Старые схемы НЕ-Порошенко

726

Выяснилось, что за первые полгода работы нового президента Владимира Зеленского, Украина по уровню коррупции опустилась до времен расцвета правления Петра Порошенко.
«Могли ли мы представить, что его “обогащение людей” окажется обогащением только его людей?»
(Владимир Зеленский, дебаты на «Олимпийском»).
В январе 2020 года произошло одна событие: в глобальном рейтинге восприятия коррупции Украина потеряла сразу шесть позиций и опустилась до уровня 2017 года.

Сам по себе этот факт не был суппер-новостью, но его важность имела другую природу — символическую.

Выяснилось, что за первые полгода работы нового президента Владимира Зеленского, который имел невиданное до тех пор в истории монобольшинство в «турборежиме», Украина по уровню коррупции опустилась до времен расцвета правления Петра Порошенко. Времен Кононенко-Грановского, Гладковского и судьи Вовка, «Роттердам+» и «Укроборонпрома-» … Словом, всего, что так беспощадно критиковал кандидат Зеленский.

Однако в январе 2020 года упомянутый рейтинг вызвал определенный диссонанс, ведь новая власть на тот момент как-то не фигурировала ни в одном действительно серьезном коррупционном скандале. Поэтому казалось, что претензии составителей рейтинга могут быть адресованы новой власти лишь «авансом», ведь Зеленский работал не весь год.

Но эти «авансы» новая команда начала очень быстро оправдывать. Не прошло и нескольких месяцев сногсшибательного 2020-го, как новые представители Зе!Команды начали появляться сначала в журналистских расследованиях, а затем и в уголовных делах правоохранителей. Пожалуй, наиболее показательной стала история депутата «Слуги народа» Александра Юрченко.

Сага «продавца депутатских поправок» мгновенно освежила в памяти другое производство — кстати, как раз 2017 года- НАБУ против Борислава Розенблата. По сути, дело против депутата фракции Зеленского оказалась чуть ли не трафаретной копией дела против депутата из команды Порошенко.

С той лишь разницей, что во главе «старой» коррупционной одноходовки оказалось «новое» политическое лицо. Эту формулу, к сожалению, можно заучивать напамять. Даже беглый анализ показывает, что принцип “»Новые» лица — «старым» схемам” становится определяющим в политической жизни новой команды.

Уже сейчас можно увидеть появление вокруг Зеленского «своего Ахметова», «своего Кононенко», «своего Розенблатта». И если президент резко не изменит ситуацию, то появление «своего Свинарчука» станет лишь делом времени.

А пока «Украинская правда» предлагает внимательнее присмотреться к феномену коррупции времен Владимира Зеленского.

Не-Порошенко
На пресс конференции на вопрос, чем он отличается от предыдущего президента, Владимир Зеленский ответил: «Я всем отличаюсь от Порошенко. Я честный порядочный человек, болеющий этой страной». В контексте разговора о коррупции эти слова действующего главы государства часто всплывают в разговорах с людьми из окружения Зеленского, его однопартийцами или даже противниками.

Из нескольких десятков собеседников из разных политических лагерей, с которыми УП общалась для написания этой статьи, почти все сошлись в одном — личная нажива не является мотивацией действий Зеленского.

«Лично Вова не ворует. Это сто процентов. Но состоялась этакая «децентрализация коррупции». Низы поняли, что «наверх» носить не надо, и каждый стрижет чисто для себя. Но с особым энтузиазмом и цинизмом», — рассказывает не под запись один из числа уже уволенных, но еще недавно приближенных к Зеленскому чиновников.

Этому не в последнюю очередь способствовали и внезапные отставки когда-то влиятельного соратника Андрея Богдана, премьера Алексея Гончарука, десятка министров, генпрокурора и т.д. Такие меры могли бы выполнять для упомянутых «низов» воспитательную функцию, мол, никто в своих креслах не прописан навечно.

Но эффект оказался обратным — перед угрозой возможной потери должности в любой момент чиновники средней руки, наоборот, пустились в «последний бал” и пытаются урвать все, что пока могут.

«Зеленский показал, что его люди в политическом смысле не имеют никакого значения. Сильнейших очень легко сдувает. А значит, идти к кому-то «по крышу» не надо — надо просто рвать. Чем все понемногу и занимаются», — объясняет логику государственной машины один из топчиновникив времен Кучмы и Януковича. Что-то подобное рассказал в своем скандальном интервью и бывший глава ОПГ

Богдан. «Я всех — министров, депутатов — вызвал и сказал одну фразу: «Смотри, у нас «крышы» нет. Мы тебе ничего не дадим. Мало того, если ты попадешься, то мы будем всячески давить, чтобы тебя посадили … Потому что как живет коррупция? Я тебя назначаю и даю тебе крышу от правоохранителей, а ты со мной делишься незаконной добычей. А если «крышу» убрать, то ты идешь зарабатывать на свой страх и риск», — объяснял бывший глава ОП.

