Украина: коррупция, реформы, новая власть
В военное время не принято критиковать свое правительство. Тем более если идет война на два фронта — на внешнем за целостность страны и внутреннем за ее обновление и исцеление. Но постепенно привыкаешь и к войне, проходит эйфория от мнимых побед и от солидарности с “вождями” майдана. После стольких мучений и пролитой крови мы получили временное правительство, напоминающее стаю пираний, делящих портфели и рвущих бизнес-активы сбежавших правителей. Многие из тех, кто стоял на майданах, надеялись на обновление и омоложение лица нашей власти, всей вертикали управления. Старые кадры просто не способны изменить свою идеологию и шкалу ценностей на свободно-европейскую. Поэтому не следовало бы “пускать во власть” тех, кто был частью прошлой системы, но увы: во власти есть те, кого там быть не должно, есть те, кто снова стремится во власть, а также те, кто ушел из власти под шумок, не понеся никакой ответственности.
Новый “клименко”
из Крыма
В Министерстве доходов и сборов грядут очередные реформы. Пока непонятно, насколько они будут эффективны. Но то, что в руководство пришли люди советской формации с небезупречной репутацией, не вселяет особых надежд.
Единую Службу финансовых расследований доверили создавать 60-летнему генерал-полковнику милиции Владимиру Петровичу Хоменко. В далеком 1976 году, когда многие майдановцы еще не появились на свет, он уже трудился инспектором ОБХСС. При Николае Азарове успел побывать начальником налоговой милиции Крыма. В 2005 году служил шефом милиции полуострова, затем работал начальником крымской СБУ. Карьера Хоменко в правоохранительных органах закончилась пять лет назад на посту заместителя министра МВД Юрия Луценко. И пока существовал “Фронт змiн” Арсения Яценюка, Хоменко был главным антикоррупционером теневого правительства оппозиции. Кроме того, Хоменко родом из Черновцов. Выходит, что Яценюк собирает вокруг себя людей по земляческому принципу: кто из Черновцов или Крыма, где нынешний премьер работал министром экономики, у того и больше шансов оказаться в нынешней власти.
Говорят также, что Арсений Петрович, мало разбирающийся в тонкостях работы силовых ведомств, предпочитает почти слепо доверять старым кадрам, что в нынешнее время чревато последствиями для любой реформы, о которых было сказано немало сладких слов. В Европе, куда мы стремимся, щепетильно относятся к репутации человека во власти. Система всячески старается оградить себя от политиков и чиновников, замешанных хоть в одном скандале. Но не так в Украине.
Общественность еще не успела забыть череду скандалов с участием Хоменко. Он известен тем, что зачем-то получил два идентификационных номера налогоплательщика, о чем даже ГНАУ в 2010 году предпочла не говорить, сославшись на несогласие самого Хоменко. Известно также, что Хоменко владел угнанной за рубежом Audi A8. В период работы в Крыму Хоменко всячески препятствовал введению именных билетов на поезда, что никак не способствовало обузданию теневого рынка и борьбе железной дороги с билетным коллапсом на крымском направлении. Также были публикации о его участии в теневых схемах снабжения МВД и завышении стоимости загранпаспортов.
Возможно, все это происки врагов “антикоррупционера”, но перед назначением на такую ответственную должность сторонникам люстрации не мешало бы проверить, какими активами владеют супруги Хоменко. По нашей информации, это новая гостиница и дом быта в Ялте, элитный особняк и земельные участки в Ливадии, квартиры в Киеве, Ялте, Алуште и Симферополе, небольшая сеть магазинчиков. Угнанную Audi A8 сменил на честно заработанный Porsche Cayenne со скромными номерами 0002. В народе такие номера шутливо называют “второй после Бога”. Как характеризуют Хоменко знающие его люди, он заточен лишь на личную выгоду, так как выходцы из ОБХСС иначе не могут дышать.
Что же сделано господином Хоменко на новой должности?
Во-первых, внедрена армейская дисциплина. Практикуются строевые смотры в выходные дни, ночной график работы, нелегальное документирование и сбор компромата на сотрудников Миндоходов.
Во-вторых, составлен список фирм, работа которых будет заблокирована в ближайшее время. По некоторой информации, в этот список вошли около 200 предприятий реального сектора экономики. В ход идут все репрессивные ноу-хау Клименко: это и блокировка сдачи отчетности, и клеймо “налоговая яма”, и обнуление отчетности по прежним периодам. Примечательно, что в “black-лист” вошли те, кто сумел выжить при режиме Януковича и не был замечен в поддержке БЮТ.
Арсений Яценюк неоднократно заявлял о необходимости налоговой амнистии. При Януковиче бизнес был заложником режима, а не его подельником, все работали по правилам, установленным тем же Миндоходов. Иначе клеймо “враг майдана” можно сейчас поставить на 70% предприятий.
В-третьих, создание единой Службы финансовых расследований требует на две трети интеллектуального, а не силового подхода. При Хоменко Служба финансовых расследований превратится в карательный орган, поскольку возглавляет ее человек старой системы, советско-милицейского типа мышления и далеко не европейской системы ценностей.
