Ушли былые времена – УБОП уже совсем не тот

692

Провинциальный город Николаев в очередной раз прогремел на всю страну громкими бандитскими разборками. В результате перестрелки в подъезде многоквартирного дома был убит местный бизнесмен Антон Зубатин. По свидетельствам местных оперативников на пенсии, которые охотились на бандитов в конце 90-х – начале 2000-х, последние разборки это начало грандиозного передела в криминальном мире Николаева.

Корни теперешних криминальных разборок в тихом Николаеве – считает экс-офицер УБОП — уходят в далекое прошлое.

Передел жалких ресурсов бедного региона, с потухающим производством и покупательской способностью говорят сами за себя. Можно считать, что по настоящему все началось в июне 1996 года. Средь бела дня застрелили двух криминальных авторитетов Шабала и Рудика. Заказчик и убийцы были задержаны и приговорены к длительным срокам тюрьмы. В 1999 году — Авторитет Пуня был жестоко избит коллегами по цеху, а точнее уголовниками и скончался от увечий. По ходящим тогда слухам, кровавые разборки были связанны с разделом рынка, а его особу заказали. В 2001 году в Николаеве был расстрелян на пороге собственного заведения на ул.Советской авторитет Анатолий Яворский (Швора), достаточно весомый в криминальном мире. После криминальных разборок 2001 года перед подразделениями УБОП стояла задача любой ценой и любыми методами остановить реки крови и перестрелки средь бела дня на улицах города.

В начале 2000-х в ход пошли все допустимые и недопустимые средства борьбы с оголтелыми бандформированиями, которые как грибы начали наращивать мускулатуру.

Офицеры тех лет признаются, что им самим множество раз приходилось преступать закон, чтобы выполнить приказы столичного руководства и стабилизировать обстановку в депрессивном городе с космической безработицей, толкавшей крепких парней в криминальные группировки. Каких бы неимоверных усилий это не стоило, но руководившему в то время направлением борьбы с бандитизмом в структуре УБОП Михаилу Петрову удалось развести по углам все противоборствующие бандформирования. Одни уехали отсиживаться в другие регионы другие залегли на дно ожидая послабления натиска системы.

После этого в Николаеве воцарило относительное спокойствие. Изредка совершавшиеся преступления подобного рода конечно же заставляли местных журналистов вспоминать те бурные времена и фамилии авторитетов ушедших в мир иной. Так было после расстрела Анатолия Парпуры в 2007-м, когда эту смерть сразу окрестили расплатой за былые деяния. В Николаеве принято считать смерть Парпуры делом рук соратников авторитетов убитых в 2001-м.

Во времена правления Ющенко, вся милицейская система и УБОП в том числе, начали коммерциализироваться. Была объявлена война взяточникам-коррупционерам. А так как та система из которой были изгнаны сотни профессионалов времен позднего Кучмы, сама кишела хапугами, то иного варианта нежели превращение ее из правоохранительной в коммерческую машину – машину по преумножению собственного капитала не могло и быть.

Эти процессы сыграли злую шутку со структурой призванной бороться в Николаеве с бандитизмом. Ввиду того, что как таковых организованных преступных группировок ярко выраженного криминального толка в городе не было, точнее сказать проявляли они себя не так как в бурных 90-х, то на все ключевые должности в УБОП рьяно принялись назначать людей имевших только лишь отдаленное представление о борьбе с подобного рода группировками.

Апофеозом бездарной кадровой политики стало назначение на должность руководителя николаевского УБОП в 2010 году «мясника» (так оперативники называют тех, кто работает в структурах по борьбе с экономической преступностью) Владимира Лупащенко. Этот человек до назначения в УБОП работал только в подразделениях БЭП. Окончив один из милицейских вузов он начал службу в своем родном Новобугском районе. Потом перевелся в УБЭП областного центра и даже его возглавил. С приходом Лупащенко, в николаевском УБОП напрочь забыли об основном предназначении этого подразделения и все усилия направили на зарабатывание денег себе и руководству, чтобы то в свою очередь закрывало глаза на бездеятельность в борьбе с организованной преступностью.

С его приходом опытные офицеры старой закалки, для которых понятия “честь”, “совесть”, “чувство долга” не были пустым звуком, которые на то время еще оставались в структуре николаевского УБОП постепенно ушли, а на смену им набрали “кадры”, которые придерживались совершенно иных принципов. Во главу угла была поставлена коммерция – начиная от “крышевания” бизнеса или криминалитета, и заканчивая получением (точнее, вымогательством) так называемой “благотворительной помощи”.

Лупащенко развернул свою деятельность по всей области. В сферу его интересов попало практически все, что шевелилось и могло приносить прибыль.

Если раньше, в 90-х, крышевание валютчиков и металлоломщиков, сбор дани с рыночников и других торгашей было приоритетно и подконтрольно рэкетирам, то теперь это все отошло под влияние начальника УБОП. Среди заместителей были распределены сферы влияния не только по отраслевому, но и по территориальному принципу.

