Ульяна Супрун: корысть или некомпетентность?

1 012

73_mainПоследние три года для украинцев прошли в ожидании перемен. Все негативное, что присутствовало в государственном управлении, связывалось именно с клановой системой, круговой порукой и тотальной коррупцией, которая как раковая опухоль поразила экономический организм целой страны.
Однако события февраля 2014 года дали надежду на избавление от казалось бы вечных пороков. Новое правительство, новый президент, новый парламент на протяжении более чем 2 лет каждый день декларируют реформы, делают заявления об изменении подходов и убаюкивают обещаниями о скором наступлении «социализма», но реальная картина выглядит еще более удручающей, чем прежде.
Легионеры-реформаторы, приглашенные в Украину на руководящие посты, по задумке руководства страны должны были стать тем локомотивом реформирования, который осуществит болезненные, но крайне необходимые изменения. Прискорбно осознавать, что поменялась картинка, но не поменялась суть. Для новых министров характерны те же пороки, что и для предыдущих – родственники министров оказываются исключительно успешными бизнесменами, причем их бизнес «по случайности» чаще всего связан с деятельностью министров, а фирмы, в которых они раньше работали, начинают получать выгодные государственные контракты. Анонсированная система «Прозорро», которая должна была стать настоящим барьерам для коррупции, в реальной жизни просто отражает коррупцию и никоим образом на неё не влияет, заранее согласованные коррупционные тендеры как были, так и остались.

Последний скандал, потрясший Украину, разразился в сфере охраны здоровья. Сначала заморский специалист Квиташвили, сорвав плановые закупки на жизненно необходимые программы, ушел в небытиё. Пришедшая ему на смену и.о. министра Ульяна Супрун, выступая в парламенте перед своим назначением, обещала в первую очередь качественно изменить систему госзакупок. Однако деятельность главного чиновника Минздрава началась с выяснения вопроса: насколько компетентна Супрун и имеет ли она достаточную квалификацию, чтобы занимать пост министра страны с более чем 40-миллионным населением, две трети которой нуждаются в предоставлении качественных медицинских услуг.
Американка украинского происхождения Ульяна Супрун была назначена и.о. главы министерства здравоохранения указом премьер-министра Гройсмана 27 июля 2016 года. И сразу же получила ответственное задание: предоставить концепцию новых реформ в сфере влияния вверенного ей ведомства. Несмотря на то что Супрун являлась совершенно новым лицом в украинской политике, от неё ожидали многого.
Ведь украинцы уже были знакомы не только с ней, но и с её мужем, который активно освещал протесты 2014 года и даже основал студию Babylon 13, выпускающую тематическую документалистику. Кроме того, чета патриотически настроенных американо-украинцев основала и работает в ОО “Защита Патриотов”. Деятельность организации направлена на обучение военных, гражданских и врачей по оказанию медицинской помощи в полевых условиях. Дом, в котором находится ГО “Захист Патріотів”
Что ж, вполне благородное начинание, которое весьма импонирует такому представителю госаппарата, как глава Минздрава. По крайней мере, поначалу имидж Супрун выглядел довольно привлекательно.
Однако прошло всего несколько месяцев после этого назначения — и общество буквально взбунтовалось, возмущенное деятельностью новоиспеченного руководителя Минздрава. Возможно, многочисленные отзывы о работе Ульяны на столь высокой должности уже успели изрядно набить оскомину, но обязанность освещать события такими, какие они есть в реальности, не оставляет «Наблюдателю» других вариантов, кроме как подвести печальный итог: ни концепции, ни тем более настоящих реформ не было. Зато детективная история с «секретными материалами» и громкий скандал, риторика которого строится на заявлении о больших деньгах и смерти тысяч украинцев, — пожалуйста. Примечательно, что пока весь мир мониторит Wikileaks и обсуждает утечку компрометирующих переписок глав различных государств, офшорные махинации и прочие значимые в контексте геополитики вещи, в Украине случилось нечто беспрецедентное: народные депутаты занялись поиском диплома о высшем образовании и.о. министра здравоохранения. Сие действо инициировал Олег Мусий, который разослал запросы сразу в несколько ведомств: Кабинет министров, Министерство образования и Министерство здравоохранения. Однако ответа он так и не дождался. Оказалось, что диплом о высшем образовании может стать документом, хранящимся под грифом «совершенно секретно», — если, конечно, таковой имеется в наличии. Почему чиновники опасаются предоставить на суд общественности доказательство того, что и.о. главы Минздрава владеет специальными навыками и знаниями, позволяющими эффективно выполнять свои должностные обязанности, пока выяснить не удалось. Зато почва для пересудов касательно отсутствия диплома подготовлена, удобрена и в скором времени может принести первые плоды. Тайна Супрун получила довольно широкий резонанс, и к поискам пресловутого диплома подключился в том числе Андрей Портнов. На своей странице в Фейсбуке он разместил следующий пост: “Коллеги, проконсультируйте, если у человека есть диплом о высшем образовании, то зачем это скрывать? Министр здравоохранения отказалась показывать свой диплом, мотивируя тем, что у неё там домашний адрес записан и если его показать, то все узнают, где она живет. Люди добрые, ну откуда такое количество идиотов на квадратный сантиметр и как можно не понимать, что теперь этот диплом или его отсутствие найдётся из под земли, даже если ты по секретной программе тихо учился в медучилище Габона. Завтра же вытряхнем биографию и отправим мейлы во все упоминавшиеся там точки.”