И оказалось, что чиновников, способных на подобное «риск», очень много. Отсюда взялись «судьи Вовки», которые готовы в новых условиях «решать дела» по-серьезному.

В ситуации с конкретным Вовком все еще хуже — Офис президента пытался решить проблемы нужного всем властям «судьи» по-тихому, но получилось так громко, что нарвались на очень болезненную статью в столпе западной прессы Financial Times.

Из желания «рискнуть напоследок» берутся и председатели судов, которые не утомляются размениваться даже на несколько тысяч долларов. Каждый берет, так сказать, «по потребности». Но каждый берет.

Как точно сформулировал журналист Алексей Шалайский, «отсутствие стройной вертикали власти позволило каждому чиновнику почувствовать себя автономным сатрапом на вверенной территории: «сам придумал схему — сам реализовал».

Еще большую свободу почувствовали те, кто привык сам управлять этой страной, используя людей у власти как инструмент. Олигархические группы, с которыми предыдущий президент боролся за сферы влияния и прибыли, после смены власти почувствовали большое облегчение. По сути, каждый крупный бенефициар поражения Порошенко сумел что-то получить от победителя.

Кто-то, как Ринат Ахметов, обхаживает и влюбляет в себя, покупает по 300 «скорых» для сел, щедро дает кэш для содержания партии, и в какой-то момент в главном кресле Кабмина оказывается менеджер среднего звена из его холдинга.

«На Офис и на фракцию, хотя там у Рината своих и нет, заходит где-то 2-2 5 миллиона долларов в месяц. Ясно, что он друг», — делится не под запись один из крупных бизнесменов. Новый премьер Денис Шмыгаль, как и и.о. министра энергетики Ольга Буславец, всеми силами пытаются продемонстрировать, что они не имеют никакого отношения к отстаиванию интересов Ахметова.

Но на всех каналах медиагруппы Ахметова стоит «блок» на критику «не своего» премьера, а вопрос тарифов для зеленой энергетики или ТЭС решаются значительно динамичнее и на порядок эффективнее, чем для государственного Энергоатома. И это очень подрывает веру в не-ахметивских премьер-министра и министра.

Кто-то из олигархов, как скажем Игорь Коломойский, провели проверку силой, захватив контроль над государственным Центрэнерго быстрее, чем в Офисе президента смогли разобраться, как звонить в Фонд госимущества. Взял и не отдает.

Оказывается, так можно, как и то, что нет в стране силы, способной таким действиям противостоять. И это посылает десяткам и сотням другим, меньшим бизнесменам и обычным рвачам сигнал к действию.

В вопросах мира недостаточно просто перестать стрелять. А в вопросе борьбы с коррупцией мало, чтобы президент сам не воровал — он должен гарантировать, что и остальное воровать не будут. Иначе его личное отличие от предшественника будет быстро нивелировано идентичностью привычек его окружения.

Свои Кононенки
Во времена Петра Порошенко большинство коррупционных скандалов возникали при участии людей из его ближайшего политического окружения. Первой и одной из самых громких была история, которая подарила украинской политике мем «я от Кононенко». Один из ближайших к тогдашнему президенту депутат якобы пытался навязать министру экономики кандидатуру заместителя.

Позже аппетиты окружения начали расти и фамилия Кононенко и других приближенных стали раздаваться в большем количестве сфер и схем: строительство дорог и дорожный фонд, Одесский припортовый завод, Центрэнерго и тому подобное.

После избрания Зеленского в его Офисе и окружении оказались люди, которые в прошлой жизни были очень далеки что от поставок газа на ОПЗ, что от организации фиктивных тендеров на строительство дорог.

В новой жизни ситуация начала резко меняться. Количество сконцентрированной власти и соответственно возможностей оказалось слишком большим искушением, чтобы не попробовать этим воспользоваться. Неизвестно, знает ли историю «я от Кононенко» нынешний глава ОПГ Андрей Ермак, но суть ее он мог бы уловить мгновенно. Кадры — вот главный ресурс, которым сейчас пытается овладеть Ермак.

Еще до того, как он сумел вытеснить из кресла своего предшественника, Ермак уже был одним из трех человек, которые решали кадровый состав правительства Дениса Шмыгаля.

Но «кадровые» вопросы начали интересовать Ермака раньше. Первое место в Зе!Команде для «своего» он выбил еще летом 2019 года. «Было совещание в ОПУ по Киеву, кого выставлять мажоритарщиками. И по 219 округу хотели пустить одного прокурорского очень одиозного. Все начали протестовать.

И тогда так со второго ряда за Зеленским поднялся какой-то человек, это был Ермак, и говорит, что «у меня есть кандидат на этот округ, медийный, его легко будет продать — Коля Тищенко». Зеленский так посмотрел, поднял руки вверх и поцеловал себя в бисцепсы, передразнивая Тищенко. «Этот Коля? Он тупой!», — рассказал УП один из участников того совещания, однако оно завершилось для Тищенко успешно.

