Татьяна Чорновол: Почему с горя напился Юрий Бойко

607

Победа Майдана в Верховной Раде — введены рентные платежи на добычу газа.

Я горжусь, что 28 декабря голосовала за правительственные законопроекты. Сколько манипуляций и обливания грязью в информационном пространстве — и вот я впервые после победы Майдана смогла себе сказать, что живу не зря, что я полезна для страны.

В частности, я была счастлива, что выполнила обещание, которое давала во время выборов — в Верховной Раде буду ломать легальные коррупционные схемы, которые грабят страну на миллиарды.

Моя роль была невелика — я только нажимала кнопку. Однако я была не одна. Рядом голосовали те, с кем плечо-к-плечу я была на Майдане во время смертельной опасности, когда решалась судьба страны. (Против — в большинстве своем те, которых я не видела ночью 18-19 февраля, когда начали расстреливать Майдан). Поэтому эти голосования — это даже не заслуга депутатов, это — воля Майдана.


Искренне говорю — не думайте, что все было зря, мы многого добились. Благодаря Майдану впервые в истории Украины олигархи не имеют армии лоббистов в Верховной Раде. Впервые олигархи получили поражение. Впервые правительство конкретно залезло в карманы к олигархам.

Даже к тем, которые продолжают манипулировать политиками. Голосование 28 декабря показало, хотя группа «РосУкрЭнерго» остается влиятельной и имеет депутатов почти во всех фракциях (в частности, против правительственных инициатив голосовали близкие к Фирташу «ударовцы» в БПП) однако группа не смогла защитить свои сверхприбыли. Именно поэтому Юрий Бойко напился прямо в Верховной Раде.

А теперь расскажу об одной конкретной схеме грабежа государства, которую мы сломали и от чего пострадали интересы личного кармана Юрия Бойко.

Мы проголосовали за введение единой ставки рентных платежей на добычу природного газа (предназначенного не для потребностей населения) с глубины залегания до 5 км — 55%, и 28% — при залегании глубже 5 км. Также принято решение, что для компаний, добывающих газ в рамках договора о совместной деятельности, рентная ставка будет поэтапно поднята до 70%.

Объясняю, для чего это было нужно.

Государственный сегмент добычи газа в Украине достаточно велик. Смотрите на табличку за 2013 год: из 21 млрд. кубометров газа, который добывался в Украине, государственные компании, которые должны продавать газ населению, добыли почти 72%, а те, которые контролируются частными собственниками и имеют возможность продавать газ промышленным потребителям — 28%.

А теперь обратите внимание: государство реализовало газ населению на сумму 5,5 млрд. грн., а компании, которые контролируются частными собственниками — промышленным потребителям на 28,7 млрд. грн.

То есть, государство имело в два с хвостиком раза больший объем добычи, а получало доходов в 5 раз меньше! Это — мега-грабеж государства! Поэтому этот вопрос был поднят на заседании правительства еще в апреле этого года. Кабмин подал в Верховную Раду законопроект об увеличении рентных платежей, чтобы ситуацию исправить. Однако предыдущая Верховная Рада, где нардепами были как сами газовые бароны, так и легион их лоббистов, проголосовала только за незначительное повышение ренты. Только сейчас новоизбранная Верховная Рада поддержала радикальное повышение рентных платежей, и я горжусь, что была среди тех, кто голосовал.

А теперь опишу, каким образом газовые бароны грабили страну и получали мега-прибыли, а государственные компании едва сводили концы с концами.

Дело в том, что государственные компании продают газ для населения по тарифам, которые фактически равны себестоимости газа, а частные компании продают тот же украинский газ — промышленному потребителю по импортным (рыночным — А) ценам.

Причем, преимущественно газовые бароны получали в собственность или пользование функционирующие государственные скважины. То есть, практически не вкладывая ни копейки, можно было получать сверхприбыли. И вместо того, чтобы вкладывать заработанные средства в разведку и бурение новых скважин, украинские шейхи давали взятки чиновникам, чтобы присваивать новые государственные скважины. И так далее, по замкнутому кругу.

Сверхприбыли формировались из того, что частным фирмам, в отличие от государственных, не нужно было отпускать газ на нужды населения по низким тарифам. Ведь согласно украинскому законодательству газ разрешается продавать промышленному потребителю, если в добывающей компании доля государства составляет менее 50%.

Именно для этого и функционировала легальная коррупционная схема под названием «договор о совместной деятельности».

