Стала известна цена »мировой» Лазаренко и США

696

Скандально известный экс-премьер-министр Украины Павел Лазаренко, который был осужден в США за коррупцию, может договориться с американскими властями о «мировой», выплатив им $30 млн штрафа и оставив аналогичную сумму себе.
В целом же его коррупционные действия по некоторым оценкам нанесли Украине ущерб в $320 миллионов.
Напомним, за масштабные коррупционные схемы украинец получил в США 97 месяцев тюремного срока и пять лет домашнего ареста. Срок отбывания ним наказания истек еще осенью 2012 года, однако окончательная развязка коррупционной эпопеи намечается только сейчас.
Причина затянутости истории заключается в том, что с 2004 года в округе Колумбия длится гражданское судебное производство по смежному эпизоду — о конфискации активов, нажитых Лазаренко. По различным оценкам, речь идет о сумме в размере более $200 млн, которые были выведены из Украины и в дальнейшем заморожены на банковских счетах в Швейцарии, Литве, Лихтенштейне и на островных офшорах — в Гернси, а также Антигуа и Барбуде.

На эти деньги в разное время заявляли свои претензии сразу несколько соискателей, включая самого Лазаренко. И, согласно поступающим сведениям из Вашингтона, экс-премьер близок к достижению сделки о примирении с правительством США.
Все началось с того, что 14 февраля 1999 года Лазаренко сбежал из Украины из-за того, что Генеральная прокуратура активизировала в его отношении расследование по подозрениям в хищении госимущества в особо крупных размерах, злоупотреблении служебным положением и незаконном использовании валютных счетов за границей. Однако, приземлившись 18 февраля в аэропорту Нью-Йорка, украинский политик, которого к тому времени уже лишили депутатской неприкосновенности, сразу оказался в руках полиции.

С того момента и начались судебные разбирательства, в ходе которых окончательно так и не удалось установить, сколько же государственных средств присвоил себе Лазаренко. В 2003 году он заявил американскому суду, что владеет не менее чем $86 миллионами.

Однако знающие источники утверждают, что, по одной из версий, только средства, выведенные Лазаренко при помощи операций в банковской системе США, составляют $114 миллионов. В свою очередь, в подсчетах ООН фигурирует цифра $200 млн «грязных денег», а в украинских — $320 украденных миллионов.

Однако на момент вынесения приговора Лазаренко судом первой инстанции в Сан-Франциско в 2006 году и вовсе сообщалось о замороженных $477 млн коррупционера. Но «американское дело» о конфискации его капиталов, которое слушается в Вашингтоне с 2004 года, касается половины этой суммы.
«Мы обнаружили всего около $300 млн на банковских счетах в разных странах. Насколько я понимаю, благодаря гражданскому иску Департамента юстиции США, более $200 млн удалось арестовать», — заявляла ранее экс-прокурор Марта Борщ в интервью «Новому времени», которая в свое время вела дело Лазаренко в США.

Сейчас же в СМИ встречается еще несколько оценок того, судьбу какой именно части «наследства» Лазаренко до сих пор решает суд в Вашингтоне.

Так, в январе 2017 года заместитель генерального прокурора Евгений Енин называл сумму в $280 млн, которые были арестованы на основании ходатайств американской стороны в пяти юрисдикциях мира.

В свою очередь, агент ФБР Брайан Эрл, являющийся ключевым лицом в расследовании скандального дела Лазаренко, в интервью «Украинской правде» в мае 2014 года говорил о $250 млн, замороженных по административному делу Министерства юстиции США. Что касается журналистов, что они, ссылаясь на материалы американского судебного реестра, пишут о суммах в пределах $230-271 миллионов.

Следует отметить, что, несмотря на различие названных сумм, на значительную часть этих средств заявили свои претензии власти Украины. Однако они отметили, что для их возвращения необходимо заверение соответствующих служб США.
Причина данной загвоздки заключается в том, что после начала громкого дела Лазаренко украинские власти изъявили желание выступать стороной в судопроизводстве лишь постфактум, к тому же об этом сообщили с существенным опозданием. Более того, изначально предполагалось, что государство в разбирательстве будет представлять посредник со стороны.