Как тут не согласиться с юристом: всё тайное рано или поздно становится явным. Особенно когда за дело берутся журналисты. В случае отсутствия у Супрун диплома нас с вами ждёт очередное разочарование. И хотя многострадальный украинский народ за годы «реформ» уже попривык к тому, что его надежды лопаются, как мыльные пузыри, осознание того, что губительная тенденция назначения на должности некомпетентных людей продолжается в полную силу, достаточно болезненно скажется на состоянии общества. Причем как в прямом, так и в переносном смысле, поскольку в данном случае речь идет о здоровье нации.
На фоне непонятной ситуации с высшим образованием Супрун разразился ещё один скандал. И на этот раз обвинения в адрес и.о. главы Минздрава оказались намного более вескими, ибо они напрямую связаны с жизнью простых граждан Украины. Как известно, директор Института сердца Борис Тодуров обвинил У. Супрун в срыве закупок лекарств, что, по его словам, привело к смерти десятков тысяч украинцев, которых можно было спасти, будь у медиков необходимый минимум лекарственных средств. Сначала текст обвинения был размещён под фотографией Супрун в Фейсбуке, однако и.о. министра здравоохранения внесла его в «чёрный список» и заблокировала. После этого Борис Тодуров продублировал пост уже на своей страничке. Кардиохирург, успешно выполнивший 10 000 операций и спасший невероятное количество жизней, по-настоящему заслуженный профессионал и гражданин Украины, был предельно жёстким в своих высказываниях: “Вы являетесь членами правительства сорокамиллионной европейской страны — Украины. Безответственность заявлений, непродуманность решений, авантюризм в стратегии развития — вот что мы видим в последние месяцы работы Минздрава. Программа по сердечно-сосудистым заболеваниям предусматривала закупку на 364 млн грн скоропомощных расходных материалов, которые могли спасти десятки тысяч жизней. Вы не провели эту закупку. Я абсолютно ответственно заявляю (и могу это повторить в суде): ваша халатность забрала больше жизней украинцев, чем война за последние годы”.
Заявление авторитетного врача “Бегите, пока я не подал на вас в суд” свидетельствует о его готовности доказать свою правоту в уполномоченных инстанциях и заставляет задуматься. Равно как и тяжесть обвинений — такими словами не принято разбрасываться, тем более публично, если под них не подведена серьёзная доказательная база. Делом заинтересовалась Национальная полиция, и сегодня Супрун подверглась новой волне критики, теперь уже из-за подозрений в проведении госзакупок по завышенным ценам. Полномочия приобретать медикаменты и. о. министра здравоохранения передала международным организациям, в частности, всё необходимое закупалось в рамках Программы развития ООН. Если это предположение подтвердится и в действиях Супрун будет доказан определённый умысел, её ожидают крайне неприятные и тяжёлые последствия. Один из пользователей Фейсбука оставил комментарий под постом Бориса Тодурова и привёл конкретные цифры, которые наглядно демонстрируют тот уровень цинизма и пренебрежения, с которым МОЗ под руководством Супрун относится к здоровью и жизни украинцев.
