Как на самом деле работают облгазы
Юрий Шуклин уже три года воюет с Запорожгазом, широко известен, и сейчас, наконец-то, добился выдающейся победы. Глава Запорожгаза господин Мизик попал под уголовку. А теперь история.
О том, как на самом деле работают облгазы, чем они занимаются и какая у них цель, никто из журналистов вам не расскажет (хотя об этом писали, например, Наши Гроши Запорожье, но разошлось не сильно и мало кто понимал, о чем речь). Потому подробности, для понимания, расскажет известный запорожский борец с Фирташем Yuriy Shchuklin словами Антона Швеца.
Юрий уже три года воюет с Запорожгазом, широко известен, и сейчас Юрий, наконец-то, добился выдающейся победы. Глава Запорожгаза господин Мизик попал под уголовку.
А теперь история.
Так, вот, 1 сентября 2014 господина Мизика назначили и.о. заместителя главы правления по поставке и учету ПАТ «Запорожгаз». В принципе, самая важная должность в облгазе, после самого главы правления — как раз этот зам отвечает за то, чтобы баланс по газу сходился во всех точках.
Вообще облгазы прибыльные, хотя глава НКРЭКП Оксана Кривенко и фирташевские подпевалы рассказывают вам обратное. Но прибыль показывать не очень хочется, с нее надо платить дивиденды, налоги, отчисления, и с прибылью нельзя ныть, что у облгазиков нет денег и потому надо им надо поднимать тариф (директивно устанавливаемый НКРЭКП, так как облгазы монополисты). Да и воровать с убытков чертям намного комфортнее.
Чтобы не показывать годовую прибыль, на рубеже сентября-октября 2014 Мизик решил грешить на плохую погоду и списывать на аварии ту часть газа, которая проходит как производственно-технологических затраты (ВТВ — виробничо-технічні витрати). А по факту весь этот якобы улетучившийся в атмосферу газ идет «налево» коммерческим клиентам за черный нал.
Мизик отдал приказ на управление учета и балансов отображать информацию о недостаче газа. В октябре Запорожгаз отобразил недостачу газа в 1 130 341 кубометров, в ноябре — 1 101 829 кубометров, в декабре — 1 699 581 кубометров, итого за последний квартал 2014-го у них вышла недостача в 3 931 751 кубов. Помните о том, что сейчас на рынке 1000 кубометров газа идет по цене выше 10000 гривен (хотя тогда стоил дешевле, конечно).
Три квартала трубы были ничего, а в последнем квартале ну испортились короч, и потому большие затраты во время аварий, ага. Мизик включил эту недостачу в свои производственно-технические затраты и нормированные затраты, и выгреб недостающие объемы спокойно из газотранспортной системы Нафтогаза.
Но тут возникла проблема. Все эти огромные и внезапные «аварии» надо актировать и указывать время, место, и сколько газа ушло в результате конкретной аварии. То есть должна выезжать группа, должны тратится бензин и сварочные электроды, куча бумаги в общем, для отчетности. Авария ж, в конце-то концов.
И по итогам октября, ноября, декабря Мизику на подпись приносили подготовленные по его указанию акты приемки-передачи природного газа, где стояли указанные им завышенные объемы аварийных потерь.
Акт за октябрь — общий объем принятого газа 5 466 760 кубометров, из них потери составляют 1 963 690 кубометров, а завышение объема потерь составляет 1 130 341 кубометров на сумму в 6,958 миллионов гривен. То есть, чувак нарисовал потери, завысив их объем примерно в 2,3 раза в сентябре. Соотношение потерь и потребления можете увидеть сами, у них ТРЕТЬ потребляемого газа якобы улетучилась в никуда.
Акт за ноябрь — общий объем принятого газа 6 349 000 кубометров, из них потери составляют 1 506 097 кубометров, а завышение объема потерь составляет 1 101 829 кубометров на сумму в 7,06 миллионов гривен. За ноябрь нарисовали завышение потерь почти в четыре раза.