Так, еще в 1998 году тогдашний генпрокурор Богдан Ференц подписал договор с компанией UTICо об оказании правовой помощи в деле возврата денег Лазаренко в Украину за 12% комиссии от возвращенной суммы. Но спустя пять лет Печерский районный суд Киева постановил, что доверенность, выданная UTICо одним из подразделений ГПУ, не имеет юридической силы. Исходя из этого, было решено, что прокуроры не имели полномочий распоряжаться государственным имуществом или делегировать такое право компании-посреднику.

Дальнейшие подвижки в деле в пользу Украины начали происходить в начале 2000-х годов благодаря Европе. В частности, в 2000 году швецарский суд признал Лазаренко виновным в отмывании денег и приговорил к 18 месяцам тюремного заключения. В интервью «Интерфакс-Украина» заместитель генпрокурора Енин дал понять, что по состоянию на февраль 2018 года в Украину возвращено $15 млн средств опального экс-премьера, согласно решению швейцарского суда.

Возвращаясь к вопросу о том, почему судьбу денег, украденных Лазаренко, решает именно американское правосудие, следует подчеркнуть, что это — один из главных спорных моментов в указанном деле, который не могут разрешить уже несколько десятилетий. Дело в том, что большая часть средств, выведенная экс-премьером из Украины, никогда «физически» не переводилась в США. Единственное, о чем можно говорить, — это то, что зачисления отдельных платежей производились транзитом на корреспондентские счета, где задерживались лишь на несколько секунд. После этого они мгновенно перебрасывались обратно в офшорные юрисдикции.

На этом основании адвокаты Лазаренко утверждали: американские законы по борьбе с отмыванием капиталов не распространяются на миллионы политика. Но в апреле 2017 года суд посчитал, что основания для конфискации этих средств в пользу США все же есть. Тем более, что часть денег сомнительного происхождения Лазаренко потратил уже в Америке.
К тому моменту было вынесено первое знаковое решение по делу, положившее, как считалось, начало распределению замороженных активов Лазаренко. Произошло это в ноябре 2014 года, когда суд в Вашингтоне одобрил соглашение, согласно которому определил судьбу первых $100 млн из выведенного в офшоры четвертьмиллиардного «наследства» экс-премьера Украины.

Как сообщал «Голос Америки», средства были разделены таким образом: $75 млн — должны отойти Госказначейству США, а оставшиеся $25 млн — банку «ЕuroFed Bank» на Антигуа, в котором они изначально размещались. Данное финансовое учреждение принадлежало и контролировалось Лазаренко, но сейчас управляется ликвидаторами, которые выдвинули свое условие: они готовы отказаться от претензий на всю сумму замороженных активов банка, если им оставят не менее 23% для расчета по судебным издержкам и выплат долгов перед вкладчиками, не связанными с Лазаренко.

По некоторым данным, это решение не устроило самого фигуранта дела, и его адвокаты оспорили «мировую». Чем закончилась их тяжба и был ли принят финальный ордер суда, который открывает дорогу конфискации, пока неизвестно.

Однако в конце лета 2018 года из Вашингтона стали просачиваться другие, более актуальные детали истории конфискации активов Лазаренко. Согласно им, еще 13 августа в федеральный суд Вашинтона представители правительства США подали ходатайство, где говорится: они согласовали с беглым экс-премьером Украины «общие контуры урегулирования дела», касающиеся разделения пресловутых «денег Лазаренко».

«Стороны в настоящее время разрабатывают соглашение об урегулировании, которое после подписания должно привести к завершению этого дела», — публиковало издание KyivPost выдержку из этого документа. Из него следовало, что бывший премьер-министр Украины готов на сделку о примирении с американскими властями.
Суд пошел на встречу заявителям, отложив до середины октября процесс, чтобы стороны могли «сосредоточить свое внимание на разработке соглашения об урегулировании». Теперь на протяжении двух ближайших месяцев США и Лазаренко будут пытаться договориться о «мировой».

По информации журналистов, условия любого возможного урегулирования и информация о том, сколько денег, если они есть, будут возвращены в Украину, остаются неясными. Однако они узнали, что Лазаренко согласен отступиться от большей части своих замороженных активов.

«Лазаренко обосновал свою позицию в деле. Он претендует на сумму в $60 млн, из которых $30 млн будут выплачены правительству США в качестве штрафа. Другая половина в размере $30 млн останется ему», — пояснил осведомленный американский источник.

По материалам: obozrevatel.com