В деле Щербаня фигурирует первый руководитель Службы безопасности Украины

748

Евгений Марчук, первый  руководитель Службы безопасности Украины, экс-премьер-министр Украины, кандидат в Президенты Украины 1999 года, экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины, экс-министр обороны.

Как писал «Киевский телеграф», на полном серьезе в офисе одной аналитической организации, действовавшей под крышей МВД, обсуждался вопрос о контактах Евгения Кирилловича с инопланетянами. И серьезные люди, которые действительно занимались непростыми делами на территории иностранных государств, без улыбок говорили о каких-то аномальных встречах, получении сакральной информации от высших…

Генерала армии связывают с кассетным скандалом майора Мальниченко, продолжающем уничтожать 2-го президента Украины Леонида Кучму до настоящего времени.  Его фамилия недавно замелькала и в деле убийства Евгения Щербаня.

Дело прослушки Кучмы

В политических кулуарах продолжают циркулировать слухи о возможной причастности Евгения Марчука к организации прослушивания кабинета президента Кучмы. Якобы, Николай Мельниченко действовал под руководством Евгения Кирилловича.

В пользу этой версии приводится несколько аргументов. Первый – таким образом, Марчук хотел «подставить» не только Леонида Кучму, но и своего давнего оппонента – Леонида Деркача, который к тому времени руководил Службой безопасности Украины.

Второй – в обнародованных фрагментах разговоров, которые велись в кабинете N 1, минимально «презентован» секретаря СНБО.

И третий – сам майор Мельниченко положительно откликается о Евгении Кирилловиче.

Вдобавок, о причастности Марчука к «кассетному скандалу» говорил и один из его фигурантов – Владимир Цвиль.

Марчук опровергает свою причастность к «аудионаследству» майора Мельниченко. «Я знаю, что кое-кто называл меня организатором кассетного скандала, так же, как говорят, что я будто причастен к делу Гонгадзе. Но я вам говорю откровенно: я не причастен к этим делам» («Главред», 23 декабря 2004 г.).

В июле 2003 года интернет-издание «Украина криминальная» сделало достоянием гласности записки одного из тех, кто входил в так называемую «банду оборотней» – Игоря Гончарова.

Эту группировку подозревают в причастности к убийству Георгия Гонгадзе. В записках речь идет о том, что Евгений Кириллович был информирован об обстоятельствах исчезновения журналиста.

Сам генерал говорит, что ничего об этом не знает. «Эта вообще какая-то мистика. После того, как я ознакомился с текстом его записки, я еще раз переспросил всех, кого мог найти из работавших в своем предвыборном штабе. Но его никто не помнит. Я спросил у Омельченко Григория. Он говорит, что точно не помнит, но ему кажется, что во дворе штаба он будто бы когда-то видел Гончарова» («Главред», 23 декабря 2004 г.).

О том, что не только Александр Мороз, но и Евгений Марчук давно знали о ведущемся прослушивании кабинета президента, Мельниченко признался еще в Чехии. Тогда у Мыколы случались минуты откровения, и он делился воспоминаниями с Болданюком и Иванкой. Майор рассказывал, что на первых порах поставлял свою информацию Марчуку и лишь после выборов 1999 года стал сотрудничать с Морозом. Кроме того, Мыкола упоминал о своих знакомых в Киеве, которые помогали ему работать над записями — Владимир Цвиль.

Убийства Евгения Щербаня

На прошлой неделе Сергей Власенко заявил о еще одном фигуранте дела убийства Щербаня — экс-губернаторе Донецкой области Владимире Щербане, бывшем компаньоне покойного.

Но мы нашли документы, свидетельствующие о том, что осенью 1996 года между Евгением Щербанем и Владимиром Щербанем произошел конфликт, поскольку Евгений Щербань начал делать ставку на Евгения Марчука, как политическое крыло», — рассказал Сергей Власенко на пресс-конференции.

По его словам, через 2 дня после убийства Евгения Щербаня со счетов компании, которая принадлежала американской фирме жены Щербаня, на счета американской компании сына Владимира Щербаня – Артема — было списано $2 млн 112 тыс. 56. «То есть эти деньги были украдены. И это может говорить о многом», — отмечает народный депутат.

Подробностей о том, что еще зафиксировано в документах в оппозиции не сообщают.

***

За несколько месяцев до расстрела Евгения Щербаня генерал Марчук был разжалован из премьер-министров с формулировкой «за формирование собственного политического имиджа».