Акт за декабрь — общий объем принятого газа 9 141 225 кубометров, из них потери составляют 1 964 000 кубометров, а завышение объема потерь составляет 1 699 581 кубометров на сумму в 12,6 миллионов гривен. За декабрь то есть вообще феерия, потери ЗАВЫСИЛИ В 7,5 РАЗ. Очень надо было прибыль скрыть, а год подходил к концу.
Итого, за последний квартал 2014-го Мизик слил газа на аварии общей суммой на 26,6 миллионов гривен в ценах 2014 и объемом в 3,9 миллионов кубометров. Нужно было подписать кучу явно фиктивных документов задним числом.
Из среднего звена «Запорожгаза» мало кто хотел идти на такой подлог (это чистая уголовка), многие люди увольнялись, но нашлись и те, кто заверил своей подписью подложные документы под давлением Мизика.
И далее эти показатели потерь пошли в НКРЭКП, представители облгаза смогли их там остоять, и этот завышенный объем потерь на 3,9 миллиона кубов стал нормой на все последующие годы по сей день. А Мизика к концу года как раз назначили врио главы правления — за проявленный героизм или как пишут с спецпроекте ЕП — за покращення обслуговування споживачів газу та впровадження сучасних стандартів.
А потом служащие в запорожгазовском управлении учета и балансов начали подводить под эти цифры задним числом доказательную базу — раскидывать и расщеплять общую сумму потерь по районам и по датам. Один из инженеров производственного отдела подготовил выкладку, но отказался ее сам подписывать, и уволился после давления.
Ребята раскидали потери по территориальным участкам, например, вот цифры именно рисованных потерь за октябрь.
Бердянское управление эксплуатации газового хозяйства (УЕГГ) — 367 872 кубометра
Вольнянское УЕГГ — 170 166 кубов
Каменко-Днепровское УЕГГ — 367 563 кубометров,
Ореховское УЕГГ — 162 193 кубометра
Токмацкое УЕГГ — 62 547 кубометра
И вот так же по каждому месяцу раскидывали.
Уже в феврале-марте 2015-го Мизик приказал подчиненным ему начальникам этих управлений эксплуатации внести в журналы регистрации аварийных заявок все нужные расчеты, и подготовить документальную базу задним числом — акт по каждой аварии.
Вот такая фабула именно из определения суда.
Вторая часть истории. Идем дальше, по технологической стороне. Начальники на местах выставляли в актах такие объемы аварий, будто там газ фуговал факелом в небо полдня со звуком компрессорной станции. То есть люди говорили, что газ и трубы с давление в три атмосферы фуговал 5 часов. 6 часов. 10 часов. Но такого быть не может просто физически.
Когда в трубе между двумя газораспределительными пунктами или между пунктом газораспределения и пунктом Укртрансгаза случается прорыв, то давление в трубе серьезно падает. Это нештатная ситуация, давление поддерживается более-менее постоянным и порыв трубы с таким давлением очень четко будет виден на приборах учета и контроля.
И на обоих пунктах вокруг места аварии должны автоматически падать «заслонки», которые отсекают поврежденный участок трубы от общей системы. Там ТРИ системы защиты независимые друг от друга, на всех пунктах. А здесь получается, что заслонки ничерта не сработали во всех местах «аварий» без исключенния. И ни черта не сработала система техбезопасности облгаза, которая допустила, чтобы якобы ДЕСЯТЬ ЧАСОВ из трубы пер газ.
Опять же, объемы потерь рисовали «згидно спущенных вказивок», поэтому получалось, что в двух разных территориальных отделениях облгаза акты по двум разным авариям имели совершенно идентичный объем потерь. Какое совпадение, не правда ли?
И наконец, ребята даже завышали в своих актах диаметр труб, из которых якобы уходил газ — думали, что никто не будет ехать в дальнюю запорожскую пердь проверять фактическое состояние трубы. А когда таки по местам аварий поехали следователи, то возникла удивительная ситуация. Следователи приезжают на якобы место прорыва с актом в руках, смотрят, что здесь по факту проходит дюймовая труба, а по акту в их руках — четырехдюймовая, и впадают в когнитивный диссонанс.
