Странные санкции: Россия бьет по украинской экономике

1 083

Россия заявила о введении санкций против Украины. Фактически речь идет о конкретных физических и юридических лицах, объединенных в список так называемых «ответных санкции». Туда попали 68 компаний и несколько сотен политиков, бизнесменов и активистов. Причем российская сторона обещает этот список пополнять. Санкции предусматривают различные ограничения, включая блокировку денежных средств, ценных бумаг и имущества, а также запрет на ввоз капитала за пределы РФ. Впрочем, просмотрев перечень, эксперты сошлись в едином мнении, что данный список выглядит странно. Примечательно, что многие громкие фамилии в списке не присутствовали, более того – там находятся предприятия, которые либо поставляют продукцию очень малыми партиями, либо вообще не работают с Россией. В связи с этим закрытие для них российского рынка не имеет никакого значения. Те же компании, которые ведут бизнес с Россией, в санкционный бизнес не попали.

В перечне содержатся предприятия из разных сфер деятельности, включая автомобилестроение, фармацевтику, пищевую промышленность, туда попал даже экспорт российских нефтепродуктов, которые Украина в Россию никогда не поставляла. В списке есть аграрные холдинги Юрия Косюка, Алексея Вадасурского, Андрея Белецкого и многие другие. Попали под санкции также государственные предприятия, например, «Укрспирт». Отметим, что Украина не экспортирует в Россию продукцию напрямую уже несколько лет. Небольшие партии попадают на российский рынок только через Беларусь или Крым. Но некоторые из компаний все же имеют активы в РФ, так например украинской компании принадлежит терминал в Тамани, и теперь продать этот актив вряд ли получится. Под санкции попал и Павел Фукс, которого еще называют российско-украинским бизнесменом, у него имеется множество активов в РФ и Москве, например строящейся комплекс High House.

Сам Фукс переехал в Украину несколько лет назад, рассорившись с сенатором Шишкиным. Под санкции попал Харьковский тракторный завод Ярославского и «Автокраз», принадлежащий Константину Жеваго. Впрочем, продукция этих предприятий с 2014 года в Россию не поставляется и делается это не из-за санкций, а по экономическим причинам. Так украинская продукция стала неконкурентной на российском рынке из-за высокого утилизационного сбора. Некоторые связи все же сохранились, например, по реализации запчастей, но прекратив завоз комплектующих, украинское предприятие потеряет меньше чем владельцы грузовиков в России. Под санкции попали и химические предприятия, например Дмитрия Фирташа. С другой стороны на российском рынке уже давно отсутствует давление. После подорожания газа продукция там также оказалась нерентабельной. Обнаружен в списке и крупнейший поставщик украинских медикаментов в РФ «Фармаком», который, впрочем, активно поддерживает украинскую армию. Однако наибольшую долю в товарообороте поставляют совсем не эти предприятия – большая часть экспортных поставок это металлопродукция и оборудование. Примечательно, что в списках крупнейших экспортеров оказались «Азовсталь», «Криворожсталь» и ММК им. Ильича, принадлежащие Ахметову. Однако ни одна из этих компаний в санкционный список не попала, как и сам Ахметов.

Фактически, по мнению экспертов, этот санкционный список весьма косвенный, так как в отличие от американского рынка в отношениях с Россией украино-российский товарооборот более серьезный, потому российские власти действуют путем намеков. Так, санкциях в отличие от Ахметова оказался олигарх Пинчук, но его предприятие «Интерпайп» в санкционном списке не обнаружено. также с Ахметовым, который под санкции не попал, но его топ-менеджеры в списке есть например директор «Метинвеста» Юрий Рыженков. В данном случае речь идет совершенно не о политике и политических заявлений не делали, тем более никак не грозили России. Фактически их присутствие в данном списке – самый прямой намек Ахметову. Очевидно, россияне прощупывают и намекают представителям крупного бизнеса в Украине.

И, наконец, самым важным, что отметили эксперты, является отсутствие в санкционном списке всего клана Порошенко, начиная с самого президента и до его ближайшего окружения, в том числе Игоря Кононенко. Попал в список лишь сын президента, у которого фактически нет никакого имущества в России. Под санкции не попали ни Посинюк, ни Гонтарева, ни кондитерские фабрики, ни «Конти», ни «Рошен».

Очевидно, что все эти санкции на экономике страны никак не скажутся и те не менее определенные опасения они вызывают. Так введение санкций автоматом ухудшает статус бизнеса для всех зарубежных рынков, в том числе Европы и США. Все санкционные компании проверяются европейским финмониторингом, а затем следуют жесткие ограничения, в том числе в получении кредитов или выхода на рынок. Кроме того чтобы не портить отношения с Россий от работы с украинскими компаниями могут отказаться и другие страны СНГ, например Казахстан и Беларусь. Так или иначе, российские санкции имеют определенный вес для мирового сообщества, так как Россия входит в организацию по борьбе с отмыванием средств FATF и почти вступила в BEPS, борящейся с уклонением от уплаты налогов. На мировой арене никто не станет вдаваться в детали, почему Россия применяет санкции – их просто учтут и перестанут работать как с перечисленными предприятиями, так и с физическими лицами, а заодно станут внимательнее присматриваться к украинскому бизнесу, что является крайне негативным моментом.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org