«Судьи Майдана» — недосягаемы

573

sudji majdanaНи один судья, обвиняемый в преследовании активистов Майдана, за два года так и не был осужден за вынесение неправомерных решений. Максимальное наказание, которое они получили, — увольнение.

Судебная реформа в Украине рискует стать самой трудной для воплощения. Законы, недавно принятые Верховной Радой, еще не вступили в силу, а борьба против конкретных персоналий, которые уже являются символами коррумпированности системы, не дает желаемого эффекта. Практика показывает: иногда задержать судью труднее, чем народного депутата. Во время событий Евромайдана судьи системы отличились большим количеством неправомерных решений в отношении активистов, принимавших участие в протестах. Здесь речь идет и о незаконных арестах, и о рассмотрении производств, связанных с автомайданом (как известно, тогда у участников автопробегов в «Межигорье» через суды отбирали права на управление транспортными средствами), и о запрете мирных собраний. Иногда судьи даже формально пытались оправдать абсурдность своих решений. А Высший совет юстиции зафиксировала случаи, когда суды брали людей под стражу без указания каких-либо законных оснований для этого.

После побега Януковича запрос на обновление системы правосудия был одним из главных. И первыми в очереди на законное наказание должны были стать именно те ​​работники судов, которые были причастны к преследованиям активистов. Тем более, что в апреле 2014 года Верховная Рада приняла Закон «О восстановлении доверия к судебной власти в Украине». Документ, в частности, предусматривал создание при Высшем совете юстиции временной спецкомиссии для проверки судей. Комиссия должна была в течение года рассмотреть заявления граждан об индивидуальных проверках судей. Однако из-за отсутствия кворума этот специализированный орган смогли собрать почти через год — только в марте 2015-го. В результате срок полномочий ВСК пришлось продолжить. Еще через год, в июне 2016-го, ВСЮ прекратил деятельность комиссии. За время своего существования она смогла рассмотреть заявления по 63 судьям. Среди них были и те, кто участвовал в преследовании майдановцев. В отношении пяти из них проверку прекратили. Что касается остальных, то комиссия направила свои выводы в ВСЮ и Высшую квалификационную комиссию судей, которые и должны решить их судьбу.
По словам адвоката Романа Маселко, который занимается производствами в отношении судей, выносивших неправомерные приговоры, только в деле Автомайдана таких персонажей насчитали 147 человек. В целом же их, по его информации, может быть вдвое больше — 300 человек. Адвокат добавил, что сейчас в Украине продолжается два параллельных процесса, связанных с «судьями Майдана».

«Первый процесс — это их увольнение. Речь идет о дисциплинарной ответственности, применяемой Высшиим советом юстиции на основании Закона „О восстановлении доверия к судебной власти“. Сейчас он еженедельно рассматривает дела в отношении таких судей. Если ВСЮ решает, что судья нарушил присягу во время рассмотрения дел Майдана, то направляет представление президенту или Верховной Раде, которые уже принимают окончательное решение. Сегодня большинство дел находится на стадии открытия производства», — рассказал Маселко Тижню.

Он добавил, что в августе ВСЮ будет в отпуске, поэтому заседание возобновятся только в сентябре. Впрочем, ему стоит поспешить: срок давности для вынесения им решений по «судьям Майдана» истекает в январе — феврале 2017 года.

«Второй процесс — это привлечение судей к уголовной ответственности. Решение судей во времена Майдана содержат признаки преступления, предусмотренного ст. 375 Уголовного кодекса (вынесение заведомо неправосудного решения). Наказании за него — от пяти до восьми лет лишения свободы. То есть это тяжкое преступление. По моему мнению, судьи, принимавшие такие решения, ничем не отличались от беркутовцев, которые калечили активистов», — отмечает Маселко.

По его информации, сейчас расследуются факты давления на судей и вмешательство в автоматизированную систему документооборота. Маселко добавил, что руководители Администрации президента Януковиче могли непосредственно контролировать судей и отдавать им соответствующие приказы. А большинство из тех, кто ретранслировал распоряжение Банковой, до сих пор на своих местах. Скажем, тот же судья Апелляционного суда Черкасской области Владимир Бабенко, который до сих пор является председателем суда. Или председатели Оболонского, Голосеевского, Дарницкого судов Киева.
«К сожалению, на сегодня прогресс в этих делах незначительный. Когда мы обсуждали производство в отношении судей с новым генеральным прокурором Юрием Луценко, то вроде бы договорились, что этим направлением будет заниматься целая группа следователей и они будут иметь все возможности и карт-бланш для надлежащего расследования. Но, честно говоря, я совсем не почувствовал какого-то оживления в этих делах. По моей информации, на сегодняшний день подозрение объявлено только 13 судьям, а в суд передано семь дел. При этом в одном из них (в отношении судьи Киево-Святошинского районного суда Киевской области Владимира Лысенко) уже есть оправдательный приговор. Что касается других судей (в частности, всем известных Оксаны Царевич и Виктора Кицюка), то дела находятся на начальных стадиях», — добавил Маселко.

