У Запорожья богатое террористическое прошлое. Настоящее. И будущее?
Корреспонденты запорожской газеты «Суббота плюс» попытались проанализировать хронологию терактов в Запорожье за последние несколько лет.
Деловое предложение
21 октября 2011 года в 17.00 возле супермаркета «Сильпо» в торговом центре «Украина» царило нездоровое оживление. Пожарные машины, люди в форме, оцепление. «Туда нельзя. В супермаркете свет отключили», – так объясняли прохожим ситуацию суровые люди в штатском. «Ага, свет. Вон и электротехники приехали», – из толпы саркастически показали на две пожарные машины и МЧС-ников в полной боевой выкладке.
В толпе быстро распространилась информация о том, что за полчаса до этого в «Сильпо» прогремел взрыв. Как выяснилось позже, бомба была спрятана в ячейке камеры хранения магазина. К счастью, никто не пострадал — хотя возле камер хранения на тот момент было несколько человек, в том числе женщина с маленьким ребенком. Персонал и посетителей супермаркета быстро эвакуировали, на место происшествия примчались криминалисты, пожарные и СБУ.
Уголовное дело, которое сначала завели по статье «хулиганство», переквалифицировали в «терроризм». Правоохранительные органы распространили фотографию подрывника — на камерах удалось четко зафиксировать мужчину в красной куртке, лицо которого было скрыто надвинутой на глаза кепкой.
Через пару дней ситуация прояснилась: по информации милиционеров, на месте происшествия охранник нашел записку, в которой неизвестный потребовал пять миллионов евро, «иначе взрывы продолжатся». Срок дал до понедельника, 24 октября, но на момент, когда верстался номер, нам ничего не было известно ни о новых взрывах, ни и о выплате денег. Возможно, преступник (или преступники) испугался поднятого шума и отказался от своих намерений. Но если нет – то в любой момент может прогреметь новый взрыв, в другом супермаркете. На этот раз — более мощный.
Новогодний сюрприз
1 декабря 2010 года. Взрыв у здания Запорожского обкома КПУ уничтожил бюст диктатора
Запорожские правоохранители уже не первый раз расписываются в своем полном бессилии против подрывников. Взрыв, прозвучавший в городе в новогоднюю ночь 2011 года, потряс всю Украину и монумент Сталину, против которого и был нацелен.
Потряс сильно — бюст разлетелся на куски, а по всей стране еще два месяца шли облавы на представителей националистических партий и организаций. Но обвинения так никому и не предъявили. Позже уголовное дело, ранее объявленное терактом, переквалифицировали в «Нанесение ущерба имуществу». Впрочем, ни одного подозреваемого в деле так и не появилось.
О политических убеждениях, квалификации и намерениях подрывников можно долго спорить, но взрыв был достаточно сильным, чтобы разнести на куски силуминового (сплав алюминия с кремнием) «палача народов». Факт остается фактом: если бы тогда возле бюста появились люди, они могли бы пострадать. А значит, подрывники представляли угрозу обществу.
Грешное дело
28 июля 2010 года. Бомба в Свято-Покровском храме унесла жизнь одного человека
28 июля минувшего года город всколыхнуло страшное преступление. В православном храме на Малом рынке сработало самодельное взрывное устройство. Взрыв прогремел после праздничной службы по случаю 1020-й годовщины со времени Крещения Руси. К счастью, людей в церкви на момент теракта находилось немного. Пострадало девять человек. Самые серьезные травмы получила 80-летняя монахиня Мария. От сильных ожогов женщина скончалась в больнице через несколько часов после случившегося.
Милиционеры сразу начали поиски террористов. Сначала объявили в розыск неизвестную женщину, потом задержали бывшего пономаря взорванной церкви Антона Харитонова и его брата Сергея. Позже к ним присоединили и действующего пономаря Евгения Федорченко. Этим троим парням предъявили обвинение в подрыве бомбы в храме.
Мотивом назвали месть: якобы пономарь Антон Харитонов был отстранён от служб и решил отомстить священникам. По версии прокуратуры, уволенный пономарь с братом и служителем церкви Евгением Федорченко соорудил бомбу из кастрюли, алюминиевой пудры-«серебрянки» и селитры. Причём в деле фигурируют и явки с повинной всех троих «террористов». Но на суде обвиняемые заявили, что признания из них выбили силой.
По воле случая зимой текущего года корреспонденту «Субботы плюс» удалось лично пообщаться в СИЗО с одним из трёх подозреваемых в подрыве церкви — пономарём Евгением Федорченко. Несуразно одетый, растерянный, зажатый парень лет двадцати доставал из потёртой папки и раздавал незнакомым арестантам календарики-иконки. Впечатление журналиста о пономаре было следующим: «террорист» с трудом завязывает себе шнурки, а собрать или активировать взрывное устройство он не смог бы даже после прохождения курса для юных подрывников.
