Украинского режиссёра Олега Сенцова в России приговорили к 20 годам строгого режима
Статьи, по которым осудили Олега Сенцова
Олегу Сенцову инкриминируются преступления по четырем статьям Уголовного кодекса России:
- создание террористического сообщества,
- совершение террористических актов,
- приготовление к совершению террористических актов,
- незаконный оборот оружия и взрывчатых веществ.
У Александра Кольченко «в активе» две статьи УК РФ:
- участие в террористическом сообществе,
- совершение теракта.
Олега Сенцова посадили на 20 лет 25 августа 2015 года
Северо-Кавказский окружной военный суд признал украинского режиссера Олега Сенцова виновным в подготовке терактов в Крыму и приговорил к 20 годам в колонии строго режима, сообщает «Медиазона» из зала суда.
Сторона гособвинения ранее просила приговорить Сенцова к 23 годам в колонии строгого режима и последующему ограничению свободы на два года.
Сенцов свою вину не признал, а возбужденное в его отношении дело назвал «политическим и сфальсифицированным».
"Я не буду ни о чем у вас просить [...], всем все понятно. Суд оккупантов не может быть справедливым по определению. Ничего личного, ваша честь", - сказал Олег Сенцов в своем последнем слове на прошлой неделе, цитирует bbc.com.
Вместе с Сенцовым суд признал виновным второго фигуранта дела — Александра Кольченко. Он приговорен к 10 годам лишения свободы.
Обвинение просило приговорить Кольченко к 12 годам лишения свободы с ограничением свободы на 1 год и 6 месяцев.
По статье о создании террористического сообщества он приговорен к 15 годам лишения свободы, за участие в двух терактах — к 10 и 11 годам. За приготовление к совершению взрыва — семь лет, за незаконное хранение орудия и боеприпасов — пять лет. Итого, путем сложения сроков Олег Сенцов получил 20 лет лишения свободы.
Олегу Сенцову дали 20 лет
По версии следствия, Олег Сенцов весной 2014 год после того, как Крым был присоединен к России, дал указание своим сообщникам взорвать памятник Ленину в Симферополе, а также планировал теракт у «Вечного огня» в городе на 9 мая. Александр Кольченко обвиняется в поджоге офиса «Единой России» в Симферополе и ряде других терактов, проведенных под руководством Сенцова, пишет meduza.io.
Дело Сенцова и Кольченко с конца июля рассматривает в Ростове-на-ДонуСеверо-Кавказский окружной военный суд. В ходе суда ключевой свидетель обвинения — Геннадий Афанасьев, который 17 декабря был приговорен к 7 годам заключения, заявил о пытках. По его словам, именно под пытками он оговорил и себя, и Сенцова.
"Он оступился, но в конце концов понял, что есть еще шанс, и совершил очень мужественный, очень правильный поступок, - сказал Сенцов в последнем слове о выступлении Афанасьева в ростовском суде. - Я рад за него, что он будет жить дальше и ощущать себя человеком, который не струсил, хотя ему продолжают угрожать, давить на него, бьют ногами".
Дело Олега Сенцова 25.08.2015
В ответ на вопрос судьи, понятен ли им приговор, Олег Сенцов и Александр Кольченко поют гимн Украины.
И Сенцов, и Кольченко будут отбывать наказание в колонии строгого режима. До вступления приговора в законную силу они останутся в СИЗО-4 в Ростове-на-Дону.
Процесс над Сенцовым онлайн. Приговор
14:28 Мать Кольченко смотрит в одну точку.
Суд постановляет покрыть свидетелям расходы на дорогу в сумме 78 тысяч рублей, 8400 рублей выделено на оплату работы адвокатов по назначению, которые присутствовали на процессе.
Вещественные доказательства хранить при уголовном деле, изъятые у осужденных деньги — в финансово-экономическом отделе ФСБ. Приговор может быть обжалован в коллегии Верховного суда по делам военнослужащих; адвокаты говорят, что намерены подать апелляцию уже завтра с утра.
С требованием освободить Сенцова выступили многие деятели культуры. Так, 17 августа Европейская киноакадемия опубликовала открытое письмо, в котором призвала немедленно освободить режиссера и снять с него все обвинения. Обращение в поддержку Сенцова опубликовал и российский кинорежиссер Андрей Звягинцев.
