Судьба батальонов Майдана в Украине

1 110

Похоже, в Киеве всерьез решили разобраться с бесконтрольностью добровольческих батальонов. Минобороны собирается взять под контроль все эти военизированные подразделения. Мало того в Киеве бригады Коломойского стали считать реальной политической угрозой. Все эксперты сходятся в едином мнении, что серьезную угрозу для АТО эти подразделения не представляют. Однако в вопросах передела власти она с легкостью сыграют свою роль.

Совсем недавно появилась информация о том, что добровольческие отряды и вовсе ликвидируют. Однако практически сразу министр МВД Аваков заявил, что не позволит этого делать, затем было объявлено, что добровольческие батальоны все же останутся, но перейдут в подчинение армии и пополнят состав регулярных частей. Министр обороны Степан Полторак сообщил, что переход этих батальонов в состав армии поможет контролировать их деятельность.

Данные подразделения появились еще весной и юридически и так подчинялись министерству обороны. Тем не менее, на деле это были самостоятельные частные армии, которые занимались отнюдь не боевыми действиями. Так в сентябре правозащитники из Amnesty International представили свой доклад, согласно которому батальон «Айдар» занимался военными преступлениями, но в Киеве этого не заметили. Вернее заметили не сразу. Реакция украинских властей последовала лишь тогда, когда члены «Айдара» сами прибыли в Киев и тогда уже прокуратура потребовала дать под стражу ряд бойцов батальона, которые, не только используя оружие, пытались захватить дома киевлян, но также оказывали сопротивление милиции.

Кто защитит Украину?

Позднее прокуратура неоднократно заявляла о правонарушениях со стороны батальонов Майдана. Например, прокурор Киева Юлдашев даже предупредил, что преступления, совершаемые в Киеве представителями разных батальонов, не останутся безнаказанными. Так, например, только по вопросу незаконного оборота огнестрельного оружия за полгода открыто полтысячи дел. Кроме того, те же айдаровцы занимаются и банальным рейдерством в пользу определенных структур. В качестве примера Юлдашев привел захват вертолетной площадки Януковича. Тем не менее, прокурор оговорился, что готов идти на контакт с комбатами этих подразделений с целью прекратить махновщину в столице. В прокуратуре уже неоднократно называли айдаровцев угрозой для страны, а также серьезно опасались, что эти бойцы могут устроить революцию. По сути это уже внутренняя угроза со стороны совершенно непредсказуемых людей.

Немало проблем доставляет и отсутствие единоначалия, ведь в структуре этих батальонов нет четкого командования и подчиненности каких-то ведомствам. Например, батальон «Донбасс» подчиняется не министерству обороны, а Нацгвардии и как следствие министерству внутренних дел. Батальон «Азов» входит в структуру УВД Киевской области и его курирует Аваков. Зато батальоны «Правого сектора» и добровольческий украинский корпус подчиняются штабу АТО, но по факту ими управляют только их собственные лидеры из правых радикалов. Непонятное командование также у батальонов «Украина» и «Слобожанщина», а вот батальон «Рух опору» создала по сути Тимошенко. Причем только по официальным данным в него входит 6000 вооруженных боевиков. Несколько месяцев назад точно такой же была численность всей армии ЛНР. Также примечательно что «Рух опору» финансируется из источников некоего благотворительного фонда. То есть реальный спонсор неизвестен. Вне всяких сомнений даже 6000 боевиков – это очень весомая сила, способная если не устроить Майдан-3, то, как минимум, развязать еще не одну войну. Кроме того, даже юридически неизвестно кому эти батальоны подчиняются.

Очевидно, что подчинение их силовым министерствам носит формальный характер так как на их содержание у государства попросту нет денег, ведь не хватает средств даже на регулярную армию. По факту добровольческие батальоны финансируют олигархи, которые и являются их реальными хозяевами. Так, например, батальоны «Азов», «Айдар», «Днепр-1» и Днепр 2 спонсируются Коломойским. Также неоднократно Коломойскому приписывали финансирование Правого сектора». Существуют и некоторые бригады добровольных народных дружин, так называемые ДНД, которые финансируются «Метинвестом» Ахметова. Эти группировки занимаются патрулированием Мариуполя совместно с другими батальонами. Батальон «Донбасс» по утверждению Семена Семенченко финансируется добровольными пожертвованиями, то есть не за счет государства, а за счет какого-то хозяина, который вносит наибольшее количество средств.

Впрочем, служба за деньги характерна не только лишь для батальонов, но и для армии. Примечательно, что теперь граждан, которых призывают в армию, вынуждают приобретать все снаряжение и обмундирование за собственные средства. От государства предоставляется лишь оружие, которое ввиду крайне длительных сроков хранения не отличается надежностью. В результате даже регулярные части украинской армии вынуждены превращаться в наемников. Так, например, 25 аэромобильная бригада юридически представляет Вооруженные силы и подчиняется главнокомандующему, то есть президенту, но по факту хозяином этой бригады является Коломойский, который ее финансирует.

Впрочем, у государства пока нет выхода из сложившейся ситуации, так как четвертой волны мобилизации пока не предвидится. Но даже если б она была – найти добровольцев уже не так просто. Воевать за интересы крупного бизнеса никто не хочет. Зато формирование территориальных батальонов входит в нынешний мобилизационный план. Однако при этом такую мобилизацию теперь проводят не военкоматы, которые также не стремятся выполнять свои функции и принимать участие в гражданской войне. Так, например, батальон «Айдар» собирался другим путем, по сути, не через военкомат, а через своих командиров, которые отбирали своих бойцов и решали, кого принимать. Впрочем, территориальные батальоны обороны все же задействуют ресурсы мобилизации через военкоматы. Как ни странно в таких батальонах служат не добровольцы, а мобилизованные, которые, тем не менее, очень часто являются непрофессионалами. Из-за того что мобилизационная структура фактически разрушена опытные военнослужащие запаса не призываются, а вместо них повестки приходят тем, что не только не хочет воевать, но даже боится. Из этого правила есть исключения, как например 20 батальон Днепропетровской области или 11 батальон из Киева. Формируются и резервные батальоны Нацгвардии, куда включают в основном добровольцев. По официальным данным в батальон Нагцвардии входит всего 460 человек. Не правда ли, смешная цифра по сравнению с батальоном Тимошенко?

Поначалу все эти батальоны вообще предлагалось распустить, но Аваков потребовал подчинить их ему. По мнению экспертов до сих пор угроза полувоенного переворота была небольшой как раз потому что батальоны принадлежат разным олигархам, между которыми пока действует своеобразное перемирие. Создавать все эти военизированные группировки было довольно просто. Гораздо сложнее оказалось с ними попрощаться, так как основной целью создания мини-армий была защита интересов олигархов. Теперь сделать из этих бригад более-менее серьезные батальоны защитников Украины не получится. Они так и останутся банальной уголовщиной. Какие бы усилия не прикладывал Порошенко для того чтобы взять под контроль всю эту разношестную вооруженную группу людей, у него попросту ничего не получится. Поступая на службу к олигархам, батальоны имели цель защищать хозяина, а заодно грабить и убивать. Их такое положение устраивает. Если Порошенко попытается их ликвидировать, то не только встретит недовольство, которое еще можно было бы проигнорировать но и прежде всего возмущение пресловутых хозяев батальонов. В первую очередь препятствовать станет сам Коломойский, в результате подобные межолигархические конфликты могут привести к большим криминальным разборкам. Тем не менее, у Порошенко нет другого выхода, кроме как уже сейчас попытаться действительно стать президентом и взять под контроль абсолютно все и в первую очередь монополию государства на насилие.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org