Структура и специфика олигархии
Взглянем, что же происходит в политических системах-олигархиях на микроуровне — например, на уровне типичного украинского райцентра, в котором проживают несколько десятков тысяч человек.
«То, что находится внизу,
соответствует тому, что находится вверху,
и то, что находится вверху,
соответствует тому, что находится внизу,
чтобы творить чудеса единой вещи».
Герметичный принцип Соответствия
По классическому определению, олигархия — это политический режим, при котором власть (политическая, экономическая и др.) принадлежит небольшой, закрытой и тесно сплоченной группе лиц, например — военных, крупных собственников, финансистов и т.д.. Древнейшими из известных исследователей олигархии были Платон и Аристотель, которые определяли ее как власть немногих.
Согласно основам системного анализа, надсистемные (эмерджентные) свойства социальных систем определяет их структура. Это справедливо как для социальных систем на уровне обществ, стран, цивилизаций, так и для отдельных организаций различного масштаба и направления деятельности.
В соответствии с классическим определением олигархии рассмотрим ее как социальную систему. И определим присущий ей тип организационной структуры в динамике — в процессе функционирования.
Обычно олигархии рассматриваются на той стадии процесса их развития, когда члены «тесно сплоченной группы лиц» сотрудничают и кооперируются для достижения коллективных целей за счет интересов конкурирующих групп такого же типа, собственного общества и/или других, обществ менее развитых стран.
Отметим, что в информационном обществе олигархия получила новый инструментарий для консервации своего владычества — манипулятивное психогенное влияние на социум через специально структурированные информационные потоки из средств массовой информации, агрессивную целенаправленную рекламу для формирования интересов и желаний потребителей или электората, информационные агрессии для получения контроля над ресурсами других обществ и т.д..
Очевидно, что тесные взаимоотношения и сплоченность обеспечиваются неформальными отношениями между относительно равноправными участниками олигархической группы, в процессе которых происходит выработка и принятие групповых решений, направленных на реализацию коллективных интересов. Принятые консенсусом групповые решения реализуются формальными, иерархически структурированными организациями, являющимися подконтрольными участникам «тесно сплоченной группы лиц».
Таким образом, олигархические группы используют неформальный способ выработки и принятия решений, который юридически не регламентируется, его невозможно зафиксировать и сделать прозрачным и открытым, установить конечные цели участников и их коллективную стратегию. В результате этого процесс выработки и принятия решений в олигархической группе является защищенным от законодательства, от воздействия конкурирующих групп такого же типа, а самое главное — от контроля со стороны легальных организаций гражданского общества и политических партий.
Проще говоря, рассматривая олигархию как социальный организм, невозможно точно установить местоположение его мозга — центра выработки и принятия решений. Что, в свою очередь, обусловливает неуязвимость такого организма для других, конкурирующих социальных организмов.
Так властная верхушка классической олигархии как политического режима имеет переменную структуру, где решения вырабатываются и принимаются в составе закрытой неформальной группы лиц, находящихся в позициях «равный с равным», что соответствует структуре горизонтальной сети. А реализуются в составе формальных иерархических организаций, являющихся подконтрольными членам этой группы.
Причем участники закрытой неформальной группы очень хорошо осознают свои интересы — они мотивированы материально, а уровень этой мотивации является чрезвычайно высоким и измеряется миллиардами условных единиц.
Сложившаяся на таких мотивациях мировозренческо-идеологическая компонента олигархических групп предполагает любовь, справедливость, равенство и другие высокие качества по отношению лишь к узкому кругу «своих» в то время, когда в отношениях с «чужими» вполне правомерным считается проявление качеств, противоположных перечисленным.
Рассмотрим, что же происходит в политических системах-олигархиях на микроуровне — например, на уровне типичного украинского райцентра, в котором проживают несколько десятков тысяч человек.
Формальная власть в таком райцентре распределена между мэрией, городским советом, госадминистрацией, силовыми структурами, судом, прокуратурой, структурными подразделениями различных организаций областного и всеукраинского уровня. Определенное влияние на жизнедеятельность райцентра имеют местные СМИ, организованная общественность, бизнес. Не последнюю роль в жизнедеятельности райцентра играют лидеры организованных преступных группировок.
Очевидно, что в районном центре «тесно сплоченную группу лиц», в руках которой находится реальная власть, составляют коррумпированные руководители или лидеры части перечисленных формальных и неформальных, легальных и нелегальных организаций. Которые обычно встречаются в бане, сауне, ресторане, на природе и продуцируют и принимают согласованные решения, направленные на удержание власти на уровне райцентра в своих руках.
А также реализацию экономических интересов членов группы, организацию противодействия конкурирующим группам из других коррумпированных руководителей, которые соревнуются с ними за власть и организацию противодействия некоррумпированным руководителям перечисленных структур, организаций и просто активным гражданам.
Состав олигархических групп в каждом районе разный — это зависит от многих факторов: личностных отношений между коррумпированными руководителями различных организаций, их предыстории — родственных или дружеских связей, уровня коррумпированности, местных традиций, и тому подобное.
Неизменным остается лишь мотив взаимодействия членов «тесной сплоченной группы» — властный контроль над ресурсами района с целью удовлетворения материальных интересов каждого из них.
Парадокс олигархического режима состоит в том, что в своей совокупности местные олигархии способны пассивно противостоять олигархии верхних эшелонов, саботировать их решения и директивы, если они противоречат интересам членов местных олигархических групп. Иногда в нестабильных государствах-олигархиях с незавершенным процессом перераспределения власти и собственности это приводит к перехвату власти конкурирующими, часто поддерживаемыми извне, олигархическими группами, который происходит в форме насильственных и цветных революций, военных переворотов и т.д..
