Украинская земля китайского народа
Все двадцать два года существования украинского государства его жителей кормили сказками о сказочном потенциале украинской земли и невероятном трудолюбии работающих на ней селян. Политики и общественники, историки и журналисты наперебой рисовали Украину аграрным раем планеты и житницей всей Европы.
Да что там, еще в конце 80-х это использовали как один из главных аргументов в пользу независимости. Мол, как только нам перестанут указывать, что и как сеять, прекратят отбирать выращенное, так мы тут же и сами обожремся, и Европу завалим. Народ поверил, народ проголосовал. Однако обжираться ему довелось почему-то не украинскими продуктами, а китайской лапшой, турецкими яблоками, египетской картошкой, польской морковкой. В украинских супермаркетам до половины продуктов – иностранного происхождения. Даже произведенные в Украине колбасы или консервы зачастую изготавливаются из импортного сырья.
Как же так? Да вот так – сказка об украинском сельскохозяйственном Клондайке оказалась несостоятельной. И дело не только в том, что чернозем не самая плодородная почва и что вообще Украина относится к зоне довольно рискованного земледелия. Вот, например, в этом году мы можем остаться без собственной картошки, да и помидоры как-то не особо уродились.
Однако гораздо в большей степени в этом вина «працьовитого народу» и избранного им руководства страны. Народ то ли не умел, то ли просто не хотел работать на земле. А родная избранная власть вместо того, чтобы помогать селянам и стимулировать их к ударному труду, открыто мешала им всеми способами – начиная от бюрократических и финансовых капканов и заканчивая массовым импортом дешевой сельхозпродукции. Как итог, уже в 90-х годах добрая четверть пахотных земель была заброшена, полностью развалено животноводство, начался импорт сахара! Сейчас те поля уже не травой, а деревьями поросли. Многие заброшенные пашни заболочены – там, где раньше росла кукуруза, теперь охотятся на диких уток.
Не оправдалась надежда не только на мифического украинского фермера, но и на крупного производителя. Который теперь вместо того, чтобы выращивать хлебушек своими руками, решил заделаться неофеодалом – сдавая землю в аренду тем, кто хочет на ней работать. Так, как это сделал агрохолдинг «KSG Agro», принадлежащий бывшему оптовому импортеру зубной пасты, а ныне уважаемому бизнесмену Сергею Касьянову, отдавшему почти все свои земли (100 тысяч гектаров) в аренду… китайцам.
Но, как сообщили украинские СМИ, это лишь часть больших китайских планов: речь идет о 3 миллионах гектарах земли, которые большие восточные братья хотели бы освоить в Украине. Это весьма солидный кусок страны, целых 30 тысяч квадратных километров – для сравнения, площадь всей Киевской области 28,1 тыс. квадратных километров. А весь фонд пахотных земель у нас 32,4 миллиона гектаров (из которых 6 миллионов уже контролируют олигархи), так что китайцы возьмут ровно десятину.
Правда, журналисты что-то там напутали и почему-то написали, что китайцы покупают землю, и это, понятное дело, вызвало небольшую панику. На что украинские чиновники важно заявили, что это бред, ибо сельскохозяйственная земля в Украине пока ещё никому не продается, тем более иностранцам. Даже сам Сергей Касьянов поспешил заявить, что речь идет о «совместной деятельности».
«Речь не о покупке и даже не о субаренде, а о совместной деятельности. Мы будем выращивать кукурузу на землях, которые мы арендуем, и разводить свиней. Работать на земле будут наши граждане, сбыт продукции, в частности свинины, - в первую очередь в Украине, излишки - в Китае. Компания не имеет намерения и права продавать землю иностранцам, в том числе китайцам», - убеждал Касьянов.
К сожалению, мы знаем цену украинскому купеческому слову – и как потребители, и как избиратели. Поэтому позволим себе усомниться: ведь нас лишь пытаются успокоить, специально подобрав нужный набор слов, из которых всё же можно просеять зерна истины. Во-первых, «совместная деятельность» - понятие растяжимое, включающее в себя и различные виды аренды, в том числе косвенной. Как? Очень просто: вложив деньги в этот агрокомплекс и заключив договор, китайцы тем самым получили какие-то права на эту землю, на выращиваемую на ней продукцию, на прибыль. Во-вторых, можно увидеть цель китайских «инвестиций» - выпуск сельхозпродукции для экспорта к себе на родину, в Поднебесную, где полтора миллиарда китайцев очень хотят полноценно питаться. И пусть вас не вводит в заблуждение слово «излишки» - они бывают очень, очень большими. Кстати, это слово в Украине не звучало с 1920 года, когда тут провели последнюю продразверстку, забирая в качестве «излишков» до 90% урожая богатых подворий.
