Украинские агрохолдинги и рейдерство

729

Украина – самая крупная по площади страна Европы. 70% её земельных ресурсов – сельскохозяйственного назначения. Страна обладает 30% мировых запасов «чернозема». По словам премьер-министра Украины Владимира Гройсмана, АПК составляет 17% ВВП Украины, а произведенная в агросекторе продукция экспортируется в 190 стран мира. Такие показатели делают Украину чрезвычайно привлекательной с точки зрения инвестиций в аграрный сектор.
В данный момент в Украине действует введенный после распада СССР мораторий на продажу земель сельскохозяйственного назначения. Изначально такой мораторий был призван обеспечить экономическую независимость Украины путем невозможности скупки украинской земли по заниженной стоимости.

Сейчас в Украине на высшем политическом уровне обсуждается возможность отмены моратория на продажу с/х земель и создание рынка земли. За внедрение такой инициативы выступает власть в лице Президента Украины Петра Порошенко. Соответствующие законодательные изменения поддерживаются депутатами президентской фракции в Верховной раде.

«Почему мы уничтожаем этим абсолютно бессмысленным запретом права фермеров? Собственники земельных паев страдают, сельсоветы и громады страдают, наживаются на нынешней ситуации только аферисты и спекулянты, а мы закрываем глаза и делаем вид, что ничего не происходит», — утверждает Петр Порошенко.

Одна из целей, которую ставит украинская власть при лоббировании отмены моратория, — это привлечение инвестиций в Украину. В данный момент правительство Украины вместе со Всемирным банком разрабатывают системный проект «Ускорение инвестиций в сельское хозяйство Украины».

Ключевой вопрос, который интересует потенциальных европейских инвесторов при изучении возможности вкладывать деньги в украинский агросектор – насколько будут защищены инвестиции, попадающие в украинскую экономику, и насколько государство готово обеспечить соблюдение законов и равные условия для всех участников рынка.

В 2018 году согласно выводам экспертов «Мирового экономического форума» Украина заняла 81 место из 137 стран мира в рейтинге уровня влияния организованной преступности на бизнес. Такие показатели говорят о том, что при ведении бизнеса в Украине предприниматели сталкиваются с угрозами со стороны организованной преступности в большей мере, чем со сложностями со стороны самого государства и бюрократии.

Организованная преступность в украинских реалиях – это симбиоз частных лиц и представителей государственных институций (чаще всего – правоохранительных органов), интегрированных друг в друга коррупционными связями.

Именно организованная преступность может выступить основным сдерживающим фактором для привлечения инвестиций в агросектор Украины.

Для того, чтобы понимать масштаб данной проблемы, стоит рассмотреть пример недавней попытки рейдерского захвата агрохолдинга «Росток», который занимает 24 позицию в рейтинге самых крупных агрохолдингов Украины.

В 2018 году агрохолдинг попал в поле зрения ставшей широко известной в Украине «группировки Леси Софиенко» — нескольких лиц, связанных общими интересами по отъёму чужих активов в аграрном секторе. Группировка Леси Софиенко предприняла все возможные попытки захватить предприятия холдинга и присвоить себе его прибыль.

В ходе журналистского расследования удалось установить личности и роли каждого из участников группировки Леси Софиенко.

В отработанной схеме командой Леси Софиенко ключевой фигурой всегда является фиктивный пострадавший, который обращается в правоохранительные органы за защитой от собственников бизнеса, на который и готовится атака. В составе ОПГ работают адвокаты и юристы, представляющие интересы «пострадавшего», которые придают фиктивным уголовным делам видимость хотя бы частичного якобы соблюдения законов. «Решальщики» с помощью коррупционных договоренностей с сотрудниками правоохранительных органов обеспечивают возбуждение уголовных дел и отъем имущества руками силовиков.

Стоит отметить, что еще в 2014 году Леся Софиенко и её подельники пытались рейдерским путем заполучить контроль над агрохолдингом «Агрейн» (занимает 12 место среди самых крупных аграрных компаний Украины), но активное противодействие сотрудников и менеджеров компании оставили попытки Леси Софиенко безрезультатными.