На вопрос, действительно ли он занёс и установил в церкви бомбу, «террорист» отрицательно замотал головой. «Меня били поначалу... Потом перестали, когда подписал (явку с повинной. – авт.)», – сказал Евгений Федорченко.
Из России с приветом
4 октября 2011 года. Работницы запорожской школы №71 засыпают кровь взорвавшегося россиянина
Недавно в Запорожье случайно подорвался на собственной гранате российский неонацист. Напомним, что 4 октября на территории спортплощадки школы № 71, что в Орджоникидзевском районе Запорожья, прогремел взрыв. Как выяснилось, потерпевший, гражданин России Алексей Коршунов, одно время служил в российских спецслужбах, а также был членом радикальной московской группировки «Объединенные бригады-88». Установлено, что неонацист скрывался в Украине от российского правосудия. Коршунов находился в федеральном розыске по подозрению в причастности к совершению в Москве нескольких убийств. Оперативники побывали на квартире неонациста и обнаружили там три боевых пистолета и патроны.
Сейчас запорожской милицией расследуется уголовное дело по статье УК «Незаконное обращение с оружием, боевыми припасами и взрывчатыми веществами». Понятно, что дело закроют, поскольку преступник погиб. А вот прятался на территории Украины убийца или же приехал в наш город, чтобы совершить террористический акт — стражи порядка выяснять не собираются. И правда — зачем силы тратить?
В цивилизованных странах спецслужбы стараются держать на учёте людей, которые умеют обращаться со взрывчатыми веществами либо оружием. Понятно, что полностью угрозу теракта предотвратить невозможно. Но такая «профилактика» на порядок уменьшает вероятность угрозы. А наши правоохранители, когда речь идет не об учениях, а о настоящих взрывах, не могут не то что предупредить теракт, а даже найти исполнителей. Виновные по «делу Сталина» не выявлены, по взрыву в «Сильпо» – тоже. Как российский неонацист умудрился беспрепятственно ходить по городу с гранатой, также осталось загадкой. В общем, с защитой запорожцев от угрозы терроризма наши силовики явно не справляются.
Бомба из хозмага
Ацетон, перекись водорода и серная кислота – потенциальная бомба обошлась нам всего в 50 гривен
Интернет пестрит всевозможными «Настольными книгами террориста» и прочими пособиями по тому, как создать бомбу в домашних условиях из подручных средств. Есть даже несколько самых распространенных рецептов — в сети можно найти видеоролики, на которых изображен процесс изготовления и даже полевые испытания самодельной взрывчатки. Мы решили проверить, во сколько же обойдется бомба доморощенному террористу?
Один из самых простых способов — создание аналога пластита (тип химической взрывчатки). Ингредиенты к нему не являются труднодоступными или запрещенными — на запорожских рынках и в аптеках мы за час купили серную кислоту, ацетон и перекись водорода. Детонаторы тоже можно сделать в кустарных условиях, для этого достаточно обыкновенной лампочки, батарейки и, например, пульта от сигнализации автомобиля. Такую бомбу можно активировать одним нажатием кнопки, находясь в пятидесяти метрах от нее.
Конечно, бомбу собирать мы не стали — но рекомендации настолько просты, что в принципе это можно сделать за два часа без особого труда. Себестоимость бомбы, способной подбросить в воздух на пару метров легковой автомобиль, — около пятидесяти гривен. Чтобы создать детонатор, нужно потратить ещё столько же.
За консультациями относительно характеристик такой бомбы мы обратились к профессиональному подрывнику, бывшему служащему инженерно-саперных войск. «Изготовление в кустарных условиях сопряжено с большим риском — чуть не угадал с пропорциями, и можно запросто остаться без руки», – говорит Владимир Воронов (имя изменено. — ред.). Но тем не менее, обладая хотя бы базовыми знаниями химии, человек способен сделать взрывчатое вещество достаточно разрушительной силы.
Недотеррористы
Некоторые люди, желая сделать гадость окружающим, звонят в милицию с заявлениями о якобы заложенной где-то бомбе. Специалисты обязаны провести проверку по указанному месту, как бы нелепо ни звучало сообщение.
Так, в понедельник вечером в Энергодарский горотдел милиции позвонил мужчина и поведал, что на проспекте Энергетиков заминирована школа. Здание проверили — взрывчатку не обнаружили. А спустя несколько часов задержали «минера». Им оказался 35-летний житель города Каменка-Днепровская, который, будучи «под мухой», решил пошутить. Возбудили дело по статье «Заведомо ложное сообщение об угрозе безопасности граждан». Шутнику угрожает крупный штраф.
P.S.
Тенденция не радует: за последние полтора года в Запорожье уже прогремело достаточно взрывов, чтобы говорить о «террористической» славе нашего города по всей Украине. Весьма сомнительной славе. А те, кому положено эти взрывы предупреждать, пока не оправдывают надежды горожан.
По материалам законъ.com