Была, например, стабильная газовая скважина, с мощным выходом газа, которая принадлежала государственному ОАО «Укргаздобыча». Однако заинтересованным лицам не составило труда в документах нарисовать, что скважина нуждалась в капитальном ремонте, и для ремонта государственная компания привлекала частного инвестора.

Подписывался договор о совместной деятельности — приход инвестора уменьшал долю государства менее 50%, и газ можно было легально продавать промышленному потребителю по импортным ценам. Это была стабильная мега-прибыль. Таким образом были украдены сотни государственных скважин.

Были другие, просто-таки дикие схемы, которые позволяли на раз-два становиться украинским газовым шейхом за счет государства.

У меня есть копия договора, согласно которому государственная «Укргаздобыча» продало товар ООО «Природные ресурсы +». Этот «товар», только вчитайтесь! — «нематериальный актив «Право пользования скважинами № 11 и № 12 Бабчинского месторождения». Товар был продан по цене всего за 450 000 грн. за штуку с НДС. А еще — обратите внимание! — скважины были впопыхах проданы вскоре после расстрела Майдана 26 февраля 2014 года.

Описанные выше схемы — наглый, однако легальный, грабеж государства.

Из фирм, работавших по схеме «договоров о совместной деятельности» с государственной «Укргаздобыча», наибольшая добыча газа приходилась на ООО «Карпатыгаз» — 692 млн. куб. м. в 2013 году. Эту фирму контролировал и продолжает контролировать Бойко-Фирташ. Еще одна структура, которую контролирует Бойко — ООО «Хас» в 2013 году добыла 76 млн. куб. м. (В этой структуре также есть доля Азарова).

Именно поэтому, когда Верховная Рада проголосовала за поднятие рентной ставки до 70% для этих компаний, Бойко с горя напился.

Кстати, подавляющее большинство частных предприятий, которые имели договоры о совместной деятельности с «Укргаздобычей», приносили прибыль семье Януковича, этот бизнес контролировали известные общественности менеджеры Семьи.

В частности, близкой к Курченко — Кацубам является НПФ «Технопроект», которое в 2013 году добыло 115 млн. куб. метров газа.

За «Фаворит систем» торчат уши Эдуарда Ставицкого. Эта компания в 2013 году добыла 94 млн. куб газа. Также Ставицкий с покойным министром экологии Джарты в 2007 году, в то самое время, когда они же организовывали для Януковича отчуждение «Межгорья», также «роздерибанили» для Федоровича и недра.

В частности, создали и выдали лицензию на добычу газа компании «Надра Геоцентр». Теперь это считается собственностью газового барона Онищенко (Кадырова), хотя на самом деле он долгое время лишь прикрывал интересы Януковича. Эта компания в 2013 году добыла 30 млн. куб. газа.

Считаю, что в этом году менеджеры Януковича уже не делятся со своим боссом, однако государству от этого ни тепло, ни холодно.

Мне лично все равно, кто будет контролировать компании, добывающие газ по договорам о совместной деятельности. Неважно, будет ли это менеджер Януковича Ставицкий, или этот бизнес у него отберет вилами Ляшко. Для меня главное в этом вопросе — интересы государства, ведь это украинский газ; ведь скважины, которыми пользуются частные фирмы по договорам о совместной деятельности — государственные.

Поэтому мне было так важно голосование за увеличение до 70% рентной ставки за добычу газа для компаний, добывающих газ в рамках договора о совместной деятельности. И пусть теперь эти компании контролирует, кто угодно, потому что теперь государство получит свое. И я горжусь, что среди депутатов, которые за это проголосовали, была и я.

По расчетам Минфина только для ПАО «Укргаздобыча» это даст дополнительный доход более 10 млрд. грн. И это еще не все миллиарды. Далее напишу, какие схемы «отжима» миллиардов из доходов государства мы еще разрушили голосованием в Верховной Раде.

Почему в информационном пространстве почти нет поддержки нашим действиям — также понятно: группа «РосУкрЭнерго», которая пострадала, контролирует не только Интер, но целый перечень других СМИ. Также увеличение рентной ставки забирает мегаприбыль у газодобывающих кампаний, подконтрольных Коломойскому и Пинчуку, а они также контролируют влиятельные СМИ.

Нас есть за что критиковать, но разве то, о чем я пишу, не победа?

По материалам: argumentua.com