Украинские СИЗО заполнены на 95%
Права человека — одна из главных ценностей Европейского союза, и здесь нет разницы между свободным человеком и заключенным. Европейский суд по правам человека и Европейский комитет по предупреждению пыток указывают на большие проблемы по содержанию людей в украинских учреждениях исполнения наказаний.
В конце 2016 года в Украине началась реформа пенитенциарной системы: Государственную пенитенциарную службу ликвидировали, а ее полномочия передали Министерству юстиции. Что удалось изменить, корреспонденту Радио Свобода рассказывает заместитель министра юстиции Денис Чернышов.
Изменились условия в украинских тюрьмах?
Визуально условия не изменились, с 2016 года работали сверх структурными изменениями, отмечает заместитель министра юстиции Денис Чернышов.
«Почти 70 нормативно-правовых актов были изменены, разработаны, представлены и зарегистрирован законопроект о пенитенциарной системе и дисциплинарный устав, разработанный законопроект о признании статуса лиц, которые находились в местах лишения свободы неподконтрольной территории», — объясняет замминистра.
Правда, законопроект о пенитенциарной системе уже полгода не выносится в зал парламента для голосования, замечает Чернышев.
На что повлияла реформа?
Изменили старые и ввели новые правила внутреннего распорядка в учреждениях исполнения наказаний.
«Некоторые правила действовали еще со времен Советского Союза, как, например, регламентированная количество трусов для женщин», — отмечает заместитель министра.
Из крупных шагов, Денис Чернышев называет отделения медицинской службы.
«Была создана государственное учреждение Центр охраны здоровья. Отделили медицинскую сферу от режимных мероприятий, вывели врачей из подчинения руководителей учреждений исполнения наказаний. Это минимизирует очень много рисков: как сокрытие преступления, телесных повреждений, правдивой информации о смертей, которые происходили в учреждениях исполнения наказаний ».
Еще создали Центр пробации.
«Это организация, работающая с лицами, не были лишены свободы, но отбывают наказание по решению суда, или подготовка лица, выходит из мест лишения свободы, к реинтеграции в общество», — объясняет гость программы.
Сколько обществу стоит содержание тюрем и СИЗО?
2018 год Вся пенитенциарная система (содержание вместе с зарплатой пенитенциариев) обошлось в 6,8 миллиарда гривен, рассказывает Денис Чернышов.
«В этом очень и очень мало. На многие вещи нам выделялось 50-51% от потребностей, на оплату коммунально-бытовых услуг — 64% », — отмечает он.
Чтобы не отключали от снабжения коммунальных услуг, приходится ходить на бюджетные комитеты и убеждать, что объекты непростые и нужно дофинансирование, объясняет заместитель министра юстиции.
«Правительство на самом деле вдвое увеличил финансирование по сравнению с 2016 годом, в 2017 году почти в два раза было больше финансирования, но и пропасть так велика, что туда бросаешь-бросаешь и … Финансирование увеличивается, это правда. Хватает этих средств? Нет. Потому проблем очень и очень много », — отмечает заместитель министра.
Правда ли, что украинские СИЗО хуже российских?
В прошлом году Надежда Савченко заявила, что СИЗО в Украине не отличается от российского, а в некоторых моментах и хуже.
«Если мы говорим о зданиях, то да, соглашусь, возможно, и хуже. У нас следственные изоляторы — это даже не советское наследие, у нас старое помещение следственного изолятора — это Львовское СИЗО — здание 1614. С чем здесь можно уже сравнивать? Он вообще строился как женский монастырь, там европейские стандарты … »- отметил гость программы« Свобода в деталях ».
Украинские СИЗО заполнены, что с ними будет?
«Почти все следственные изоляторы в Украине не соответствуют нормам, которые есть в Европе. СИЗО заполнены на 95%, это почти уже под края », — рассказывает заместитель министра.
Надо строить новые следственные изоляторы, убеждены в Минюсте, и даже предложили государственно-частном партнерстве инвестор может получить земельный участок и старое здание в черте города в свое пользование, если построит в другом месте новое здание для СИЗО по международным стандартам.
«Желающих-то и не нашлось. Если говорить о Киеве — участок под Лукьяновском СИЗО, примерно 3,6 га, и есть несколько участков, на которые мы могли бы перенести это здание. Но инвестор рассчитывает на прибыль. У нас было до 10 переговоров с различными инвесторами, которые интересовались, но не подали свои предложения. По их расчетам, они не выходили на доходность от реализации этих проектов.
По другим городам подобные проекты, но они пока в подвешенном состоянии — во Львове и в Одессе в частности.
Тюрьмы являются источником опасных болезней?
Это не так, категорически отрицает Денис Чернышов. Говорит, что показатели в пенитенциарных учреждениях даже лучше гражданские, так пациенты локализованы.
«Мы не ожидаем, когда они придут или не придут, мы можем однозначно — дать таблетку или сделать инъекцию. Не в большие проценты разница с гражданской медициной, но однозначно нельзя говорить, что это питомники каких инфекций ».
За счет сотрудничества с международными донорами на этот год все учреждения обеспечены лекарствами по ВИЧ / СПИД, туберкулеза, ретро-вирусной терапии на 100%, отмечает заместитель министра юстиции.
«Больных туберкулезом у нас где-то 3,5 тысячи и где 1,6 тысячи — ВИЧ / СПИД», — замечает он.
Что делать людям, которые вышли из тюрьмы и некуда податься?
Полтора года назад Денис Чернышев делился планами относительно инициирования построения социальных общежитий. Сейчас отмечает, что решить на центральном уровне проблему не удалось, впрочем, на местах есть положительные сдвиги.
«У нас большой проект в Днепропетровской области, там община небезразлично к этому подошла. Могу вспомнить 5 проектов, с которыми мы постоянно сотрудничаем », — добавляет он.
Похожие проекты реализуют и в Харьковской и Черниговской областях и связаны они с «домами на полпути», объясняет замминистра.
«Было такое, что в селе были несколько заброшенных домов, пригодных для жизни, газифицированных, в них сделали какое-то хозяйство и пчеловодство есть на некоторых. Принимают всех, но есть определенные требования: что ты обязательно работаешь, не бездействуют, не употребляет алкоголь. Если их не выполняешь, то оставляешь это место. Наиболее положительный опыт именно в Днепропетровской области ».
Успешность таких проектов зависит от того, как будет меняться общественное мнение и восприятие таких проблем.
«Изменить мнение общества очень трудно, но это, прежде всего, наша с вами безопасность. В Швейцарии слоганом реформы пенитенциарной системы было: «Каким мы хотим увидеть соседа, который вернулся из мест лишения свободы?» — разъясняет гость программы.
Что должно измениться в этом году?
Задача №1 — увеличение зарплату для пенитенциариев, отмечает Денис Чернышов. От работы персонала многое зависит. В Украине есть с десяток учреждений исполнения наказаний, в которых организован быт на высоком уровне и это заслуга руководства заведения, объясняет замминистра и отмечает, что удержать хороших работников уже невозможно.
«У нас сегодня в пенитенциария зарплата в разы ниже, чем у наших коллег по правоохранительной блока (полицейских, нацгвардийцив). Происходит отток качественных кадров », — отмечает Денис Чернышов.
По материалам: cripo.com.ua