Идем дальше. Авария такого объема в трубе любого облгаза — это не только геморрой облгаза. Это геморрой для кучи людей. Это ЧП, это, опять же по нормативным документам, техногенная катастрофа. Когда падает заслонка, то сигнал об этом идет через всю страну в две диспетчерские — диспетчеру Укртрансгаза (потому что отбор идет из их газовой магистрали) и диспетчеру в Минэнерго. Диспетчер матюкается и делает запись в своем служебном журнале — что в такое-то время на пульт пришло извещение о прорыве на таком-то участке. Там система сигнализации тоже многократно дублированная.
А непосредственно к месту порыва выезжает не только аварийка облгаза, но еще и бригада ДСНС, и чуть позже добирается проверка Держгирпромнагляда. Пусть надзвичайники с промнаглядом и не сделают ничего, но они должны поторговать на месте таблами и заполнить всякие акты-бумажки. Как вы все понимаете, в ситуации с мизиковскими «авариями» на «Запорожгазе» никакого отображения этих аварий в документации других органов — ДСНС, Держгирпромнагляда, УТГ, Минэнерго — НЕ СУЩЕСТВУЕТ.
Это абсолютно и тотально фиктивные аварии с фиктивными актами. Это понятно и без проверки документации. Выходящий из трубы газ под давлением в три атмосферы должен реветь, как взлетающий лайнер, чего не заметил никто.
А теперь — влияние этой истории четырехлетней давности на то, что есть сейчас.
Потому что 26 лямов четыре года назад, это, конечно, зрада, но в Украине таким кого-то сложно удивить. Но история фиктивных аварий на «Запоржгазе» имела глобальное влияние на все происходящее в газовой сфере в дальнейшем. Опыт Мизика переняли другие облгазы Фирташа и начали себе рисовать завышение ВТВ за счет аварий. Потому что увидели, что проверить их некому.
И все фирташевские облгазы начали подавать в НКРЭКП завышенные показатели по производственно-техническим потерям, а НКРЭКП им эти новые показатели потерь утверждала, и все было ок. Никаких вопросов у НКРЭКП не возникло, подумаешь, квартал с авариями выдался, с кем не бывает. И теперь облгазы выбирают на свои переутвержденные ВТВ дополнительный газ из газотранспортной системы, которым барыжат на коммерческий сегмент и гонят его на фирташевские заводы. В рамках покращення обслуговування споживачів газу та впровадження сучасних стандартів, конечно. А вы что подумали?
Мизик — это такой типа менеджер среднего звена, который провернул венчурный дико рисковый эксперимент, эксперимент оказался успешным, и чувак уже стал топ-менеджером. А что этот эксперимент относится к сфере не бизнеса, а хищений — ну яка країна, такие и Илоны Маски.
Но это не конец истории. Yuriy Shchuklin шел по следу и нашел ребят в СБУ, которые не испугались. Если они захотят, я напишу про них и их подвиг отдельно. Юрий нашел прокуроров, которые не испугались, и дотянул весь этот «венчурный проект» до суда. Если они захотят, и про них я напишу отдельно.
Жовтневый районный суд Запорожья уже 22 января определил Мизику меру пресечения и Мизик под следствием, хотя не под арестом. Ну хоть загран у него забрали.
25 января в 13:00 суд о том, что Мизика будут отстранять от должности.
Я хочу, чтоб об этом знала вся страна. Вообще об этой истории и, конкретно, о заседании.
Следственный судья Жовтневого районного суда Запорожья Антоненко Максим Владимирович, я прекрасно представляю, какое может быть на вас давление. Но помните. На вас смотрит вся прогрессивная общественность нашей страны. Мы надеемся на вас. Дело Мизика — это удар в основание криминальной системы Фирташа, и если Мизик заговорит, спасая свою шкуру, вся система может начать рассыпаться, потому что их схематоз — это чистый беспредел.
Максим Владимирович, мы все надеемся, что вы примите решение в четком соотвествии с фактами, изложенными следствием, и в интересах народа Украины, который устал от того, как его грабят газовые олигархи.
По материалам: argumentua.com