Обращение Андрея Звягинцева в поддержку Олега Сенцова 25 августа 2015 года
«Так много людей вступилось за Олега Сенцова — кто только этого не сделал. Чудовищно приговорить к 23 годам тюрьмы молодого еще человека, способного кинематографиста, отца маленьких детей, сделать это на основе показаний двух свидетелей, один из которых уже отказался от своих показаний, а второй отказался сам их оглашать. Более того, Сенцов и его адвокат свидетельствуют о пытках, примененных в ходе следствия, другие свидетели говорят о таком же давлении. И то, что, как бы этого ни хотелось обвинению, Сенцов вину свою не признал, говорит скорее о силе этого человека. И если он открыто высказывает свою позицию, открыто признает себя «не нашим», не считает себя главой террористической группы, то он бы не стал увиливать, если бы действительно довел свою позицию до жестокой крайности. Он бы сам заявил о своем главенстве в стане бомбистов и обосновал бы это.
В итоге люди, вина которых доказана, получают меньший срок, чем человек, чья вина не доказана, и фундаментом обвинения оказываются показания виновных. Какие мрачные мысли порождает все это, и что мы есть вообще как граждане, общество, как суд, как государство?
Или, попав на скамью подсудимых, человек уже ни на что надеяться не смеет? Почему-то нам нравятся западные машины, одежда, архитектура — здесь про качество мы уже все понимаем. А качественность суда над человеком — это как-то в голову не приходит. Но будущее и здравый смысл подскажут, что справедливость важнее дизайна или кройки и шитья.
Мне трудно поверить, что нет другого выхода, что нельзя его найти. Я не юрист. И все же для того, чтобы написать даже эти несколько строк, я посчитал себя обязанным прочесть все, что было доступно о материалах дела, включая самые важные из 516 страниц обвинительного заключения. И даже я вижу, что прямых доказательств — нет. Я не знаю Олега, но даже я понимаю, что для высказывания своей позиции у кинематографиста есть иные и куда более действенные средства, чем доморощенное бомбометательство, которое не найдет сочувствия нигде в цивилизованном мире.
Мне совершенно понятно, что, если бы Сенцов был россиянином и выступал за целостность России, он бы получил статус героя, статус «своего». Да, Сенцов не «свой», он не «наш», и он это открыто заявляет. И это его право. Другой вопрос: что мы делаем с «не нашими»? Можем ли как общество обеспечить «не нашим» справедливый и прозрачный суд? Именно поэтому я прошу за Сенцова. Сильные, будьте милостивы — или освободите его, или судите только за то, что неопровержимо докажете.
Вспоминаю из детства сюжеты прекрасных легенд о воинской доблести, когда, стоя над побежденным, но стойким и верным своему долгу солдатом, победитель отдает ему честь, признавая его отвагу и верность своему Отечеству. Неужели там же, в детских снах, и останется эта мечта о великодушии победителей?».
Сегодня, 26 августа 2015 года Украина подала в суд на Россию из-за Сенцова.
Биография Сенцова и Кольченко
Биографию осужденных опубликовало издание inosmi.ru.
Биография Сенцова (Досье Сенцова)
Олег Сенцов родился 13 июля 1976 г. в Симферополе. С 1993 по 1998 гг. учился в Киевском государственном экономическом университете. Посещал кинематографические курсы в Москве. После владел компьютерным клубом в центре Симферополя.
В 2008 г. становится соучредителем компании «Край Кинема». В 2008 г. снял учебный короткометражный фильм «Хорошо ловится рыбка-бананка», в 2009 — «Год Быка».
В 2011 г. на вырученные деньги снял свой первый полнометражный фильм «Гамер», сюжет которого повествует о геймере, который занимает второе место на чемпионате мира. «Гамер» — это фильм о парнях-геймерах. Главный герой этого фильма большую часть своего времени проводит за компьютерной игрой Quake, что очень вредит его учебе в техникуме. Мать считает его ни на что не способным и не лучше отца, покинувшего семью. Бюджет картины составил всего 20 тысяч долларов. Все роли актеры исполняли бесплатно. Премьера состоялась в симферопольском кинотеатре «Космос» и собрала полный зал зрителей. Он и сделал Сенцова знаменитым. После выпуска фильма Олег закрыл свой компьютерный клуб.