Особняком стояло крышевание нелегального игорного бизнеса процветавшего и продолжающего процветать на территории области. Игорные заведения работали как ни в чем не бывало не только в областном центре и райцентрах, но и в крупных деревнях. Естественно, такой лакомый кусок одному проглотить было не под силу, из-за чего пришлось договариваться с работниками прокуратуры. Они оказались весьма и весьма сговорчивыми. Сегодня под прикрытием убоповца Лупащенко и его соратников в области работает более 4000 игровых автоматов, с каждого из которых в месяц в карман крышевателей заходит по 100$, а это не малая сумма в 400 000$ в месяц. Этим и объясняется наличие у семьи Лупащенко автомобилей Lexus LX 570 (у мужа), Toyota Highlander (у жены) и двух квартир по 160 квадратных метров каждая в доме, где цена 1 квадратного метра составляет 1000 $.

Пригодился УБОП под руководством Лупащенко и его опыт работы в БЭП. Досконально изучив схемы возможного заработка маржи на государственных закупках и тендерах, он принялся воплощать в жизнь схемы за которые еще недавно привлекал к ответственности чиновников из районов. Авторитет и влияние УБОП в схемах отыгрывал основную роль – тут тебе и конкурентов отодвинуть не составляет никакого труда и аргументы для несговорчивых чиновников, которые в мыслях просчитывали варианты отказа от сотрудничества.

Полномочия УБОП позволяли изъять для расследование, под предлогом борьбы с оргпреступностью, любое уголовное дело на несговорчивых, а если такового не находилось, тогда возбуждали сами.

Таким образом, фирмы начальника УБОП выигрывали все необходимые тендеры, ведь конкурентов и быть не могло.

Контролируются и поставки металлолома во все порты, которые находятся в регионе. С каждой тонны отгруженного метала, силовики получают 10$.

Полностью контролируется через подконтрольные фирмы и завоз зерна в порты – лабораторные анализы можно пройти только заплатив 200 гривен за тонну груза.

Бывали случаи и абсолютного беспредела – дела возбуждались, а за их закрытие вымагались десятки тысяч долларов.

Такая коммерциализация структуры рано или поздно несомненно должна была привести к плачевным последствиям и именно это некоторые офицеры в отставке называют главной причиной череды убийств и покушений, захлестнувших город Николаев.

Первый звоночек прозвучал в конце 2011 года и материализовался в череду убийств валютчиков. Продолжение последовало незамедлительно – в центре города дерзко расстреляли некоего Анатолия Баталова (Тоха). Позже последовало еще несколько покушений на бизнесменов с криминальными связями. Среди них и покушение на убийство местного криминального авторитета Сергея Лубенца, которое было совершенное в августе 2012 года и по сей день остается нераскрытым.

В Николаеве бытует мнение, что именно после этого обострения криминогенной ситуации и был уволен с должности начальника УБОП Владимир Лупащенко. Но весьма компетентные источники в структуре МВД настаивают, что это все ни коим образом не могло повлиять на уход собирателя дани с теплого и насиженного местечка. Главной причиной ротации в николаевском УБОП называют спецоперацию сотрудников СБУ по разоблачению банды расхитителей дизельного топлива главарем которой признали полковника милиции Владимира Кинду (экс-руководителя спецмилиции на станции «Николаев»). Сейчас в Николаеве как раз идет судебный процесс по этому делу, где на скамье подсудимых оказалось 26 человек. Источники, заслуживающие безусловного доверия, настаивают, что прямое отношение к этой банде расхитителей дизтоплива имеет и бывший начальник УБОП Лупащенко. Именно для того, чтобы сохранить влияние на выстроенные схемы, пожертвовать малым и сохранить большее он и принял решение пожертвовать должностью. Тем более, все кадры верные ему остались на своих местах.

Люди, вхожие в кабинеты областной прокуратуры утверждают, что сейчас, пока новый начальник николаевского УБОП Олег Бех, десантированный из Ивано-Франковска, чистит авгиевы конюшни, вникая в сложные взаимоотношения николаевских группировок (корни этих взаимоотношений уходят в далекие 90-е), по протекции Лупащенко, все важные вопросы перенял на себя его заместитель Артур Гаспаров. Теперь именно он отвечает за валютчиков и металоломщиков, сбор дани с рыночников и решение вопросов победителей в тендерах. Он в ответе за слив топлива с буксиров в очаковском порту (600 метров кубических в месяц) и слив топлива с тепловозов (1000 метров кубических в месяц). Полностью контролируется выкапывание труб по всей области и поставка фруктов и овощей на заводы предприятия «Сандора». Создан ряд обнальных площадок, через которые проходят все операции с безналичными деньгами.

Сегодня многие офицеры управления по борьбе с организованной преступностью лоббирует интересы финансовых групп и отдельных лиц, а в это время в центре города происходят перестрелки, покушения и грабежи. Сколько еще вот таких убийств и покушений должно произойти, чтобы УБОП наконец-то занялся тем, что он должен делать.

На этот счет местные ветераны МВД с горечью и сожалением вспоминают времена генералов Петра Шапирко и Павла Гуцола, начальников УБОП Владимира Малахова, Сергея Левандовского и Михаила Петрова, когда такой беспомощности милиции не было. Тогда городом рулили они, а не бандиты, как сейчас!

По материалам: ord-ua.com