Теневой прейскурант для депутатов
Не секрет, что, желая добыть заветную депутатскую корочку, многие кандидаты в Верховную Раду пускаются во все тяжкие, активно пользуясь черными политтехнологиями. Для этого будущие депутаты не скупятся на организацию теневых выборных штабов (см. иллюстрацию), где работают специалисты, владеющие изощренными методами очернения конкурентов. «Сегодня» встретилась с опытным черным PR-технологом, который раскрыл нам некоторые секреты кухни теневых выборных штабов.
За плечами одессита Владимира Л. — руководящие посты в теневых выборных штабах кандидатов во власть, на политдистанции он с 2001 года. По словам нашего эксперта, почти все методы, которыми пользуются в таких штабах — на грани закона. Поэтому имя политтехнолога изменено.
«У всех кандидатов в депутаты функционируют официальные выборные штабы. Но эти ребята очень сильно ограничены законами и не могут заниматься тем, что выполняет теневой штаб. Главная задача последнего — выигрыш своего кандидата. Для достижения этой цели пользуются любыми методами очернения конкурента и подъема рейтинга своего кандидата. Единственное табу — откровенная уголовщина — физическое насилие и убийства конкурентов. Но есть и такие политтехнологи-фрилансеры, которые вовсю пользуются услугами бандитов», — поясняет Владимир Л.
Кстати, по словам эксперта, в функции теневиков также входит тренинг для заказчика-кандидата. «Если человек косноязычный или не умеет вести себя на людях, то для него нанимают преподавателей. Они учат его правильно говорить, одеваться и вести себя», — говорит PR-щик.
ХУДОЖЕСТВА В БЮЛЛЕТЕНЯХ. «Главные люди на выборах — те, кто считает бюллетени», — кратко формулирует наш источник. Поэтому первая цель теневого политтехнолога — заручиться поддержкой членов избирательных комиссий. «Легче всего, если кандидат имеет админресурс. В избирком вводятся свои люди, как правило, бюджетники-учителя или работяги завода (в зависимости от сферы, в которой имеет влияние кандидат). Помимо того, что их сначала психологически накачивают их руководители, суля неприятности за неправильные результаты выборов, с ними заранее начинают работать теневые штабы, проще говоря — подкупают, — рассказывает Владимир Л. — Со многих берут расписки о полученных суммах. За эти деньги председатели и члены избиркомов будут фальсифицировать подсчет голосов, а если результат получится неправильный, то их задача потерять или украсть часть бюллетеней».
Свои члены комиссий перед выборами проходят тренинги. Каждому — определяют свою роль. Например, «художники» портят бюллетени чужих кандидатов. «При пересчете бюллетеней они незаметно рисуют огрызком карандаша, зажатым в кулаке, дополнительные крестики и галочки, тем самым делая их недействительными. Другие свои члены избиркомов в это время отвлекают внимание наблюдателей и чужих членов комиссий», — говорит политтехнолог.
«СКАНДАЛИСТЫ» И «МАЯКИ». Еще одна теневая роль — «скандалист» или «эпилептик». Такие функции, по словам нашего собеседника, чаще всего достаются женщинам. В нужный момент «скандалистка» затеет громкую ссору с остальными членами комиссии или упадет в обморок. В это время теряются протоколы и неправильные бюллетени, а также происходят другие махинации. Более сложная функция — «сидеть на маяках», принимая своих избирателей, которые голосуют за мертвые души или жлобов (так сами теневики называют избирателей, которые никогда не ходят на выборы).
Фамилии последних известны сотрудникам теневых штабов по избирательным спискам прошлых лет. Хитрость состоит в том, чтобы назначенные избиратели регистрировались у своих членов избиркомов. Узнать последних можно по тайным «маякам» — шарфикам, косынкам или украшениям. Так же определяют своих членов избиркомов и «карусельщики» — те, которых возят по участкам, чтобы вписать галочку в чужой бюллетень.
ВНЕ ЗАКОНА. По мнению юристов, за подкуп избиркомов и фальсификацию результатов выборов привлечь к ответственности практически невозможно. «В УК есть статьи — 157, 158, 158 (1,2), по которым за преступления на выборах грозят от 1 до 4 лет за решеткой. Но пока в нашей стране еще не было прецедентов, чтобы кто-то сел в тюрьму. Поэтому, если фальсификации и раскрываются, то в худшем случае это грозит судебным пересмотром результатов выборов, — поясняет одесский юрист Игорь Завальнюк. — А за черные пиар-технологии предусмотрена статья о клевете. Но и в этом случае доказать чей-то злой умысел сложно. Как правило, по таким случаям попавшихся исполнителей только привлекают к админответственности и штрафуют».
По материалам segodnya.ua