фронтом выступили и игроки фармрынка, и лоббисты их интересов в ВР. Тогда Ханенко пристроил своего протеже в наблюдательный совет “Охматдета”. Так Подтуркин стал куратором закупки оборудования для нового корпуса, который в народе окрестили “корпусом Саши Януковича”. Цена вопроса еще по тем, старым ценам, которые существовали до стремительной девальвации гривни — около 800 млн грн.
По привычке Подтуркин отдает право поставок “своим” — в частности, компании “Укрмед”, которая также значилась среди вечных фаворитов тендеров Минздрава. Эту компанию контролирует один из крупнейших игроков отечественного рынка — Николай Кузьма, компании которого до 2009 года выигрывали до 90% тендеров Минздрава по закупке медтехники, в частности, ввезли “опели” по цене скорых — за средства австрийского кредита.
По данным на последний квартал позапрошлого года, в процессе процедуры госзакупок по линии МОЗ находилось продукции на 1 млрд 143,6 млн грн., акцептировано предложений на 1 млрд 44 млн. грн., заключено договоров на 913,4 млн. грн. Из них в казначействе были зарегистрированы на 568,4 млн. грн. Среди победителей все те же вышеперечисленные компании. “Вектор-фарма” только за неделю (с 17 по 23 октября) заполучила тендеров на без малого 20 млн грн. И это было лишь начало.
Примерно в то же время появилась информация, что бывшие сотрудники Минздрава Дмитрий Подтуркин и Роман Богачев пытаются сорвать закупку реанимационного оборудования для военных госпиталей Украины.
«Дмитрий Подтуркин использует свой сайт «Медицинской контроль», а также некоторых народных депутатов, и с их помощью пытается уверить общественность и силовые органы в том, что Минобороны закупает оборудование у одной компании. Но правда состоит в том, что мы закупаем оборудование у шести не связанных между собой компаний, которые предложили самое качественное реанимационное и операционное оборудование со скидками. Эти лоббисты пытаются убедить всех в том, что нужно покупать не реанимационное оборудование, а ЦЕЛОКС, которым забиты их оффшорные склады и который не нужен украинской армии. Если эти диверсанты добьются своего, то жизни сотни раненых солдат окажутся под угрозой. На старом оборудовании мы их не спасем», — рассказал анонимный источник в Минобороны.
Отметим, что в своих статьях «Тендеры смерти» бывший глава Госкомпредпринимательства Михаил Бродский писал о том, что Дмитрий Подтуркин и Роман Богачев в интересах бизнесмена Николая Кузьмы в 2014-м смогли заблокировать закупку вакцин и лекарственных препаратов по основным госпрограммам на сумму около 2,2 млрд. грн. Пока в стране от нехватки вакцин и лекарств умирали взрослые и дети, диверсанты добивались смены руководства в Минздраве. В октябре 2014 года операция была выполнена успешно.
«Победители тендеров, как и при Януковиче, снова несут деньги в офис на четвертом этаже в Георгиевском переулке (офис Дмитрия Подтуркина). Правда, если раньше такса в среднем составляла 30%, то сейчас, по слухам, схемотехники со стажем сделали корректировку на размер повышения НДС, и от участников тендеров требуют от 10-15%. Задекларированные намерения новой власти побороть коррупцию в результате привели страну в целом и здравоохранение в частности туда, откуда и начинали: к смотрящим от Семьи», — писал Михаил Бродский.
Вначале этого года парламентарии и Минздрав подсунули Подтуркину и Ко большую свинью, передав права на поставку в Украину препаратов для борьбы со смертельными заболеваниями международным организациям. Однако, наш лоббист не сдался и с чрезмерным усердием принялся через подконтрольные медиа топить в дерьме появившихся на горизонте «конкурентов» — ПРООН, ЮНИСЕФ и британскую компанию Crown Agents.
«Главная цель (Подтуркина. – прим. ред.) – подорвать имидж зарубежных компаний и заставить их уйти из Украины», — объяснила старания лоббиста Ольга Стефанишины, исполнительный директор благотворительного фонда «Пациенты Украины».
«Пациенты Украины» из-за своей принципиальной позиции также оказались под ударом шайки Подтуркина.
Бывший советник экс-министра здравоохранения Раисы Богатыревой и “по совместительству” член 12 рабочих групп при Минздраве Дмитрий Подтуркин подал в суд на команды БФ “Пациенты Украины” и “Центра противодействия коррупции”.
Как отмечалось в пресс-релизе фонда, поводом для иска стала статья Ольги Стефанишиной на “Экономической правде” “Как фармацевтические дельцы дискредитируют международные организации, которые закупают лекарства”, в которой указано, что “Дмитрий Подтуркин был медэкспертом и советником Богатыревой по закупкам в 2011-2013 гг.”
Он отрицает, что работал с Богатыревой и утверждает, что выполнял лишь формальную роль советника, говорится в сообщении. По словам Пидтуркина, заявления активистов привели к “потере близких и друзей, с которыми был знаком много лет”, “сильных волнений” и принесли “душевные страдания”.
“Это нонсенс, когда команда Богатыревой, которая сейчас в международном розыске за хищение государственного имущества, вместо того, чтобы сидеть на скамье подсудимых, подает в суд на активистов, которые годами борются с коррупцией в Министерстве здравоохранения”, — утверждает член правления “Центра противодействия коррупции” Устинова Александра.
“Этот суд — не что иное, как расправа с пациентами и активистами, которые отстаивают международные закупки лекарств. Именно во времена Богатыревой на тендерах Минздрава отмывалось до 40% средств. Теперь за эти средства пациенты получают дополнительные лекарства. Однако “свидетели Богатыревой” — люди, которые работали с ней в Минздраве, хотят вернуться, чтобы откатить эту реформу назад. Почти год против нас велась грязная информационная кампания “измены”, а когда эти методы не подействовали, эти люди решили нас осудить”, — отмечает исполнительный директор БФ “Пациенты Украина” Ольга Стефанишина.
Впрочем, есть основания полагать, что вскоре Дмитрию Подтуркину будет не до расправы над активистами – за него наконец-то возьмется Генпрокуратура.
По материалам: ord-ua.com