Тимошенко может остаться без депутатов

494

В последнее время в украинском политикуме ходят слухи о возможном скором переходе в состав парламентского большинства ряда депутатов из оппозиционных фракций. Экс-премьер Юлия Тимошенко утверждает, что нардепам из ее политсилы ежедневно поступают предложения сменить фракцию за вознаграждение в 1-3 млн долл. В связи с этим МинПром решил выяснить, продолжится ли бегство депутатов из оппозиционных фракций и насколько власть заинтересована сегодня в этом процессе.

Председатель правления Центра прикладных политических исследований "Пента" Владимир Фесенко считает, что, делая подобные заявления, Ю.Тимошенко пытается объяснить прошлый и ожидаемый в будущем уход народных депутатов. "Есть ожидание того, что могут состояться следующие переходы, и для этого она и запускает подобную идею", – сказал он.

Вместе с тем В.Фесенко выразил уверенность, что у Партии регионов сегодня нет потребности в новых перебежчиках. "Во-первых, у них достаточно устойчивое большинство в 270 народных депутатов. Во-вторых, есть простой способ решения проблемы – не платить за переход в большинство, а договариваться с отдельными депутатами, чтобы они поддержали конкретный законопроект. Так дешевле и надежнее", – уверен политолог.

"Если вдруг не захотят коммунисты, литвиновцы или часть "тушек" голосовать, например, за пенсионную реформу, есть возможность договориться с отдельными депутатами во фракциях НУНС и БЮТБ, чтобы они проголосовали за этот законопроект", – пояснил он.

В то же время В.Фесенко не исключил возможного перехода части нардепов из фракции экс-премьера в состав большинства. "Отдельные колеблющиеся депутаты в БЮТБ есть. Посмотрите по голосованиям, кто либо не присутствует, либо не голосует вместе с фракцией", – сказал он, добавив, что тенденция сокращения фракции БЮТБ может быть не такой сильной в случае ослабления власти. Если же власть будет усиливаться и сможет решать возникающие политические, экономические и социальные проблемы, то оппозиционеры в дальнейшем продолжат присоединяться к большинству.

Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев также выразил уверенность, что сегодня у власти нет проблемы с парламентским большинством. "Теоретически есть проблема с конституционным большинством, для того чтобы принимать решения, требующие 300 голосов. Но это разовые акции и для этого не надо писать заявления, клясться в верности провластному большинству", – отметил он.

Политолог не ожидает массового перехода оппозиционных нардепов в состав большинства, но уверен, что единичные переходы будут иметь место. "Но это не столько инициатива власти, сколько выбор самих депутатов, которые просто хотят обеспечить себе надежное политическое будущее", – уверен он.

В.Карасев отметил, что сейчас таких нардепов немного, но по мере ослабления позиций Ю.Тимошенко их количество будет увеличиваться. "Тот, кто понимает, что не попадет в список Тимошенко, и должен, в случае изменения избирательного законодательства, идти по мажоритарному округу, ему нужна крыша. И этой крышей в мажоритарном округе может быть власть. Что нужно для этого сейчас? Подсуетиться, перейти на сторону власти, на сторону сильного, обеспечив себе определенные гарантии на будущее", – пояснил политолог.

В свою очередь политолог Дмитрий Выдрин считает возможным скорый переход нардепов из оппозиции в большинство. "Нынешний парламент создавался в основном по принципу товарно-денежных отношений и поэтому депутаты очень легко покупаются и продаются, – говорит он. – Большинство депутатов Тимошенко за деньги заходили в парламент, и если им предложат большие деньги, то они легко перейдут в другую фракцию".

Эксперт не исключил, что из фракции Ю.Тимошенко могут уйти все депутаты. "Но этот процесс не такой быстрый, поэтому к тому времени, когда фракция истончится до нуля, начнутся уже новые выборы", – сказал Д.Выдрин.

В то же время заместитель директора Агентства моделирования ситуаций Алексей Голобуцкий насчитывает всего 10-20 нардепов, которые могут присоединиться к большинству. "Есть предел в оппозиции – 110-120 депутатов – которые никогда ни при каких условиях не перейдут в большинство", – уверен политолог.

По его убеждению, для многих оппозиционеров переход в большинство не актуален. Они рассчитывают пройти на следующих выборах в парламент по спискам своих политсил или же по мажоритарным округам, заручившись их поддержкой. Кроме того, политиков сдерживает и падение рейтинга Партии регионов и власти в целом. "Я думаю, что это многих заставит задуматься, стоит ли делать такие движения", – полагает А.Голобуцкий.

Говоря о переходах депутатов по фракциям, эксперт выразил уверенность, что законодательные запреты не могут остановить этот процесс. "Запретить, императивный мандат, наказания – это все бред. Это в первую очередь вопрос политической культуры. В большинстве демократических стран мира нет нормы, запрещающей переход по фракциям, просто там для любого нормального политика такой поступок означает политическую смерть", – отметил А.Голобуцкий, добавив, что политсилы должны тщательнее подбирать кандидатов в депутаты, руководствуясь при этом в первую очередь идеологией, а не деньгами или преференциями.

В то же время В.Карасев рассматривает проблему перебежчиков более широко. "Это касается не только парламента, но и структуры общественной жизни в целом, – подчеркнул он. – Отсутствие независимого справедливого суда подвигает бизнесменов избираться в парламент, чтобы защищать свой бизнес. Но даже и в этих условиях депутатский иммунитет не обеспечивает полной защиты, и депутат вынужден еще дополнительно застраховываться переходом во фракции, находящиеся на стороне власти".

Теоретически запрет на переход по фракциям можно ввести с помощью императивного мандата. Однако это будет нарушением прав депутата, поскольку он должен выражать не только позицию своей партии, но и позицию всех избирателей, считает политолог. "Во-первых, нужно вернуться к Конституции, где четко закрепляется структура парламента на коалицию (власть) и оппозицию. А во-вторых, сделать так, чтобы депутат нес политическую ответственность. Главную роль принадлежности депутата к той или иной политической силе должны играть идеология, идея, ценности и приоритеты. А если депутат "крышует" свой бизнес, он всегда вынужденно будет на стороне сильного", – резюмировал В.Карасев.

minprom.ua