Для наглядности «Наблюдатель» процитирует самое интересное:
«Так, даже в успешной закупке по программе «туберкулез» были позиции, закупленные с существенным превышением цен относительно тендерных закупок Минздрава в 2014 году, как, например, Рифампицин (торговое название MACOX 150 производства компании Macleods Pharmaceuticals, Индия), международные организации закупили по цене на 50% выше от цены закупки 2014 года в долларовом эквиваленте. По программе «взрослые гепатиты» монопольный препарат Ламивудин (торговое название ЗЕФФИКС производства компании ГлаксоСмитКляйн, Великобритания) купили с превышением в 42% от цены 2014 года в валюте. Среди препаратов для лечения детей, больных гепатитами В и С, препарат Рибавирин у отечественного производителя Валартин Фарма купили по цене в 11 раз выше от цены закупки 2014 года. Раствор для промывки прибора Becton, Dickinson and Company (США) в программе закупки медицинских изделий и расходных материалов по программе СПИД купили по цене на 94% выше от цены закупки 2014 года. По программе «детская онкология» монопольные препараты Вориконазол (торговое название ВИФЕНД компании Пфайзер, США) и Пегфилграстим (НЕУЛАСТИМ, Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд, Швейцария), а также Третиноин (ВЕСАНОИД, Ф.Хоффманн-Ля Рош Лтд, Швейцария) купили с превышением 72%, 52% и в 3,6 раза соответственно. Тот же Третиноин по программе закупки препаратов для лечения онкологии у взрослых купили по цене в 3,3 раза выше от цены 2014 года в валюте”. Кроме того, МОЗ не ограничился убыточными для бюджета закупками и пошёл дальше.
Следующие данные, если вдуматься, отлично демонстрируют то, как мало значит выздоровление людей, если есть шанс сорвать крупный куш и поставить сомнительные закупки на поток:“со сроком годности всего 4 месяца был закуплен международными организациями онкологический препарат «Винкристин»;со сроком годности два месяца были закуплены тест-системы «Клетки Immuno-trol, 2х3 мл»;и совсем циничной выглядит закупка международными организациями реагента для проведения контроля качества, 1х2,5 мл (для определения СД4: п. 2.10 у ВИЧ-инфицированных беременных, п. 3.5 для сопровождения антиретровирусной терапии; п. 3.5 для пациентов диспансерной группы; реагенты и расходные материалы к проточному цитофлюориметру «Becton Dickinson»), который был доставлен в регионы 22.07.2016 за 7 дней до истечения срока своей годности.»
Увы, но приходится констатировать, что под руководством Супрун ведомство не только не удовлетворяет потребности в жизненно важных медикаментах, но и намеренно создаёт кризисную ситуацию. Получается, кто не успел получить препарат из-за заканчивающегося срока годности, тот опоздал на поезд жизни. Но ничего, нас ведь 40 000 000, уровень заболеваемости онкологией год от года только растёт, так что денежки будут течь рекой и дальше. Ни фармацевтическим гигантам, ни зарубежным “специалистам”, ни возглавляемым ими ведомствам переживать особенно не о чем, кроме как о собственных доходах.
А что же Ульяна Супрун, как она реагирует на создавшуюся ситуацию? И.о. министра не устает повторять, что она, равно как и её ведомство, находится под давлением полиции и против Минздрава ведётся информационная война. По всей вероятности, так удобно объяснять тайну вокруг диплома Супрун, который может оказаться секретным оружием в руках МОЗ в развернувшемся противостоянии. Проблемы, возникшие в связи с деятельностью Супрун стали причиной возведения очередной баррикады между разными группами украинских граждан. Те, кто открыто поддерживает команду Супрун, часто используют в качестве аргумента “против” “пророссийскую” позицию сторонников Тодорова. Такое происходит везде и всюду: как только кто-то из оппонентов не выдерживает градуса дискуссии, тут же начинается переход на личности, а затем, если не помогло, приводится в действие старая добрая конспирология. «Рука Кремля», «агенты Госдепа» и т.д. — кому что нравится.
«Наблюдатель» призывает сохранять объективность и исключить из контекста заявления о национальных интересах других государств в том “топорном” виде, в котором они якобы имеются. Всегда нужно “зреть в корень”. Инициаторам текущего конфликта стал Олег Мусий, который начал с диплома и продолжил оппонировать Супрун после появления информации о госзакупках. Напомним, что проукраинская позиция Мусия не вызывает сомнений даже у самых закоренелых параноиков, не побоимся этого грубого, но точного слова. И вот что он написал на своей странице в Фейсбуке о Супрун:“…Дилетанство Ульяны Супрун уже бьёт не только по украинцам, но и по Премьеру. Похоже, что дама перепутала, где они находятся. Дай бог, чтоб это была просто “дурость”, а не осознанные решения”.