А в-третьих, господин Касьянов вряд ли сам понимает, с кем он связался. Китайская корпорация «Xinjiang Production and Construction» - это вам не индийский миллиардер-металлург, которого можно запросто кинуть на «Криворожсталь». Это даже не просто государственная корпорация, за которой стоит такая держава, как Китай, с которой лучше не ссориться ни Украине в целом, ни ее олигархам в отдельности. Нет, всё ещё гораздо хуже, потому что «Xinjiang Production and Construction» - это Синьцзянский производственно-строительный корпус Народно-освободительной армии Китая (НОАК).
Это не просто мега-стройбат, разросшийся до размеров армейского корпуса и занимающийся всеми видами хозяйственной деятельности: строительством городов и промышленных комбинатов, сельским хозяйством, выпуском промышленной продукции. Переведенный в подчинение цивильным властям и зарегистрированный как госкорпорация, но сохранивший свою военную структуру, дисциплину, эффективную систему руководства и способный решать самые трудные задачи. Эдакая трудовая армия, о которой мечтал Троцкий и которую пытался создать Гитлер, но только куда более впечатляющая. Это муравейник с 2,6 миллионами рабочих, а также специалистов всех уровней, подготовленных управленцев и… профессиональных солдат. Впрочем, они там все солдаты и при необходимости могут сменить орала на мечи, то есть наавтоматы Калашникова. Поскольку в задачу корпуса входит также защита территории – можно сказать, что тут он в некоторой степени выполняет функцию казаков.
Синьцзянский корпус (один из пяти подобных) подчинен министерству… освоения целинных земель. Да, около полувека в его задачи входило превращение Синьцзяна - пустынной окраины Китая – в развитую провинцию страны. Когда-то там была лишь степь с кочевыми уйгурами, сейчас живет 26 миллионов человек, которые вырабатывают 110 миллиардов долларов ВВП.
Но теперь, похоже, задачи корпуса расширились – и его направили осваивать «целинные» земли за рубеж, в том числе в Украину. Где его передовые отряды, для начала, будут выращивать кукурузу и свиней на землях агрохолдинга «KSG Agro», а там освоят и остальные 2,9 миллиона гектаров украинских черноземов…
Возникает вполне резонный вопрос: чем это нам грозит? Встревоженное воображение рисует несметные полчища хунвейбинов, заполонивших Украину и вытесняющих украинцев с их родины куда-то… В общем, куда-то. А мы так долго подшучивали над россиянами, у которых в Сибири «завелась» пара миллионов китайцев! Теперь впору смеяться над собой.
Чтобы понять, чем это нам грозит, следует понять, что нужно Китаю? Это весьма непросто, поскольку это не просто другая страна, ведущая очень скрытную политику и никогда не раскрывающая свои тайны. Это страна с совершенной иной политической и экономической системой, которая лишь называется коммунистической. Более того, это совершенно иная цивилизация. В китайской религии нет Бога, там лишь наделенные сверхспособностями предки-небожители и разные фантастические существа (драконы, умные обезьяны, черепахи и т.д.). У них даже моральные ценности другие, не христианские. Китайцы чудовищные ксенофобы и при этом могут годами, не подавая вида, терпеть иноземных дьяволов и даже веками жить среди них, а уважают лишь тех, кто поразит их своим интеллектом.
Но всё же три главные задачи, стоящие перед КНР, известны. Первая – продолжать наращивать свой экономический потенциал, который позволяет Китаю быть супердержавой не только благодаря большой территории, огромному населению и наличию ядерного оружия. В настоящее время ВВП Китая составляет 12,4 триллиона долларов, это второй показатель в мире (после США). Его основу составляет экспорт – именно он привлекает в Китай денежные средства и позволяет закупать необходимые материалы и продукты. Как известно, экспортирует Китай всё, а не только сырье: от носков и жвачки до компьютеров и подъемных кранов.
Поэтому вторая задача Китая – разумно вложить заработанные деньги. В отличие от капиталистов других стран (особенно Украины), китайцы свои миллиарды не транжирят, даже тамошние олигархи не «вкладывают» их в лондонские особняки, а пускают на развитие бизнеса. Вот почему в Китае регулярно строятся новые предприятия и буквально на глазах из кварталов старых лачуг вырастают стеклянные небоскребы, а в Украине юзают прадедовские домны и живут в «хрущевках».