По замыслу Хоменко, который пользуется большим доверием Яценюка, Служба финразведки должна включать в себя буквально всех силовиков по экономике, включая МВД, СБУ, Гепрокуратуру и Фининспекцию. Примечательно, что это потребует внесения изменений в более чем 100 законов Украины, что на фоне неспособности ввести в законодательное поле маленький Люстрационный комитет Егора Соболева выглядит вообще нереальным. А в основу проекта легла концепция Андрея Головача, который с 2010 г. и аж до марта 2014 г. был первым замом главы ГНАУ и начальником налоговой милиции Украины. Головач очень дружен с Александром Януковичем, он чуть было не стал главным налоговиком. Но ни ему, ни президентскому сыну не удалось сделать то, что сейчас пытается сделать Хоменко с благословения Яценюка.
Как мы знаем по горькому опыту, эффективность и честность подобных структур весьма сомнительны априори. От того, что будут перетасованы и переподчинены какие-то органы власти, ничего в лучшую сторону не изменится. А вот в худшую — вероятнее всего.
“Киваловщина” из Одессы
У тех, кто пострадал от старой коррупционной системы — обычных людей и бизнесменов, — появилась надежда на то, что они могут повлиять на многие кадровые решения. И они этой надеждой (и возможностью) по мере сил пользуются, активно препятствуя появлению во власти старой прожженной гвардии мздоимцев.
В частности, общественность провела ряд акций против сомнительных назначений в Высший совет юстиции. Как известно, в 2009 году возникла такая процедура формирования ВСЮ, при которой стал возможен не требуемый законом съезд под эгидой Минюста, а собрание некой общественной организации с участием “мастодонтов юриспруденции и права” — Сергея Кивалова, Андрея Портнова и Владимира Шаповала. И именно эта троица и решала, кто войдет в Совет юстиции. Более того, был там и еще один господин — Петр Мельник, тот самый беглый ректор Налоговой. Его, кстати, на днях освободили из СИЗО под. сниженный в 50 раз залог. И его адвокат при этом называет дело Мельника политическим.
И вот Кивалов предпринял еще одну попытку провернуть тот же фокус уже в апреле этого года, проведя съезд в Одессе, чтобы затем оспорить итоги намеченного на 29 апреля настоящего съезда. Люстрационный комитет Егора Соболева совместно с активистами пытался предотвратить шабаш. В частности, им удалось не допустить избрания на должность председателя Высшего специализированного суда Украины судьи Владимира Колесниченко, имеющего далеко не лучшую репутацию. Причем общественности и доказывать-то особо ничего не пришлось, так как многие из них сталкивались с беспределом этого судьи лично.
Была попытка протолкнуть в суд и судью Сергея Мищенко, известного тем, что он вел газовые дела против Юлии Тимошенко и очень тесно сотрудничал в этом деле с Генеральной прокуратурой имени “римского прокуратора” Виктора Пшонки. Для полноты картины не достает только триумфального восседания Родиона Киреева на троне Печерского суда, и люстрацию можно считать погибшей не родившись.
И еще. Смена старого правительства на новое завершилась тотальной сменой буквально всех министров и глав центральных органов власти. Это факт. Однако, даже будучи не очень кровожадным, хочется спросить: почему от суда и следствия спокойно ушли те, кто, вне всяких сомнений, был причастен к коррупции? И почему во власть пришли те, кто был всегда рядом с главными мафиози?
Практически без вопросов и претензий были отпущены восвояси многие чиновники высокого ранга, за которыми тоже немало грехов: Игорь Прасолов, экс-министр экономики, “сидевший” на госзакупках и тендерах, Владимир Козак, экс-министр инфраструктуры, оставивший в наследство потомкам “Укрзалізницю” с долгами на 21 млрд грн, Александр Вилкул, бывший инфраструктурный вице-премьер, курировавший миллиардные потоки и не добившийся ни одного успеха, Юрий Колобов, бывший министр финансов, причастный с плачевному состоянию госбюджета, Елена Лукаш, экс-министр юстиции, которая не только душила народное сопротивление, но являлась одним из столпов коррупционного гиганта имени Януковича. Наконец, сам Азаров спокойно отдыхает на пенсии, тогда как его вклад в развал экономики один из самых весомых. Но у украинского государства нет вопросов.
В то время когда США и ЕС вводят санкции против российских и украинских чиновников и бизнесменов, украинское правительство ничего подобного не делает. Это только в Израиле можно дать тюремный срок премьер-министру, уличенному в коррупции. Кстати, именно Израиль и подарил нам правило не критиковать правительство во время войны. Ах, если бы это правительство не давало столько поводов…
Самое неприятное заключается в том, что список сомнительных личностей, рвущихся во власть и добивающихся своей цели во всех регионах страны, просто-таки огромен. Мы коснулись только некоторых, да и то не самых высоких должностей. И все описанное — не большой секрет для нынешней власти. Другое дело, что она намерена со всем этим делать? И намерена ли?
"Игорь Болотный"