Также Мусий призывает справедливую кару на голову некомпетентной и. о. главы МОЗ следующими словами: “Надеюсь, что от ответственности за бездеятельность, дилетантство, профанацию, небрежность, многочисленные нарушения украинского законодательства, препятствование деятельности народных депутатов, уничтожение остатков системы здравоохранения и т.д., которые обязательно приведут и, к сожалению, уже приводят к увеличению скорости вымирания украинской нации, смерти простых украинцев, этой нелегитимной и. о. сбежать не удастся”.
Не забыл Мусий и уже бывшего главу МОЗ Квиташвили, с которым он также вступал в конфронтацию, и заявил, что он и Супрун — “два сапога пара”, обвинив обоих в “фобии по отношению к украинскому народу”.
Часть украинского социума восприняла конфликт между МОЗ Супрун и Борисом Тодуровым как конфликт личностей, где каждый защищает свои интересы. Но такая позиция губительна. Отсутствие гражданского волеизъявления и тотальное абстрагирование от текущей проблемы лишь удобряет и без того плодородную почву коррупции и пренебрежения жизнью рядового украинца. Об этом говорит не только “Наблюдатель”, но и Владимир Загородний, глава федерации работодателей охраны здоровья. Он обратился к украинцам со следующими словами: “Это далеко не личный конфликт. Я понимаю, министерству выгодно перенести его в рамки личного конфликта между Тодуровым и МОЗ. Я должен сказать, что сегодня все должны понимать — это конфликт между медицинским сообществом и Министерством здравоохранения. Это конфликт между Министерством здравоохранения и гражданами Украины, на переднем крае которого стоят медработники и руководители любого учреждения, государственной или коммунальной собственности, которые взяли на себя ответственность создать необходимые условия для персонала, чтобы полноценно реализовать свои профессиональные знания и опыт с целью предоставления гражданам Украины медицинской помощи”.
Такое отношение к проблеме должно стать принципиальным для подавляющего большинства населения, и только тогда можно будет говорить о позитивных переменах и привлечении к ответственности тех, кто использует своё положение в госаппарате в корыстных целях. И дело тут не только в построении гражданского европейского общества с реальными правами. Для рядовых украинцев это попросту вопрос выживания. На фоне баснословных цен на медикаменты, госзакупки по повышенным тарифам могут стать финальным аккордом в чьей-то жизни из-за банальной неспособности приобрести препарат вовремя. Его либо не окажется вовсе, либо он будет не по карману — на сегодняшний день третьего, можно сказать, не дано. Конечно, чиновникам из МОЗ во главе с Супрун это не грозит. Электронная декларация и. о. министра демонстрирует её полную финансовую состоятельность.
7 8 9 10 Проживает Ульяна Супрун вместе с мужем в квартире общей площадью 128,7 квадратных метров, в столице, которая принадлежит нерезиденту Украины Пенджола-Витович Христине.
11
С полным текстом декларации можно ознакомиться по ссылке https://public.nazk.gov.ua/declaration/805a0341-045f-4493-a4cd-7ef334fa84fd, однако и вышеобозначенных цифр достаточно, чтоб понимать: в экстренной ситуации Супрун сможет обеспечить себя и свою семью нужными медикаментами без оглядки на то, были ли они закуплены в должном количестве и сколько они стоят. Если официальных данных о прозрачных источниках дохода читателю покажется мало, то можно копнуть чуть глубже. Как выяснилось, чета Марко, а конкретнее глава семьи, занимается не только общественной деятельностью. В статье Ореста Лютого подробно и точно раскрывается связь новоиспечённых украинцев из США с юридической фирмой и — внимание! — с гигантами фармацевтической отрасли. А тут уже вполне очевидно зреет конфликт интересов воротил медицинского бизнеса.
Сегодня мы должны обратиться к высшему руководству страны с требованием уже в ближайшее время разрешить ситуацию и наказать виновных. Апеллировать к совести Супрун смысла нет: такие “специалисты” — обычно выдающиеся демагоги и имиджмейкеры, которые нагло парируют любые обвинения, обращая их в конечном счете в свою пользу. Чего только стоят заявления об осаде МОЗ оппонентами Ульяны, о которой она уже упоминала. В стране созданы условия, когда уровень значимости рядового украинца сведён к абсолютному минимуму. И не важно, где он — ранен на поле боя или находится в госпитале, дожидаясь так и не купленных лекарств. Исход один и тот же.

По материалам: ord-ua.com