Украина арестовала заводы и недвижимость россиян на $1,5 млрд. Что их ждет
В центре Киева на здании в стиле сталинского ампира по улице Бориса Гринченко, 1 размещена вывеска госучреждения с названием, которое ни запомнить, ни дочитать до конца – Национальное агентство Украины по выявлению, розыску и управлению активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА).
В то же время, вес этого учреждения растет с каждым днем, вместе с активами, которые оно получает под свое крыло. Сегодня агентство имеет один из крупнейших в стране портфелей, в который попадают арестованные в рамках антикоррупционных расследований предприятия, заправки, банки, торговые центры.
С 2022 года АРМА – важное звено в борьбе не только с коррупцией, но и с РФ, в частности, россиянами, беларусами и украинцами, вставшими на сторону России.
С начала года под его управление перешли, например, 1234 объекта недвижимости. А общая стоимость активов с учетом переданного движимого имущества и корпоративных прав достигает $1,5 млрд.
Что такое АРМА и как к нему перешли активы на $ 1 млрд
На старте одной из главных задач у созданного в 2016 году АРМА был поиск коррупционных активов экс-президента Виктора Януковича и его окружения. В частности, активов Сергея Курченко и Александра Клименко. Так под управлением ведомства оказались резиденция Межигорье, три этажа столичного БЦ «Гулливер», медиахолдинг UMH и ряд других активов, которые украинские силовики связывали с Януковичем и его соратниками.
Сохранить арестованные активы и по возможности увеличить их стоимость, чтобы бюджет после конфискации получил «не меньше, чем стоил актив до ареста», – так объясняет задачи агентства для LIGA.net врио главы АРМА Дмитрий Жоравович. По подсчетам госучреждения, за шесть лет деятельности АРМА сгенерировало в бюджет до 500 млн грн дохода. Это в 2,4 раза меньше, чем государство потратило на содержание АРМА с 2017-го.
Прибыль – не основная задача АРМА, говорит руководитель юридического отдела Transparency International Ukraine Екатерина Рыженко. По ее словам, важнее – заниматься активами, которые агентству передал суд: искать для них новых управляющих или владельцев, хранить арестованные средства, поддерживать или увеличивать стоимость имущества, пока идет следствие.
«АРМА, например, может продать с разрешения суда те активы, которые быстро портятся или теряют цену. Это могут быть ягоды или горючее», – добавляет заместитель исполнительного директора Центра противодействия коррупции Елена Щербан. Вырученные средства ждут финального решения суда. Если собственник доказывает свою невиновность в суде, АРМА все средства ему вернет. Если нет, деньги пойдут в бюджет.
Значимость агентства существенно возросла с началом активной фазы войны. По словам руководителя АРМА, нагрузка выросла в несколько раз. «За три последних месяца к нам поступило около 100 судебных постановлений (о передаче активов. – Ред.), – рассказывает Жоравович. – Для сравнения: за весь прошлый год к нам зашло 97 постановлений. И фактически каждый день мы получаем новые решения».
Такая динамика имеет простое объяснение. Под крыло АРМА переходят активы коллаборантов, а также белорусов и россиян, поддерживающих Владимира Путина. С начала войны в управление перешло более 50 юридических лиц и 1234 объекта недвижимости.
Также в портфель агентства вошли до 30 000 единиц движимого имущества, 20 000 железнодорожных вагонов, 1 млрд грн средств и до 88 000 тонн сырья. Наиболее существенные активы – Николаевский глиноземный завод Олега Дерипаски, 25% акций Крюковского вагоностроительного завода, Энергомашспецсталь, производитель бетона Аэрок, Ocean Plaza и фармацевтический трейдер Вента.
Ареста не удалось избежать и белорусским нефтегазовым компаниям БНК-Украина и Сервис Ойл, Белавтодору Украина, туроператору TUI Украина, Лисичанскому НПЗ, Татнефти АЗС-Украина и яхте Royal Romance Виктора Медведчука.
По примерной оценке Forbes Ukraine, общая стоимость активов, перешедших с начала войны к АРМА, – до $1,5 млрд. По нынешнему курсу – это около 80% от общей стоимости активов граждан России, которые нашло в Украине агентство по запросу правоохранительных органов.
Что происходит с арестованными активами
Украина планирует использовать активы, переданные АРМА, с пользой – чтобы усилить армию и восстановить страну, говорил премьер-министр Денис Шмыгаль 10 мая. В будущем они должны стать основой госкомпании Национальный фонд инвестиций, а она – базисом для восстановления Украины после войны.
«Мы заберем все, чем владеет Россия в нашей стране», – заявил он.
Пока что выгоды для страны от этих активов не так много. За время войны АРМА передала в управление лишь несколько стратегических объектов. К примеру, в мае АРМА передала НАК «Нафтогаз Украины» 172 АЗС компании Glusco, которую СБУ связывает с Медведчуком. Также агентство передало в управление Укрзалізниці 20 000 вагонов и нашло управителя для восьми судов из России.
«Сейчас мы активно проводим конкурсы для поиска управителей на эти активы. С середины мая до сегодня объявлено около 100 конкурсов, в том числе для поиска управителей для Глуховского карьера кварцитов», – рассказывает Жоравович.
По оценке чиновника, процесс поиска управляющего занимает от одного до трех месяцев. Скорость поиска управленца зависит от трех главных факторов – уровня его проблемности, бюрократии и расстояния актива до линии фронта, объясняет Жоравович.
Что происходит с предприятиями, которым АРМА все еще не нашла управленца? Большинство – просто стоит, убеждена Екатерина Рыженко. «Многие из них сейчас теряют свою стоимость, к тому же государство ничего на них не зарабатывает. А эти средства могли бы пойти на поддержку армии и экономики после конфискации этих активов», – говорит Рыженко.
Работа над ошибками
С одной стороны, найти управляющего, чтобы не простаивали активы непросто, говорит Щербина из Центра противодействия коррупции. Особенно в условиях войны, когда речь идет о токсичных активах с проблемными акционерами. Другая проблема – недоработки правоохранительных органов.
«У нас был случай, когда суд арестовал жилой дом, а землю под ним – нет. Или арестовали имущественный комплекс, но не всю землю и объекты. Как в таких условиях новый управляющий сможет распоряжаться активом? Кто на такое согласится? Альтруистов у нас нет», – говорит глава АРМА.
С другой, будь агентство активным и эффективным, масштабы проблем были бы значительно меньше, утверждает Елена Щербан. С 24 февраля АРМА нашло всего 10 новых управленцев для активов, которые у нее есть, говорит Рыженко.
По данным АРМА, по состоянию на июль агентство нашло управляющих на имущество стоимостью 3,5 млрд грн. Среди них – нефтепродуктопровод Самара – Западное направление, акции компании Газтранзит, 26 облгазов, Новояворовская и Новораздольская ТЭЦ и недвижимость компаний АИС.
На эффективность ведомства влияет и ограниченное количество сотрудников. По мнению главы АРМА, нужно увеличить штат агентства, несмотря на тенденцию уменьшения в стране государственных служащих. «На нас сейчас лежит очень большая нагрузка. Работаем 24/7», – говорит он.
Впрочем, и Рыженко, и Щербина убеждены в другом. По их личному мнению, чтобы увеличить результат, АРМА должно повысить свою прозрачность.
«В АРМА не все кейсы плохие, но немало было факапов. Поэтому правоохранители не спешат передавать активы агентству. На мой взгляд, агентство нужно реформировать, улучшить законодательство и найти профессиональный менеджмент», – говорит Рыженко.