Украинская электронеопределенность
Все больше украинский — любителей вело- или пеших прогулок — покупают елекросамокаты, гидроскутеры, моноколеса и другие маломощные электрические средства передвижения. Это хоть и недешево, зато удобно и быстро. Для того, чтобы переместиться из пункта А в пункт Б, не нужно крутить педали идти — можно просто встать на самокат и наслаждаться прогулкой.
Однако с появлением или распространением среди людей новых средств передвижения появились и новые проблемы с урегулированием негативных последствий таких новинок. Сейчас в Украине отсутствует алгоритм законодательного урегулирования: что делать, если происходит авария с участием такого средства передвижения?
Между тем такие досадные случаи происходят регулярно: одни жалуются на то, что владельцы электросамокатов сбивают их на тротуаре, другие не знают, как реагировать, когда дети, гоняют по двору на сигвеях, цепляют припаркованную машину. С неделю назад Львове произошло ДТП, которое озадачило правоохранителей: Marcedes-Benz столкнулся с электросамокатов, водитель самоката попал в больницу. Инцидент вызвал у полицейских серьезные размышления о том, как правильно оформить эту дорожно-транспортное происшествие. Дело в том, что сейчас в действующем законодательстве нет четко определенного юридического статуса электросамокатов и их водителей.
Проще говоря, такие маломощные электрические средства передвижения нельзя приравнивать ни к пешеходам, ни к велосипедистам, ни к автотранспорту. Поэтому, защищать свои права в суде владельцам таких средств передвижения будет крайне трудно — даже если им будут помогать опытные адвокаты.
В Украине елекросамокаты, гироскутеры и другие подобные средства передвижения получили широкое распространение более года назад, однако до сих пор в Правилах дорожного движения (ПДД) о них не упоминается. В комментарии екснардеп, член парламентского комитета по вопросам транспорта Давид Макарьян заявил, что за пять лет комитет не получил ни одного предложения по урегулированию правового статуса электросамокатов или гироскутерив.
Между тем в Европе передвижения электрическими средствами жестко регулируется. К примеру, летом в Германии начал действовать официальное разрешение на катание на электросамокатах только по велодорожкам, а там, где их нет, — можно по проезжей части, но ни в коем случае не по тротуару.
В Израиле водителей электрических самокатов и велосипедов обязали надевать на голову каски. Кроме того, они должны иметь при себе удостоверение, подтверждающее факт прохождения теоретического экзамена на вождение.
Между тем в Украине край мало профессиональных адвокатов, готовых отстаивать права клиента-владельца электросамоката. Почему же любители быстрого передвижения электронными средствами в Украине являются незащищенными и каковы их права и обязанности прописаны в законодательстве?
К маломощного электротранспорта можно отнести электроскутер, электросамокат, гироскутер (гироборд), моноколесо и минисегвей. Это одно, двух- или трехколесный транспортное средство, которое использует электродвигатель.
Неопознанный транспортное средство
В Правилах дорожного движения есть четкое определение: транспортное средство — это устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) груза, а также установленного на нем специального оборудования или механизмов. Итак, электрический самокат можно отнести к транспортному средству — как устройство для перевозки людей.
Как рассказал адвокат Александр Ружицкий, проблема заключается в официальной классификации. Согласно ПДД, все транспортные средства в городе условно можно разделить на те, которые движутся с помощью мускульной силы человека (например, велосипед), и те, что приводятся в движение с помощью двигателя (это механическое транспортное средство). Очевидно, что электросамокат — это механическое транспортное средство. А дальше начинается неопределенность.
«Законодатель установил требование к электродвигателям, а именно: механическим транспортным средством можно считать только транспортные средства с электродвигателем мощностью более 3 кВт. Итак, если средство передвижения имеет два колеса и мощность двигателя от 3 кВт до 4 кВт, то он подпадает под понятие мопеда. В случае же, если электродвигатель меньшей мощности чем 3 кВт, то статус такого устройства остается неопределенным », — разъяснил Ружицкий.
Электродвигатель в гиробордов имеет мощность от 0,8 кВт до более 1кВт, а аппаратов с мощностью двигателя от 3 кВт до 4 кВт всех электротранспорта очень мало: разве несколько моделей самокатов.