Интересен также и тот факт, что эти судебные производства рассматривают лица, которые в свое время принимали решения против активистов Майдана. Так, дело одиозной судьи Царевич рассматривает судья Владимир Бугель, дело Кицюка — Олег Линник. Поэтому говорить об объективных решениях, которые должно увидеть общество в результате, не приходится.
В то же время, как отмечают активисты, есть много дел, в которых еще не открыто производство в ВСЮ. По состоянию на август 2016-го, на рассмотрении в Высшем совете юстиции находилось более 270 заявлений на «судей Майдана», однако рассмотрели из них едва 20%. К тому же до сих пор нет полной сводной информации обо всех судьях, принимавших решения в отношении активистов. Поэтому можно предположить, что ни прокуратура, ни ВСЮ не знают обо всех случаях нарушений закона служителями Фемиды.

Еще одним представителем «судей Майдана» является печально известный Николай Чаус из Днепровского райсуда Киева. Во время революции он накладывал административные взыскания на активистов по сфальсифицированным документам ГАИ. Спецкомиссия, которая проверяла судей, увидела в его действиях нарушение присяги и передала свое заключение в ВСЮ. Однако на этом этапе процесс остановился. Высший совет юстиции решил, что Чаус имеет право и дальше занимать свой ​​пост.
После этого одиозный судья дважды попадал под прицел медиа. Сначала как судья в процессе над Геннадием Корбаном, а недавно как «судья с банкой» (НАБУ при обыске выявило на заднем дворе дома Чауса две стеклянных банки с долларами. — Ред.).

Как отмечает Маселко, за два с половиной года после победы Революции достоинства удалось уволить менее 10% судей, принимавших решение против майдановцев.

«На данный момент есть представление об увольнении 30 судей. Фактически уволено только 8. С одной стороны, это очень плохой результат. А с другой — даже этот результат был немыслимым в начале 2014 года. Еще месяц назад не было понятно, какую позицию займет Верховный Суд и не всстановит ли он судей. Теперь уже все поняли, что значительная часть „судей Майдана“ все-таки будет уволена», — говорит он.

Речь идет о решении Верховного Суда от 12 июля о подтверждении права ВСЮ увольнять судей. До этого Высший админсуд массово восстанавливал судей в должностях. Так, из 30 судей, в отношении которых ВСЮ решил внести представление об увольнении, 29 обжаловали решение. И ВАСУ удовлетворил их иски. Однако, как заверил Маселко, пока нет ни одного судьи, который получил бы окончательное решение о восстановлении в должности после увольнения.
Если хотя бы часть судейского корпуса удалось уволить, то ни один виновный пока не привлечен к уголовной ответственности. В то же время наказание конкретных судей, виновных в преследованиях людей, является лишь частью общего процесса восстановления доверия к системе правосудия. Другим важным вопросом без ответа остаются причины, которые привели к превращению судов в конвейеры по вынесению неправосудных решений в 2013-м и в начале 2014-го.

Председатель Высшего совета юстиции Игорь Бенедисюк в начале июня признал, что в судебной системе является «системные недостатки», однако главной причиной массовых решений против активистов он назвал неопытность.

«Могу однозначно сказать, что ВСЮ пытается уйти от ответа на ключевой вопрос: почему судьи массово начали нарушать присягу и выносить неправосудные решения? Всем известно, что это было обусловлено давлением на них и прямыми указаниями власти. О таких фактах ВСЮ сообщила Генеральная прокуратура. Однако Высший совет юстиции не хочет фиксировать и признавать это. Иначе придется как-то реагировать. По нашему же мнению, это главное, что должен сделать ВСЮ: не просто наказать конкретных судей, а установить причины их действий и принять меры для устранения тех причин, чтобы подобная ситуация не повторялась, а судьи были действительно независимыми и подчинялись только закону», — отметил Маселко.

Если продолжать разговор о проблемах, то в тех же судах, где раньше отправляли за решетку майдановцев, сегодня рассматривают дела по обвинению в преступлениях против этих самых майдановцев. В ряде эпизодов на такой конфликт интересов указывает даже прокуратура. Ведь в основном позиция Фемиды по истории с активистами сформировалась еще в 2014-м. Поэтому те суды не должны рассматривать обращения, касающиеся событий Революции достоинства. Скажем, в мае этого года обвинение просило изменить подсудность дела о нападениях на активистов Автомайдана 23 января 2014-го, где обвиняемым проходит руководитель роты «Беркута» Анатолий Логвиненко. Основанием для такого ходатайства стало то, что многие судьи Оболонского райсуда Киева выносили решения против Автомайдановцев. Аналогичная история повторилась в Дарницком райсуде столицы уже в августе.

По материалам: argumentua.com