Но сейчас Китай вкладывает не только в собственную экономику, но и в экономику других стран. В прошлом году китайцы вложили только в Европу более 12 миллиардов долларов, всего же объем китайских инвестиций по всему миру составил 77,22 миллиарда. В этом году они будут ещё больше. Представители частных и государственных корпораций рыщут по всему миру, скупая то, что считают необходимым.
Причем, подчеркнем, экономическая политика Китая (в том числе инвестиционная) носит не хаотический характер, присущий свободному рынку капстран (и украинскому олигархическому бардаку), а подчиняется продуманной общей стратегии. Рассчитанной на годы и десятилетия вперед, идущей к целям, некоторые из которых руководство КНР предпочитает не оглашать. «Скрывая свои намерения, ты получаешь преимущество», - гласит китайская мудрость.
Впрочем, Китай не скрывает свою третью главную задачу – обеспечить свое население полноценным питанием. Времена, когда китайцы, страдая от голода, ели крыс и топили в речке лишних детей, канули в прошлое. Теперь перед ними стоит цель дать каждой китайской семье к миске с лапшой еще и кусочек мяса и стакан молока. Не стоит улыбаться: чтобы каждый китаец мог выпивать в сутки всего 200 грамм молока, потребуется, как минимум, около 15 миллионов коров. А ведь им захочется еще и масла с сыром!
Поэтому частично продовольственную проблему Китай решает с помощью импорта продовольствия. Но если раньше он просто закупал миллионы тонн зерна, овощей и мяса у иностранных компаний, то теперь китайцы активно «инвестируют» в аграрный сектор других стран, создавая по всему миру свои сельскохозяйственные колонии. Например, в Южной Америке они купили плантации сои и кукурузы, в Индонезии вложили деньги в производство пальмового масла. Большой интерес у китайцев вызывает Беларусь, а в 2012 году они дали миллиардный кредит Молдове, расположив к себе руководство этой страны. Так что Украина – не первый и не последний регион сельскохозяйственных интересов Китая.
Возможно, Китай уже сейчас готовится к возможному сворачиванию глобальной модели экономики, о чем пророчат некоторые эксперты. Речь идет о том, что США уже начали, а Европа планирует начать возвращение собственного производства в целях оздоровления экономики. В такой ситуации роль Китая как основного мирового производителя упадет, а значит, сократится экспорт - и денег на покупку продовольствия станет меньше. Украина в подобной ситуации впала в депрессию и пошла по миру с сумой, клянча кредиты. Китай же заранее готовит себя запасной вариант.
Как страна, которая практически не использует свой сельскохозяйственный потенциал, Украина, бесспорно, очень интересует китайцев. Она для них действительно целина, которую нужно осваивать. Причем, заметим, это практически единственная «целина» на всю Европу, потому что никто в Европе не довел своё сельское хозяйство до такого запустения, как Украина. К тому же перспективы его возрождения своими силами пока что не просматриваются, а планы экспорта украинских продуктов в Европу весьма неопределенны. Зато Китай, как видите, уже знает, как распорядиться украинской землей.
Ещё один плюс в пользу выбора Украины – в Восточной Европе дешевая рабочая сила. По сравнению с Евросоюзом. Вот только вряд ли украинская рабочая сила так уж интересует Поднебесную. В отличие от украинцев, китайцы хотят работать, а уж бойцы производственно-строительного корпуса будут работать с энтузиазмом. Поэтому еще неизвестно, будут ли они нанимать на свои свинофермы украинских свинарок. Однако опасение насчет массового переселения ханьцев в Украину беспочвенны: подобная тенденция не прослеживается нигде, китайцы никогда не спешили переезжать в слаборазвитые страны…
Конечно, на первый взгляд, Украина ничего не теряет: ну, возьмут в аренду на 50 лет, ну и что, всё равно столько бесхозной земли пропадает! Но проблема в том, что у нас есть опыт, когда из арендованного Севастополя не хотят уходить арендаторы. Не исключено, что так же крепко на своих гектарах обоснуются и китайцы, найдя способ продлить аренду, а то и вовсе купить эту землю – купив вначале украинских депутатов для изменения законодательства. А ведь земля - это не завод, взамен которого можно построить десять новых, земля является невосстановимым капиталом…
Виктор Дяченко
from-ua.com