Настолько, что сейчас он фактически второй человек в киевской «Слуге народа», готовит партию к выборам в Киевсовет и выделяет места «нужным” людям. Как обнаружил в начале марта депутат Гео Лерос, интерес к кадровым вопросам в семье Ермаков есть не только у Андрея Борисовича, но и у его младшего брата Дениса.

На обнародованных депутатом видеопленках Ермак-младший продает разным людям обещания назначить их на государственные должности. Помочь ему должен был якобы старший брат.

Нет, это не привело к увольнению Ермака-старшего. Наоборот, с тех пор он только усилил свое влияние на президента Зеленского. Фамилию главы ОП в последние месяцы вспоминают едва ли не после каждого важного назначения. Министр обороны, министр спорта, министр стратегических отраслей экономики, генеральный прокурор, несколько депутатов — это «активы» Ермака, которые он успел собрать по состоянию на осень 2020-го.

По данным УП, сейчас интерес главы ОП постепенно переносится на сферу оборонно-промышленного комплекса, САП и т.д., куда он пытается инкорпорировать своих людей.

В течение предыдущей истории Независимости такое накопление человеческих ресурсов в большинстве случаев переходило в стадию «первоначального накопления капитала», за которой шли громкие скандалы, а в особых случаях — протесты и Майданы. Действующий глава ОПГ имеет шанс проверить на себе, до сих пор ли работает эта историческая закономерность.

Иногда может быть достаточно и одного смельчака, который не побоится показать всем смс «я от Ермака». Остальное ближайшее окружение президента не так публично активно, как Ермак. Однако деликатных сфер, которые они между собой разделили, не меньше.

Например, первый помощник президента Сергей Шефир, которого журналисты фиксировали на встречах с олигархом Игорем Коломойским, по данным УП, отвечает у Зеленского за две сферы.

«Шефир — это человек, который с одной стороны является неким камертоном для Зе. Он определяет «что такое хорошо, а что — плохо». С другой стороны, Шефир занимается всеми вопросами, где есть большие «тихие” деньги и коммуникация с олигархами»,- рассказал УП один из олигархов.

Собеседники УП указывают на два крупных государственных предприятия, за «благосостояние» которых у Зеленского отвечает якобы именно Шефир: Одесский припортовый и Энергоатом.

ОПЗ в феврале перед карантином «временно», без конкурса возглавил Николай Синица. Примерно тогда на главных ролях поставщика газа на ОПЗ по «давальческим» схемам стала компания «АгроГазТрейдинг». Собеседники УП на рынке газа тоже связывают успехи этой компании в том числе с фамилией Шефира.

Другой государственный гигант, Энергоатом, так же имеет в своем руководстве человека, который, по данным источников УП, приближен к Шефиру — вице-президент по развитию компании Герман Галущенко.

За контроль над упомянутыми двумя предприятиями в Украине всегда шли политические войны. Во времена Порошенко людей из его окружения, чаще всего Кононенко, называли создателями давальческих схем на ОПЗ. Они приносили колоссальные прибыли компаниям-поставщикам и такие же убытки предприятию. Происходило это в том же 2017 году.

По иронии судьбы, именно в том году начал действовать Дорожный фонд, благодаря которому в Украине начали наращивать темпы строительства дорог. Многие из начатых тогда проектов достраивает уже новая власть. И называет это пограммой президента Владимира Зеленского «Большое строительство».

Отвечает за этот проект в тесном сотрудничестве с руководством Укравтодора заместитель Ермака Кирилл Тимошенко. Еще не так давно его функционал сводился к медийному сопровождению президента. Но с приходом в ОП Михаила Подоляка Тимошенко из медийщика превратился в «великого зодчего».

Это можно было бы считать повышением, если бы не постоянные коррупционные скандалы со строительством дорог.

На этом рынке за последние месяцы сформировался, по сути своей, картель нескольких компаний. Укравтодор под разными предлогами не допускает к тендерам их конкурентов и позволяет своим «любимцам» разыгрывать миллиарды на липовых торгах. Изюминкой этих «тендеров» является регулярная скидка, которую дает победитель — 3% от стартовой цены.

Три группы компаний фактически поделили между собой области, где они выигрывают тендеры. По строительному рынку стабильно курсируют слухи о цене любви к выбранным фирмам — до 20% отката. Большая стройка идет, дороги строятся, картель богатеет.
На такое не грех и 35 млрд из «ковидного» фонда перебросить. Остается пока открытым вопрос, один лишь картель богатеет? Или и его кураторы во власти? Ответ может появиться очень неожиданно для всех участников процесса, как это произошло у того же депутата Юрченко.

А пока следует дождаться обновленных деклараций и посмотреть, кто из «кураторов» от Зеленского начал обрастать новыми машинами и не разживутся ли Ермак, Шефир, Тимошенко и другие элитной недвижимостью.

По материалам: argumentua.com