Стоп-ЕС: чего добивается Виктор Орбан?

230

На пороге исторических переговоров между Украиной и Евросоюзом возникла тень недоверия, которую бросает Венгрия. При этом венгерский премьер Виктор Орбан самолично является фигурой, стоящей на пути вступления Украины в ЕС и грозящей заблокировать начало переговоров на предстоящем саммите. Орбан предлагает отложить вопрос Украины на 5-10 лет, и советует заменить вступление в ЕС на стратегическое партнерство между с Украиной. Свою позицию он аргументирует сложной ситуацией в Украине, находящейся в состоянии войны.

Венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто также высказывается негативно относительно членства Украины в ЕС, утверждая, что Украина может притащить с собой войну в европейскую общность. Он также утверждает, что Украина не выполнила все условия для вступления. Недавно Сийярто обвинил Киев в срыве переговоров с Будапештом, утверждая, что предложения на уровне вице-премьера по евроинтеграции и руководителя Офиса президента были отменены.

Тема европейского членства становится центральным элементом предстоящего саммита ЕС. На кону теперь не только будущее отношений между Украиной и ЕС, но и единство самого союза, сталкивающегося с вызовами Венгрии.

Стоит отметить, что Венгрия, нарочно создавая трудности для вступления Украины в ЕС и НАТО, фокусируется на вопросах национальных меньшинств. Противостояние началось с украинского закона об образовании 2017 года, ограничившего венгерское нацменьшинство в Закарпатье. В текущем контексте, Виктор Орбан высказывает недовольство и новым образовательным законом Украины, в частности, переходом к изучению предметов на украинском языке. Венгрия требует детализации и конкретики, но ее требования, связаны и с политическим фактором – позицией по вступлению Украины в ЕС. Переговоры в сентябре 2023 года привели к созданию дорожной карты по нацменьшинствам, которую сейчас обсуждает украинская сторона.

Предложенный законопроект №10288, внесенный Кабмином на рассмотрение парламента, вносит изменения в закон об образовании, касающиеся национальных меньшинств. Согласно изменениям, нацменьшинства могут получать среднее образование на своем языке, если он является официальным в ЕС. Однако предметы, такие как «Украинский язык», «Украинская литература», «История Украины», будут преподаваться исключительно на украинском. Школы получают право расширять перечень украиноязычных предметов по запросу родителей или учащихся. Этот законопроект, хотя не является требованием Будапешта, явно включает изменения, направленные на удовлетворение венгерской стороны. Он также является частью украинской подготовки к переговорам о вступлении в ЕС. Венгрия пока не комментирует изменения, но зато в Украине их критикуют, особенно языковой омбудсмен Тарас Кременя, высказавший опасения о «значительном ухудшении функционирования украинского языка». Несмотря на критику, министр образования Евгений Кудрявец подчеркнул, что необходимо продолжать работу над законопроектом, чтобы уточнить механизмы его реализации.

Впрочем, взаимоотношения Украины и Венгрии оказываются под влиянием и других факторов. Кроме вопроса с венгерским нацменьшинством, Будапешт использует ситуацию в Украине для решения своих интересов. Это может включать ослабление санкций против России, затрагивающих важные для Венгрии отрасли, или разблокирование европейского финансирования, замороженного из-за внутренней политики Орбана.

В мае НАПК внесло венгерский OTP Bank в украинский список спонсоров войны из-за его деятельности в России. В ответ Будапешт заблокировал выделение Киеву 500 миллионов евро из военного фонда ЕС. В сентябре OTP Bank временно исключили из списка, но Венгрия назвала это «несущественным изменением».
Блокировка переговоров о вступлении Украины в ЕС также может быть шантажом для разблокирования европейского финансирования. Европейским лидерам предстоит убедить Орбана не препятствовать Украине на пути в ЕС, что может привести к уступкам со стороны ЕС. Президент Франции Макрон уже пригласил Орбана в Париж для обсуждения вопросов Украины.

В начале октября Financial Times сообщило о планах ЕС разморозить 13 миллиардов евро, заблокированных из-за проблем с верховенством права в Венгрии. К концу ноября, по данным Bloomberg, в ЕС уже готовились выделить первый миллиард евро. То есть Орбан понемногу добивается своего.
Постоянные споры Венгрии с Украиной и попытки препятствовать евроинтеграции оказываются вредными не только для Украины, но и для самого Евросоюза, стремящегося усилить свою роль в стабилизации международных отношений. С приближением декабрьского саммита возникает риск блокировки переговоров. Вариант крайних мер вплоть до полного исключения Венгрии из политических решений тоже рассматривается в Брюсселе, но он считается токсичным из-за возможного нарушения единства Евросоюза.

Эксперты считают, что блокировка Украины не выгодна даже самой Венгрии, ищущей тактические цели. Но надежда на поиск оптимального решения сохраняется.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org