Итак, что же представляет собой группировка Леси Софиенко в лицах.

Леся Софиенко. Связи с криминальными авторитетом и подозрения в убийствах

Как указывают СМИ, Леся Софиенко была гражданской супругой Александра Пстыги, криминального авторитета по кличке «Птенец», возглавлявшего бандитскую группировку «РОКС» во Львове. Пстыга был убит в ходе криминальной разборки в 1998 году. В криминальных кругах бытует мнение, что Леся Софиенко могла быть причастна к убийству своего гражданского мужа.

В конце 90-х гг. Леся Софиенко сблизилась с бизнесменом Евгением Сухиным, который должен был вернуть долг вице-президенту АО «Энерготрансинвест» Вячеславу Юште. Как пишут СМИ, Софиенко предложила Сухину не отдавать долг и, по мнению следствия, заказала убийство Юшты. В итоге Юшту убили, а так как следователи действовали по «горячим следам», Лесю Софиенко задержали по подозрению в убийстве предпринимателя. Более десяти суток она находилась в Лукьяновском следственном изоляторе, после чего была выкуплена у следствия Евгением Сухиным.

Леся Софиенко – приближенная Николая Присяжнюка, возглавлявшего Министерство аграрной политики и продовольствия в правительстве Николая Азарова. Николай Присяжнюк и Владимир Пехов (гражданский муж Леси Софиенко в данный момент) совместными усилиями добились создания госпредприятия «Коневодство Украины» (с целью его дальнейшего выведения из государственной собственности) и начали зарабатывать на противозаконной сдаче в аренду принадлежащих ему земель, зданий и сооружений. Ежегодно их незаконная прибыль на троих составляла около $18 миллионов.

Как уже было указано выше, в 2014 году Леся Софиенко совершила безрезультатную попытку осуществить рейдерский захват агрохолдинга «Агрейн». Об этом в свое время открыто заявил экс-председатель Апелляционного суда Киева Антон Чернушенко.

В 2016 году окружной суд г. Лимасол (Кипр) уличил Лесю Софиенко в обмане суда под присягой и не дал ей осуществить рейдерский захват украинских аграрных предприятий.

Как пишут СМИ, Леся Софиенко продолжает поддерживать связи в криминальном мире, в частности с львовским авторитетом Владимиром Дидухом (кличка «Вова-морда»), который был «правой рукой» Александра Пстыги до его убийства, Александром Петровским (известным по прозвищу Нарик) и Богданом Гулямовым (по прозвищу Богдан) и др.

Софиенко в рейдерской схеме обеспечивает поддержку криминальных схем со стороны высших должностных лиц государственных органов и народных депутатов Украины.

Константин Ликарчук. Адвокат рейдеров

Константин Ликарчук примкнул к Лесе Софиенко относительно недавно. В данный момент руководит юридической компанией «Kinstellar». Ликарчук является идеологом юридических схем рейдерских захватов. Используя агрессивную и скандальную обвинительную манеру ведения дел, ловко уводит внимание от сути. Вместе с Лесей Софиенко принимал участие в попытках захватить агрохолдинг «Агрейн».

В течение полугода Константин Ликарчук проработал заместителем председателя Государсвтенной фискальной службы Украины. Со скандалом был уволен за нарушение присяги государственного служащего (применяемый в крайне вопиющих случаях инструмент для увольнения государственного чиновника). Источники в ГФС утверждают, что Ликарчук поставил «на потоки» все вверенные ему сферы.

После увольнения из Государственной фискальной службы Ликарчук вернулся в адвокатуру, но был лишен права заниматься адвокатской деятельностью в течение нескольких месяцев за нарушение Правил адвокатской этики. Членов дисциплинарной палаты адвокатуры, которые выносили решение, Ликарчук назвал «подонками».

Отец Константина Ликарчука – Игорь Ликарчук – также был чиновником и возглавлял Украинский центр оценивания качества образования при Министерстве образования и науки Украины. В данный момент Игорь Ликарчук является подозреваемым в деле по подделке результатов внешнего независимого оценивания в интересах детей должностных лиц.

