Украина и Европа: что будет с газом?

702

В последние годы газовый вопрос в Украине постоянно стоит на повестке дня, а с приближением отопительного сезона сильно актуализируется. На днях российские СМИ сообщили, что еврокомиссия предлагает Украине и России заключить долгосрочный газовый контракт на десять лет в связи с истечением срока старого контакта. Европейцы документально аргументировали свою позицию и предлагают обсудить это на трехсторонних переговорах 16 сентября. Представитель президента в Кабмине Андрей Герус, который также является советником по энергетике, подтверждает, что такие переговоры запланированы.

Существующий контракт на транзит российского газа истечет 31 декабря нынешнего года. Транзит приносит Украине ежегодно около 3 млрд. долларов, однако в данном случае это вопрос не только денежный. Без газа в трубе давление упадет, и пока непонятно каким образом можно вообще сохранить ГТС, если в ней не будет голубого топлива. Официально Украина отказалась от закупок газа в России и фактически в трубе находится лишь газ для транзита в Европу. В свою очередь Украина заключает контакт уже с европейскими компаниями, осуществляя реверс. Однако фактически газ остается российским, просто выкупается у европейцев с доплатой. В случае если транзит прекратится, то объёмы газа, поставляемого в Европу, снизятся и соответственно Украина не сможет осуществлять реверс. Либо газ, транзитируемый через другие ГТС, будет продаваться стране значительно дороже. Имеются и проблемы из-за того, что тормозится запуск «Северного потока-2». В связи с возможным прекращением транзита через Украину, если не будет запущен «Северный поток-2» может сложиться дефицит газа для Европы. И тогда Украине его вообще не продадут.

В мае проводились консультации с «Газпромом» на эту тему, однако никаких решений не последовало. Эксперты не дают однозначно оценки ситуации, опасаясь, что стороны могут и вовсе не договариваться. «Газпром» требует прекратить все судебные споры, а «Нафтогаз» отказывается. И вместе с тем «Газпром» хочет заключить именно краткосрочный контракт на год. Еще одни условием является заключением договора с подписью сертифицированного независимого оператора ГТС, которого еще не существует. «Нафтогаз» до сих пор не разделит добычу, транспортировку и продажу газа. Соответственно не создан сертифицированный в Европе оператор.

Параллельно в ЕС уже готовятся к тому, что газ через Украину поступать не будет. Европейские газохранилища закачивают максимальные объемы газа. Пока из-за позиции Дании существуют риски с завершением работ по «Северному потоку-2». Большинство европейских стран пытаются запастись голубым топливом на всю зиму и судя по всему, они с этим уже справились. При этом лишних объемов для Украины никто не запас. Если какую-то часть и можно будет выкупить, то придется заплатить очень дорого. После завершения строительства «Северного потока-2» украинская ГТС вообще станет не нужна. В ближайшей перспективе он способен полностью обеспечить Европу газом. Еврокомиссии же считают, что Украина должна заключить с Россией долгосрочный договор. Это связано с тем, что через 5-10 лет на европейском рынке потребности в газе вырастут. В связи с этим украинская ГТС окажется нужна. Однако если на эти годы в трубе не будет давления, то она может и вовсе выйти из строя. В связи с этим опасения Еврокомиссии вполне понятны. По этой причине в Москву и Киев были направлены письма с просьбой провести в Брюсселе 16 сентября трехсторонние переговоры по транзиту и поставкам газа через Украину с 1 января 2020 года. Все стороны уже согласились с необходимостью этих переговоров. Пока лишь неясно кто предстанет на них от Украины. Определенно в Брюссель не поедет глава «Нафтогаза» Адрней Кобалев, так как отношения я с Газпромом у него не ладятся. Скорее всего, отправится новый глава Минэнерго, но кого туда назначат еще неизвестно.

Европейцам, похоже, надоело каждую зиму рисковать и решать газовые вопросы, потому они ожидают предсказуемости транзита и настаивают на десятилетнем контракте до 2030 года. В обмен еврокомиссия может гарантировать стабильные объемы прокачки через украинскую ГТС, не менее чем потребуется для поддержания работоспособности ГТС. Тем не менее, нет никаких гарантий, что соглашение будет подписано. Еврокомиссия лишь рекомендует, но решать не ей. К тому же если в ЕС заинтересованы в долгосрочном договоре, то в США наоборот, и они наверняка будут продвигать свои идеи, которые в свою очередь поддерживает Андрей Кобалев.

Если стороны не договорятся, то может возникнуть дефицит ресурсов и цены резко вырастут, что, прежде всего, отобразится на украинских потребителях. С 2020 года государственного регулирования цен не будет и по самым скромным подсчетам газ может взлететь до 13 грн. за куб и выше. Если договор вообще не будет заключен, то возможно транзит останется по умолчанию с непонятным статусом, то есть фактически контрабандой. Не исключено, что переговоры будут тянуть до конца и в начале 2020 года и «Газпром», и еврокомиссия просто навяжут Украине договор на своих условиях. Во многом все зависит от позиции Зеленского. Может встать вопрос и о том, что он договаривается о транзите со страной-агрессором для того чтобы выкупать газ у Европы в реверс вместо того, чтобы договориться о прямых поставках дешевого газа. В самом «Нафтогазе» считают, что успеют закачать 20 млрд. кубов и для зимы этого хватит. Вместе с тем около 5 млрд. кубов газа из этих 20 не принадлежат «Нафтогазу» это собственность частных операторов, которые могут направить его куда хотят. К тому же требуется подписать соглашение с европейцами о гарантированном реверсе и наконец, неизвестно, как поведет себя ГТС, если в ней резко упадет давление. В последний раз труба в аварийном режим работала в 2009 году. Тогда 17 суток поступал реверс, которого Украине хватало. Однако прошло десять лет, и сейчас последствия газового кризиса могут оказаться совершенно неожиданными.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org