Юрист Сергей Кушнир имеет противоположное мнение. «Такое транспортное средство приравнивается к велосипеду, поскольку двигатель имеет мощность до 3 кВт. Согласно ПДД, под понятие мопеда он не подпадает », — отметил он в комментарии« Главкому ».
Где же можно передвигаться электротранспортом?
Александр Ружицкий рассуждает так: «Согласно ПДД, велосипедная дорожка — выполненная в границах дороги или вне ее дорожка с покрытием, предназначенная для движения на велосипедах. Тротуар — элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов, примыкающий к проезжей части или отделенный от нее газоном. Поскольку мы не можем отнести электросамокат ни к велосипедам, ни к пешеходам, то соответственно и двигаться по тротуарам и велосипедным дорожкам им запрещено ».
Адвокат Людмила Яремчук другое мнение. «Пешеход — это человек, который стоит на земле. Все, что поднялось выше, на мой взгляд, являются участниками дорожного движения ». Итак, по словам эксперта, передвигаться этим средством можно или по проезжей части, или по велодорожкам. Заметим, что действующая редакция ПДД предусматривает, что велодорожка «предназначена для движения на велосипедах». Впрочем, по логике Яремчук, это именно тот случай, когда должен действовать не буква закона, а дух закона.
По словам эксперта, водитель гироскутера — это участник дорожного движения, который должен идти по пешеходному переходу и держать — вести рукой электротранспорт. «Если же он продолжает движение на электротранспорте и попадает в этом случае в ДТП, то тогда следует считать, что он ехал с нарушением ПДД», — отметила она.
Позиция еще одного эксперта, Сергея Кушнира, другая. «Можно ездить по тротуару, велодорожке и краю проезжей части, но не более 1 м от бордюра», — прокомментировал он.
Осторожно! Ребенок за рулем
На витринах магазинов можно увидеть немало небольших разноцветных гиробордив или сигвеев — детских моделей. Но можно это средство передвижения считать игрушкой вроде обычного самоката или трехколесного велосипеда? В Германии водитель электротранспорта не должен быть младше 14-ти лет и не должен превышать скорость выше 20 километров в час. Украинское же законодательство о возрасте водителя гиробордов молчит.
«По моему мнению, было бы целесообразно установить возрастные ограничения для лиц, передвигающихся на электросамокатах или гиробордах по городу и приравнять их к требованиям, установленным для мопедов независимо от мощности двигателя», — прокомментировал адвокат Александр Ружицкий.
Эксперт также добавил, что если мощность двигателя от 3 кВт до 4 кВт, то возрастные ограничения должны быть применены в соответствии с требованиями для мопедов: управление с 16 лет и получения водительского удостоверения.
Юрист Сергей Кушнир считает, что выбирая ребенку такую «игрушку», родители должны учитывать мощность и скорость прибора. «Я бы отметил, что дети должны им пользоваться под присмотром родителей», — уточнил он.
Юрист Людмила Яремчук посмотрела на проблему под несколько иным углом. По ее убеждению, проблема заключается не в том, что в ПДД до сих пор отсутствует понятие гироборда и непонимание родителями их ответственности моральной, административной и уголовной.
«За безопасность ребенка до 18-ти лет отвечают его родители. Именно они решают, покупать ребенку гироскуптер — в 6 лет, 12 или 14. Если шестилетку посадили на гироскутер и выпустили на проезжую часть, то мне кажется, за это должны нести уголовную ответственность родители. Если они подвергают угрозе жизнь и здоровье других людей, то тоже должны нести за это уголовную ответственность », — отметила она.
Эксперт также акцентировала, что подобные средства передвижения являются объектами повышенной опасности: они предназначены для скоростного передвижения, они тяжелые. «Гироскутер — это тяжелая вещь. Если гироскутер выскочил с-под ног и ударился в стоящий автомобиль, но виноват здесь владелец гироскутера. Поскольку ими часто пользуются несовершеннолетние дети, то ответственность должны нести его родители », — отметила она и добавила, что украинское законодательство предусматривает подобные вещи, но на практике они не отработаны. «Родителей не привлекают к ответственности за то, что они плохие родители», — сообщила она.
По материалам: glavcom.ua