Леонид Кучма впоследствии так отзывался о его деятельности на посту премьер-министра: «Оказавшись за столом председательствующего, Марчук проявил полное отсутствие вкуса к ежедневной хозяйственной работе и желанию её выполнять, неугомонную страсть к многословию… Сначала я относил это на счёт желания Марчука самому разобраться во всех проблемах совершенно, как он любит говорить, «с лабораторной точностью», собрать о них исчерпывающую информацию. Но вскоре начал подозревать, что он просто не хочет, просто боится принимать решения, а страх этот базируется на непонимании экономических механизмов попытках дистанцироваться любых непопулярных шагов. Очевидно, длительная работа в КГБ научила Марчука только собирать информацию (причём для того, чтобы на её основе решения принимали другие!), но внедрять собранное в интересах экономики он не умел. На дворе лето, потом осень 1995 года. Впервые начинают накапливаться значительные задолженности по пенсиям и зарплатам, которые растут из месяца в месяц. Производство падает. А Кабмин явно не успевает за ситуацией, изыскивая возможности заморозить её, тормозит с принятием решений, неадекватно реагирует на проблемы промышленности и сельского хозяйства. Возможно, это — элементарная некомпетентность? Такая же, как, например, решение председателя Государственной комиссии по денежной реформе Марчука осенью 1995 года, вопреки рекомендациям экспертов, всё же не вводить гривню?»

Ещё будучи премьер-министром Украины, Евгений Марчук в декабре 1995 года принимал участие в довыборах народного депутата Верховной рады Украины от Миргородского (№ 324) избирательного округа.

В декабре 1995 г. - апреле 1998 г. - депутат Верховной Рады, возглавил в парламенте фракцию  «Социально-рыночный выбор».

В октябре 1996 года незадолго до гибели Евгений Щербань основал в Киеве газету «День», которая после его убийства перешла под контроль Марчука: «Марчук получил в своё распоряжение единственную информационно-аналитическую ежедневную газету со сформированной аудиторией. Более того: газета постепенно стала приобретать имидж оппозиционной, что привело к притоку к изданию как читателей, так и высококлассных авторов. Вскоре происходит и замена главного редактора: вместо Владимира Рубана, давшего газета «путёвку в жизнь», редактором издания становится бывшая пресс-секретарь Марчука Лариса Ившина». Ившина впоследствии станет супругой Марчука.

Виктор Янукович

К 4-му президенту, Виктору Януковичу, первый руководитель СБУ относится с заметным уважением, как к своему наилучшему агентурному детищу, реализовавшему самые большие ожидания.

Год назад он дал интервью, в котором отметил следующее.

«…у Януковича есть понимание, что плохо, а что хорошо для Украины. Как он проявил характер в переговорах с Россией по газу, когда уже в них включился, — такого еще никогда не было. Кучма десять-двенадцать раз в год встречался с Путиным в галстуках и без галстуков, а когда случился кризис на Тузле, не мог связаться с Путиным, с которым в ту пору было семь разных видов связи. Это был показной этап демократии. А Путин думал, что Янукович — его марионетка, и был обескуражен, когда его поведение на переговорах по газу оказалось поведением украинского патриота», — делится Марчук.

«Еще один плюс — как минимум три начатых реформы. Налоговая, пенсионная и земельная. Да, земельная реформа затормозилась, но все-таки движется. Взялись — молодцы. То, что российский бизнес не пустили в Донбасс, куда он так рвался, — тоже патриотический поступок. Что же касается негатива, тут самое опасное, мне кажется, то, что власть недооценивает нарастание социального недовольства. «Налоговый майдан», акции протеста чернобыльцев, афганцев… Нельзя игнорировать эти моменты, причем так демонстративно», — рассказывает политический оппонент Кучмы.

Фраза: «То, что российский бизнес не пустили в Донбасс, куда он так рвался, — тоже патриотический поступок», несколько режет из уст Марчука.

Первому руководителю СБУ было хорошо известно, как кроваво на Донбассе в 90-х годах происходил процесс перераспределения капитала. Служба безопасности Украины в разборки активно не вмешивалась, благодаря чему группа Брагина-Януковича набрала своей силы.

Алика Грека в октябре 1995 года взорвали на стадионе, его преемником стал Ринат  Ахметов. На момент этого дерзкого убийства Евгений Марчук был премьер-министром Украины.

В 1999 году Евгений Марчук попытался стать Президентом Украины. На тот период среди его политических оппонентов уже не было в живых Евгения Щербаня. Для свой избирательной кампании он активно использовал газету  «День», доставшееся после смерти Евгения Щербаня издание. И поддержку Владимира Щербаня, бывшего компаньона Евгения Щербаня.

На тех выборах первый глава СБУ был пятым…

А в 2000-м году грянул кассетный скандал майора Мельниченко, убравший с политики Леонида Кучму и расчистивший дорогу представителю донецкого клана  Виктору Януковичу.

По материалам: ord-ua.com