В городах с большим количеством жителей и областных центрах идет перманентная борьба между различными «тесно сплоченными группами» из коррумпированных руководителей разнотипных организаций за контроль над ресурсами соответствующей территории и рычагами власти, которая приобретает жестких, а порой и жестокие формы.
Таким образом, политический режим олигархии черпает свою силу в соответствующей ему структуре элитных групп на всех общественных уровнях — от руководителей наименьшего райцентра до высших деятелей государственной власти.
В то же время, при таком политическом режиме организации гражданского общества и политические партии антиолигархического направления имеют постоянную, зафиксированную действующим законодательством иерархическую структуру. И вынуждены работать открыто, прозрачно и регламентировано в соответствии с собственными уставами и действующим законодательством.
Мотивация их участников имеет мировоззренчески-идеологическое происхождение, а мотивация членов руководящих ядер некоторое время становится смешанной — идеологической и материальной. Причем со временем материальная составляющая начинает преобладать, что создает предпосылки их уязвимости перед подкупом и последующим поглощением олигархической системой.
Уровень материальной мотивации и, соответственно, ресурсный потенциал членов руководящих ядер общественно-политических организаций не может сравниться с уровнем материального интереса и ресурсным потенциалом членов властных олигархических групп. Что сказывается на уровне их активности и степени готовности отстаивать свои интересы.
Все это дает конкурентное преимущество олигархическим группам, принятие решений в которых происходит неформальным и закрытым способом осознанными и высоко мотивированными участниками. А исполнение — в составе подконтрольных властных и бизнесовых иерархических организациях, используемых в темную. Активность и добросовестность рядовых работников которых стимулируется материально — как инструмент реализации решений олигархической группы.
Отдельные отчаянные — робингуды, бросившие вызов олигархической системе на местном уровне, неизбежно получают асимметричный ответ. Несмотря на очевидные сомнения в его адекватности с точки зрения формальной логики, действующего законодательства, человечности и общественного интереса.
Таким образом, классические организации гражданского общества и политические партии с иерархической структурой самостоятельно не могут преодолеть олигархические режимы. Они могут это сделать, только став инструментом перехвата власти в руках других конкурирующих олигархических групп или внешних актеров и получив от них организационные и материальные ресурсы. Или в случае, когда сами станут «взрослой» олигархической группой и сконцентрируют в своих руках соответствующие ресурсы.
В случае успеха победитель дракона сам становится драконом, и вынужден впредь жестко придерживаться своей новой роли. Это обусловлено тем, что основой олигархического режима является соответствующая ему, описанная выше переменная структура элитных групп на всех организационных уровнях общества, которая в совокупности составляют единое целое — «олигархат».
Где каждый элемент является точкой роста новых «голов дракона». Эти новые главы, выдавая себя за идейных сторонников, врастают в организационное тело победителя еще на первых шагах его пути к победе, продолжая на марше играть по своим правилам присущую им организационную игру. Результатом которой является новый дракон-победитель, который на определенное время превосходит по своему потенциалу убитого дракона.
Поэтому, в соответствии с эпиграфом, становится очевидным, что не изменив качественно то, что внизу, мы никогда качественно не изменим то, что наверху, чтобы создать качественно новую целостную неолигархическую социальную систему.
Таким образом, малоэффективной является борьба с олигархической системой в составе иерархических общественных или политических организаций — она лишь тренирует, совершенствует и усиливает олигархическую систему, оттачивает и разнообразит ее реакцию на внутренние угрозы и на уже известные ей вызовы в будущем. Например, каждому новому майдану сегодня сразу противопоставляется организованный властями контрмайдан — с целью взаимной их аннигиляции. А разоблачения коррупционных действий членов олигархических групп уже давно не приводит ни к нкаким правовым последствиям даже после публикации подробной информации об этих преступлениях в центральных СМИ.
Преодолеть олигархическую систему можно только создав новую — альтернативную систему на основе более сложной структуры организаций существующих украинских контрэлит. Только новая система вследствие очевидных преимуществ и приобретения ею новых, недоступных олигархии, качеств, может выйти из порочного круга. И бескровно вытеснить старую систему путем ее постепенного поглощения — через постепенную реорганизацию в новую структуру всех организаций элитных групп в стране.
Какой должна быть структура альтернативной неолигархической системы?
Очевидно, что она должна оставаться изменяемой, а значит — неуязвимой, и обладать надежными предохранителями от обратной трансформации обратно в олигархию или иерархию.
Основным отличием новой структуры должна стать возможность выработки и принятия решений в составе больших групп, численность которых может постоянно расти без потерь — в отличие от олигархической структуры, которая обеспечивает реализацию таких процессов только в составе малых закрытых групп. Только в десятки и сотни раз большая численность участников, которые в своей совокупности составят «мозг» нового социального организма, может компенсировать разницу в величине контролируемых ресурсов организациями новой и старой систем.
Таким образом, ускоренное развитие украинского общества и государства можно обеспечить только за счет активизации граждан в результате их сотрудничества и кооперации для коллективной выработки, принятия и выполнения инновационных решений высокого уровня сложности в качественно новых общественно-политических и бизнесовых организациях с переменной структурой.
Эти организации должны строиться на основе прямой демократии с целью обеспечения гармоничного личностного развития и творческой самореализации каждого своего участника. Которые вместе, в условиях бесконфликтного благоустроенного взаимодействия в составе больших групп, образующих целостные самоуправляющиеся целенаправленные социальные Субъекты с соборным (коллективным) интеллектом.
Конечно, осуществить такое нелегко. Но опыт подобной структурной реорганизации некоторых лучших западных корпораций и ментальные особенности украинцев свидетельствуют о реальной возможности создания качественно новых общественно-политических организаций неолигархического типа в среде существующих украинских контрэлит.
По материалам argumentua.com