Светлана Грабарчук. Адвокат-«решала»

Адвокат Светлана Грабарчук в группировке Леси Софиенко выполняет роль главного «связного» между командой Софиенко и правоохранительной и судебной системами. СМИ уже отмечали, что Светлана Грабарчук составляла и передавала судьям готовые тексты судебных решений о наложении арестов на продукцию агрокомпаний, которые пытались отобрать Леся Софиенко и её гражданский супруг Владимир Пехов.

Светлана Грабарчук обладает широкими связями в правоохранительных и судебных структурах Харькова, где находится её основной офис. Так, расследование уголовного производства в отношении агрохолдинга «Агрейн» осуществлялось именно прокуратурой Харьковской области. И именно по причине возможности коррупционного влияния на правоохранительные органы Харьковской области подельник Леси Софиенко – Яков Грибов – в своем заявлении просил Генеральную прокуратуру, чтобы уголовное дело по агрохолдингу «Росток» расследовалось именно прокуратурой Харьковской области. Сложно представить более откровенный и наглый способ воздействия на следствие, чем требование расследовать уголовное дело нужными прокурорами.

СМИ также называли Светлану Грабарчук соучастницей рейдерского захвата инсулинового завода «Индар» в интересах харьковского бизнесмена Игоря Сало.

В 2014 году Светлана Грабарчук открыто обсуждала в одном из киевских ресторанов дачу взятки киевской судье в размере 300 тысяч долларов США за наложение запрета на продажу акций интересуемых компаний.

Антон Шпырь. Недолюстрированный прокурор

Независимо от места работы (в органах прокуратуры или в адвокатуре) Антон Шпырь всегда представлял интересы Леси Софиенко. Находясь на должности следователя по особо важным делам следственного отдела прокуратуры города Киева, Антон Шпырь входил в состав межрегиональной группы следователей и прокуроров из состава сотрудников прокуратуры Харьковской области, которая расследовала уголовные дела в отношении агрохолдинга «Агрейн». В составе этой группы Шпырь организовывал и сопровожал незаконный захват зерна на элеваторах «Агрейн».


В группировке Леси Софиенко Антон Шпырь выступает в качестве исполнителя невысокого уровня: он составляет процессуальные документы, суть которых, ему доводят Константин Ликарчук и Светлана Грабарчук.

Артем Паршин. Подручный Леси Софиенко

Адвокат Леси Софиенко. Как и Антону Шпырю, Паршину отведена роль исполнителя. Во время захвата агрохолдинга «Росток» участвовал в составе группы рейдеров.

Нападал на активистов и участников АТО во время попытки захвата Лесей Софиенко выхода к Днепру. Для физического воздействия на оппонентов Паршин пользуется «услугами» боксерского клуба «Наша відповідь», который возглавляет Яков Дубинский. Когда общественность и воины АТО противодействовали попыткам незаконного захвата выхода к Днепру Лесей Софиенко, именно Яков Дубинский приезжал «решать вопросы».

Владимир Боледзюк. Подручный Светланы Грабарчук

Владимир Боледзюк – харьковский адвокат Леси Софиенко и подчиненный Светланы Грабарчук. Вместе с Антоном Шпырем и Артемом Паршиным входит в тройку исполнителей схем группировки Софиенко. Боледзюк и Светлана Грабарчук зарегистрированы в одном офисе в Харькове по адресу пер. Театральный, дом 4, оф. 13. Данная информация отображена в Едином реестре адвокатов в профилях Светланы Грабарчук и Владимира Боледзюка/

Сергей Тарасов. Желающий легкой наживы


Основатель группы компаний «Агроспецсервис» и ситуативный партнер Леси Софиенко по захвату агрохолдинга «Росток». Назначен Агентством по управлению и менеджменту активами (АРМА ) «управляющим» агрохолдинга «Росток». Как утверждают источники в АРМА, за такое решение руководству госучреждения обещан «откат» в размере 30% прибыли холдинга.

Друг и партнер Якова Грибова.

