Торговая блокада Донбасса – акция патриотов или игры политиков?
Продолжает набирать обороты история с блокадой Донбасса. И чем дальше происходит своеобразное противостояние активистов блокады и действующей власти, тем отчетливее виднеются все новые и новые «подводные камни» в этой блокадной эпопее.
Стоит отметить, что термин «блокада» уже настолько прочно вошел в обиход украинской общественности, что порой создается впечатление – прожить несколько дней без какой-нибудь блокады Украина просто не сможет. Может быть потому, что именно блокада стала единственным способом диалога между властью и оппозиционерами.
Блокада. Начало
Итак, 25 января «атошники» заблокировали отрезок железной дороги «Луганск-Лисичанск-Попасная». Прежде всего, необходимо сказать, что ветеранские организации участников, так называемой АТО, не только анонсировали свою акцию заранее, но и записали несколько видеообращений для Петра Порошенко еще в декабре 2016 года. Украинский президент не придал многочисленным ультиматумам никакого значения. Как показали дальнейшие события, очень зря.
Читайте также: Кто даст стране угля?
Протестующие «атошники» срезали часть рельсового полотна, затянули пути колючей проволокой, лишив, таким образом, возможность передвижения железнодорожных составов с Украины на Донбасс и в обратном направлении. Основными организаторами, идейными вдохновителями торгово-экономической блокады Донбасса стали народные депутаты Верховной Рады – Семен Семенченко, он же Константин Гришин, скандально известный Владимир Парасюк и Тарас Пастух.
С первых дней акции блокирования железнодорожного сообщения народные депутаты активнейшим образом делятся постами и видео на своих страницах в Фейсбук. Еще более активно просят помощи от неравнодушных украинцев на странице «штаба блокады». Еще бы, тут, как говорится, или пан, или пропал. Дело-то подсудное. Чем больший общественный резонанс, тем крепче депутатская неприкосновенность и гарантия не присесть на скамью подсудимых.
Впрочем, уже первая стычка под Бахмутом участников блокады с правоохранителями из донецкой национальной полиции показала, что ни депутатский мандат, ни статус «атошника» не спасут активистов в случае команды на разблокировку.
В том, что такая команда может поступить, сомневаться не приходится. Слишком многое поставлено на карту.
Еще совсем недавно украинскую общественность готовили к тому, что Украина вполне может обойтись без донецкого угля. Мол, спокойно можно закупать горючее за границей. Да, это будет дороже, но не можем же мы воевать с Донбассом и одновременно торговать с ним? Или все-таки можем? Министр энергетики Украины Игорь Насалик со всей ответственностью заявил – Украина торговать с бунтующим Донбассом не будет.
То есть в принципе, проблем быть не должно. Тем более, что весь уголь добывается на подконтрольных Украине шахтах. Не станет же целый министр так нагло врать…
Однако прошло всего несколько недель и последствия блокады уже стало сложно переоценить. О недопустимости дальнейшего блокирования канала поставки угля жителям Украины заговорили даже в американском посольстве Украины. Дипломаты обеспокоены тем, что прекращение поставок угля с неподконтрольных Киеву областей несет угрозу не только простым украинцам, но и целой энергетической системе государства.
Порошенко: есть два мнения – мое и неправильное…
Беспокоит блокада Донбасса и украинского президента Петра Порошенко. По его мнению, активисты вредят своими действиями в первую очередь Украине. Своим упрямством и уничтожением железнодорожного сообщения «атошники» не препятствуют контрабанде и отмыванию денег «на крови», а отрезают пути возвращения Донбасса под украинский контроль.
На самом деле, Петр Алексеевич прекрасно отдает себе отчет, что данную ситуацию необходимо максимально быстро уладить. Во-первых, на кону репутация главы государства. Будем откровенны, репутация уже основательно подмоченная и без блокады. Во-вторых, в сложившейся ситуации промедление может спровоцировать дальнейшее развитие событий явно не в пользу Порошенко. В-третьих, возникновение энергетического кризиса в стране, где итак уровень жизни далек от стабильного, наверняка приведет к непоправимым последствиям. В-четвертых, ничего личного – это бизнес. А заблокированная торговля несет огромные убытки.
Блокада Донбасса – акция патриотизма или политическая провокация?
Абсолютно прозрачная акция блокирования железной дороги, тем не менее, имеет много оттенков. В том числе меркантильных с политической точки зрения. Во-первых, стоит напомнить, что во главе всей этой акции стоят народные депутаты – Семен Семенченко и Тарас Пастух из «Самопомощи», Владимир Парасюк хоть и внефракционный, но очень дружный с Семенченко. Можно ли организованную блокаду считать своеобразным ультиматумом «Самопомощи» Петру Порошенко? Вполне возможно.
Во-вторых, полагать, что блокада была организована исходя из политических соображений, дает тот факт, что произошла она именно в разгар отопительного сезона, когда вариантов и времени для поиска альтернативы просто нет. Мол, решайтесь, Петр Алексеевич, на наши предложения, другого выбора у вас попросту нет. Смените, например, руководство национального банка и поставьте наших людей. А мы и железную дорогу разблокируем и украинцев убедим, что так надо.
Есть еще силовой вариант разгона, но тут может выйти загвоздка. Полиция подчиняется Арсену Авакову, который не входит в команду президента, а вооруженные силы, хоть и подчиняются пропрезидентскому министру Степану Полтораку, но тоже могут отказаться пойти против своих коллег «атошников».
https://www.youtube.com/watch?v=T7htDTq4Luc
Блокаде быть или не быть? Вот в чем вопрос…
Естественно, все тонкости сложившейся ситуации вокруг блокады Донбасса понимают и в команде Петра Порошенко, и в штабе оппозиционных сил. Не только хорошо понимают, но и вполне удачно используют для достижения собственных политических целей.
Вместе с блокадой торговля не прекратилась, она вышла на более высокий уровень. Это для украинского обывателя все, кажется простой картинкой: пришли украинские патриоты, заблокировали железную дорогу во благо страны и готовы стоять насмерть, чтоб простому украинцу жилось хорошо.
Патриотизм – эвсего лишь ширма, за которой происходит крупная игра политиков. Будет ли снята блокада? Несомненно. Как только закончатся торги между Петром Порошенко и организаторами блокады, как только договоренности удовлетворят обе стороны – блокада будет снята. А пока что каждый набивает себе цену.
Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org