«Гамер» был представлен на Роттердамском кинофестивале, также он был награжден призом Гильдии киноведов и кинокритиков на фестивале «Дух огня» в Ханты-Мансийске. На 3-м Одесском международном кинофестивале картина Сенцова была удостоена специального диплома жюри.
В июле 2013 г. Сенцов приступил к съемкам нового фильма «Носорог» о детях 1990-х. Носорог — это парень, отец которого постоянно пил, а потом еще и сидел, мать постоянно ссорилась, старший брат умер на войне, у сестры жизнь тоже не сложилось. Поэтому неудивительно, что мальчик, который рос в такой семье, повзрослев, превратился в носорога. Основные события игрового фильма происходят в начале 90-х в бандитской среде. Работа над этим проектом была приостановлена из-за активного участия Олега в протестах. Бюджет фильма составил 1 миллион долларов, из которых 43% суммы было выделено правительством Украины.
Олег Сенцов являлся активистом Автомайдана. Во время крымского кризиса поддерживал движение за единую Украину, покупал и развозил продукты и предметы первой необходимости украинским воинским частям в Крыму, которые были заблокированы.
11 мая 2014 г. Сенцов вышел на акцию протеста в Симферополе. Позже в этот день он был задержан Федеральной службой безопасности Российской Федерации по подозрению в терроризме. Позже Сенцова перевезли в Москву, в следственный изолятор в Лефортово.
15 мая 2014 г. Министерство иностранных дел Украины выразило возмущение задержанием Сенцова и потребовало освободить его. 19 мая российский «Киносоюз» обратился к ФСБ с требованием освободить Олега Сенцова. С подобными требованиями выступил Национальный союз кинематографистов Украины, а также Конфедерация союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии, Европейская киноакадемия. Во время 67-го Каннского международного кинофестиваля стенды кинорынка были увешаны портретами Сенцова.
«Международная амнистия» назвала арест Сенцова незаконным. 23 мая в Киеве, Одессе и Львове состоялись акции протеста у посольства и консульств России с требованиями освободить Александра Кольченко, Олега Сенцова и других задержанных активистов.
Биография Кольченко (Досье Кольченко)
Александр Кольченко родился 26 ноября 1989 г. в Симферополе в рабочей семье. Учился на менеджера по туризму, одновременно работал грузчиком на почте и в полиграфии. Во время учебы в университете он участвовал в кампаниях против платного образования и за автономию университетов, был активным участником и одним из основателей профсоюза «Студенческое действие».
Кольченко является сторонником анархизма, антифашизма и интернационализма. В Крыму известен под прозвищем «Тундра». Он занимался на полуострове общественной деятельностью, участвовал в антифашистском движении и помогал российским антифашистам. Участвовал в поддержке работников «Крымтроллейбуса», которые защищали свои права. Проводил в Крыму акции памяти Анастасии Бабуровой и Ивана Хуторского. 19 января 2012 г. после кинопоказа фильма о Бабуровой, Кольченко и его товарищей атаковали в электричке 30 националистов, применивших холодное оружие.
В феврале 2014 г. участвовал в экологической акции против строительства крупного порта в Западном Крыму предпринимателями из Китая. Во время крымского кризиса был сторонником единой Украины.
16 мая 2014 г. Александр был задержан сотрудниками Федеральной службы безопасности Российской Федерации в центре Симферополя, когда находился там вместе с друзьями — Геннадием Афанасьевым и Алексеем Чирнием. Через некоторое время их также перевезли в Москву, в следственный изолятор в Лефортово.
30 мая 2014 г. ФСБ официально сообщила о задержании Сенцова и еще трех подозреваемых. Как утверждала ФСБ, все они — члены (запрещенного в России - прим. ред.) «Правого сектора». В «Правом секторе» опровергли информацию о том, что задержанные являются членами их организации.
Но по информации российских спецслужб, задержанные готовились «в составе террористической организации к осуществлению взрывов в ночь на 9 мая 2014 г. самодельных взрывных устройств возле мемориала „Вечного огня“ и памятника Ленину в Симферополе, а также поджогов офисов общественной организации „Русская община Крыма“ и представительства партии „Единая Россия“ в Симферополе 14 и 18 апреля 2014 года».
«После того как ваша страна начала оккупировать мою Родину, мы продолжили волонтерскую работу. Но я никогда не призывал к насилию. Я занимался помощью журналистам, которые освещали события в Крыму, помогал переводчиками, организовывал брифинги», — сказал уже на суде Сенцов.