Яков Грибов. Надежный друг

Партнер Сергея Тарасова и сособственник водочной компании «Nemiroff». Обеспечивает «силовой» блок рейдерского захвата. В интервью журналу Forbes Яков Грибов уже рассказывал, как помогал Сергею Тарасову «решить» вопрос с «высокопоставленным генералом МВД».

Грибов и ранее был замечен в силовых противостояниях. Здесь стоит вспомнить конфликт акционеров компании «Nemiroff», длившийся несколько лет. В 2014 году конфликт перешел в новую стадию – силовую. Тогда Яков Грибов взял штурмом основную производственную площадку компании в Винницкой области.

В заявлении компании указывалось, что Грибов вошел на завод в сопровождении судебных приставов и милиции. Вооруженная охрана предприятия попыталась оказать сопротивление, но «оно было оперативно подавлено». В штурме участвовали около 300 вооруженных бойцов, которые использовали светошумовые гранаты и слезоточивый газ. Аналогичный сценарий был реализован при попытке захвата агрохолдинга «Росток».

Роль каждого участника группировки Леси Софиенко можно увидеть на схеме.

Петровский («Нарик») и Гулямов («Богдан»). Ну как же без криминалитета?

Отдельную роль в захвате агрохолдингов играют Александр Петровский (как мы писали ранее, более известный как криминальный авторитет по прозвищу Нарик) и его «правая рука» — Богдан Гулямов (по прозвищу Богдан).

В ситуации с попыткой захвата агрохолдинга «Агрейн» Петровский с Гулямовым обеспечивали группировке Леси Софиенко коррупционную поддержку неправомерных действий государственных органов. Близкие к ситуации по захвату холдинга «Росток» источники утверждают, что и в этот раз не обошлось без участия Петровского и Гулямова, Заобещанную долю в распределении «пирога» они предоставили рейдерам свои связи в правоохранительных органах.

АРМА. Ничего личного, только бизнес

Примечательно, что в схеме рейдерского захвата агрохолдинга «Росток» отдельное место занимает Агентство розыска и менеджмента активов (АРМА). Именно решениями этого органа была осуществлена незаконная попытка заменить менеджмент агрохолдинга.

Когда АРМА создавалась после Революции достоинства, то подразумевалось, что это учреждение будет искать, арестовывать и возвращать в Украину незаконные активы украинских топ-чиновников и коррупционеров.

По истечении нескольких лет выяснилось, что АРМА теперь занимается куда более привычным для государственных ведомств деятельностью, участвуя в рейдерском захвате чужого бизнеса в интересах организованной преступной группировки Леси Софиенко.

Группа журналистов попыталась узнать у руководства АРМА причины участия этого органа в рейдерском захвате. Однако в ведомстве отказались давать какие-либо комментарии, а журналистов даже не пустили внутрь учреждения.

Примечательно, что в схеме рейдерского захвата агрохолдинга «Росток» отдельное место занимает Агентство розыска и менеджмента активов (АРМА). Именно решениями этого органа была осуществлена незаконная попытка заменить менеджмент агрохолдинга.

Когда АРМА создавалась после Революции достоинства, то подразумевалось, что это учреждение будет искать, арестовывать и возвращать в Украину незаконные активы украинских топ-чиновников и коррупционеров.

По истечении нескольких лет выяснилось, что АРМА теперь занимается куда более привычным для государственных ведомств деятельностью, участвуя в рейдерском захвате чужого бизнеса в интересах организованной преступной группировки Леси Софиенко.

Группа журналистов попыталась узнать у руководства АРМА причины участия этого органа в рейдерском захвате. Однако в ведомстве отказались давать какие-либо комментарии, а журналистов даже не пустили внутрь учреждения.
Открытым остается вопрос, как украинская власть собирается привлекать иностранные инвестиции в агросектор, если в Украине по сути орудуют «бандиты с большой дороги» — организованная преступность, которая готова рейдерским путем захватывать чужой бизнес. Могут ли иностранные инвесторы быть уверенными, что вложив в Украину свои деньги, к ним не придут вооруженные люди и, прикрываясь незаконными документами, не отправят инвесторов на «вольные хлеба»?

По материалам: ord-ua.com