Третья сила Луценко: против кого?
Как сообщалось ранее, выпущенный на свободу Юрий Луценко собирается создать движение «Третья республика». Недавно политологи провели круглый стол, на котором однозначно заявили, что это движение практически не имеет перспектив. По мнению экспертов, у электората сложилось уже интуитивное недоверие к тем политическим силам, которые предлагают себя как единственную и незаменимую партию с большими обещаниями. В этом есть доля правды. Однако стоит помнить, что порой подобные силы создают вовсе не для победы, а для провокации остальных политических сил. Возможно, по этой причине некоторые политологи уже объявили помилование Луценко не выполнением требований Евросоюза, а тактическим ходом Януковича. Такой вывод они сделали потому, что теперь на Украине вновь появилась очередная третья сила, которая вроде бы удалена от власти, но в то же время не дружит с оппозицией. Правда здесь следует учитывать важную деталь – против кого же сыграет эта политическая сила?
Не секрет, что появление третьей силы в любой стране всегда говорит не только о непопулярности и недееспособности власти, но и о непривлекательности и бестолковости оппозиции, которая не в состоянии предложить избирателю альтернативу гораздо более привлекательную, чем действующая власть. В то же время если политическая сила появляется с подачи или же с попустительства властей, то несомненно она очень смахивает на антиоппозиционный проект. Конечно, используя сложные политические технологии и изобретание третьих сил для того, чтобы расколоть оппозицию, власть лишь доказывает свою неуверенность в честном открытом противоборстве с оппозицией. Впрочем, изначально оппозиция и власть находятся в разном положении. Если власть уже правит и борется лишь за сохранение своих кресел, то оппозиция вынуждена бороться с давлением, а также думать о том, как добиться власти. Теперь же в борьбу за власть включится еще и третья сила. Однако вместе с оппозицией они пойдут совсем не в одной колонне, а порознь, что, несомненно, снижает их перспективу и уменьшает шансы на победу. Вне всякого сомнения, это можно зачислить в успех политтехнологов Банковой. В первую очередь это выгодно Януковичу, который выпустил Луценко.
Помилование политического заключенного несло серьезный удар оппозиционному триумвирату – Кличко, Яценюку и Тягнибоку, которым и так было непросто изображать единство на троих. Теперь же когда вышел четвертый – добиться власти оппозиционерам будет в четыре раза сложнее. Оказавшись на свободе, Луценко фактически очутился на пороге нового политического пути, однако с большой политической форой в один шаг, выравнивающий его с лидерами оппозиции. Даже если представить, что он постарается быть смиренным или сотрудничать с оппозиционерами в варианте 3+1, то он фактически уже сыграл ту роль, которую запланировала для него Банковая. Луценко спровоцировал поиск третьей силы хотя бы тем, что заявил о создании движения. Даже своим названием «Третья республика» демонстрирует украинским политикам суть, цель и методы деятельности. Это движение будет критиковать и власть, и оппозицию, забирая голоса и у тех, и у других. Однако более сильный урон будет причинен именно оппозиции. Эта «третья сила» сможет привлечь старых бютовцев, которые оказались не у дел после прихода Яценюка, а также после так называемого предательства Турчинова. Ведь не секрет, что старые бютовцы сетуют на распродажу мест в списке и Яценюком, и Турчиновым. По этой причине мастодонты майдана и вовсе не попали в парламент, а ведь им есть что сказать. Кроме того, в третью силу могут перебежать даже ударовцы, которые разочаровались непонятными уклонами своей партии то в либерализм Яценюка, то в нацизм Тягнибока. И даже свободовцы могут лишиться части соратников, которые стесняются чрезмерной или же наоборот недостаточной радикальности в отношении власти. Именно в этом сборе взглядов и призывов, а также мешанине из сторонников заключается не только сила, но и слабость «Третьей республики». Это маленькая копия нынешнего оппозиционного триумвирата. Но если у Яценюка, Тягнибока и Кличко свои партии с маломальской идентичностью, то когда разочаруются или сдрейфят будущие члены третьей силы, не знает никто. Если из оппозиционного союза выйдет одна из партий, то оппозиция не развалится, а если из третьей силы побегут ее члены, то эта сила просто исчезнет, тем более не имея серьезного финансирования сегодня вряд ли выживет хоть одна партия. Несомненно, полагает информационный портал job-sbu.org, этим воспользуются бизнесмены и олигархи, которые сначала вложат, а потом спросят.
Впрочем, третья сила, представляющая третий путь для электората выглядит привлекательно, но в тоже время разрушительно для нынешней оппозиции. Не так давно «Удар» пытался позиционировать себя третьей силой, с помощью чего и смог получить аж 13% голосов. Впрочем, вспоминается и другая третья сила – Тигипко со своей «Сильной Украиной». Именно они получили 13% на президентских выборах после чего, быстро и бездарно их потеряли. Впрочем, ударовцы могут посчитать, что с ними такого не будет и попытаться снова поиграть в третью силу, но тогда рассыплется оппозиционный триумвират. Несомненно после этого разбегутся и Батькивщина со «Свободой». Достаточно свободовцам престать изображать договаривающихся политиков, а вернуться к своему привычному фашиствующему облику, заняв нишу крайне радикальных правых, то «Батьивщине» ничего не останется кроме как отделиться. После этого власть сможет самостоятельтно выбрать для себя одного маленького противника, который будет играть то одной, то лругой рукой. Это может быть и «Свобода» справа, и Компартия слева, или же «Батькивщина», а может даже «Третья республика» Луценко. Главное, чтобы оппоненты были расколоты. Ведь власть монолитна, и кресло отдавать не хочет.
«Третья республика» будет привлекательна и для Евросоюза. Даже само ее появление сыграет свою роль в преддверии подписания ассоциации с ЕС. С ее помощью Украина станет более понятной для европейцев и превратится в страну с широкой политикой, где присутствует реальная альтернатива, а значит, появится стимул договариваться, ведь всегда есть шанс в случае провала Банковой подобрать другого партнера. Однако если власть выберет для соперничества третью силу и победит ее, то Банковая сможет предложить европейцам сотрудничество с собой за неимением альтернатив. И самое интересное то, что всю эту политтехнологическую цепочку придумали на Банковой, подбросив дрожжей в и без того раскаленный политикум. Результаты будут уже скоро.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org