Спекуляции вокруг возвращения Крыма

770

50Тема «скорого освобождения крымского полуострова» в украинских СМИ остается все еще актуальной, несмотря на то, что даже мировая общественность и даже некоторые европейские политики уже смирились с российской принадлежностью Крыма. К примеру итальянская Венеция и Лигурия просто назвали Крым частью России и потребовали отмены санкций в отношении РФ. Возможно, не все страны присоединятся к прагматичным итальянцам, но как доказала история – вечных санкций не бывает. Мир со временем признает Крым субъектом РФ. Это понимает и российское и украинское руководство. Впрочем, «крымский вопрос» не единичный случай – на данный момент в мире существует порядка пяти десятков неурегулированных территориальных споров.

Прошло всего два года с момента присоединения полуострова к России, а украинский кинематограф выдал нагора уже несколько фильмов о «зловещей оккупации Крыма» не менее зловещими российскими войсками. В целом вопрос «оккупация Крыма» - очень удобная и выгодная тема для всевозможных инсинуаций и спекуляций. Естественно для тех, кому это выгодно.

«Крым. Сопротивление»

Стоит обратить свое внимание на один из последних фильмов, снятых по заказу и на деньги Министерства информационной политики или попросту Минстеця. Собственно, автором идеи и сценария выступила первый заместитель Юрия Стеця – Эмине Джепарова, крымская татарка по происхождению. В «Одноклассниках» легко можно найти ее родственников, друзей и коллег, которые уже признали Крым российским субъектом. Достаточно взглянуть к какому государству они относят крымские регионы своего проживания. Впрочем, за идейность других Эмине не в ответе, даже если они – родственники, друзья и коллеги замминистра украинского агитпропа… Презентация «документального» фильма «Крым. Сопротивление» прошла в украинской столице 12 июля нынешнего года. На премьере присутствовал президент Петр Порошенко и еще несколько десятков гостей. Свою речь по поводу картины Гарант произносил в настолько трагическом миноре, что казалось, он вот-вот заплачет. То ли фильм произвел на него такое сильное впечатление, то ли он узнал для себя очень много нового. Хотя, не произвести впечатление данный «шедевр» документалистики не может. Особенно, если ты сам был очевидцем всего происходившего на полуострове в то смутное время.

Итак, центральные действующие фигуры – никому неизвестный, но авторитетный американский (почему не немецкий, английский или французский?) исследователь по имени Джеймс, которого на самом деле зовут Остин Черроне и, конечно же, крымско-татарский народ. По легенде, американец приезжает в Украину в этнографическую экспедицию. Прямо по Гайдаю. Но прямо с корабля попадает на кровавый бал. Угадайте, кто устроил его? Правильно, Россия. И что остается делать главному герою? Логично: бежать из смертельно опасного региона. Это единственное, что он способен сделать. Это вам не Афганистан какой-то. Или Вьетнам. Это – Крым!

Однако, каким-то образом американский ученый неизвестно в какой области становится свидетелем крымских событий весны 2014 года. И как историк, начинает повествовать. Но вот что странно. Не смотря на обычные с виду очки для зрения, он… начинает видеть все однобоким и половинчатым. Практически со слезами на глазах псевдоисторик Джеймс показывает, что все действия по присоединению Крыма были проведены силами коварных «зеленых человечков». В фильме нет ни крымского ополчения, которое активно участвовало во всех этих событиях. Нет и блокпостов на Крымских перешейках и перед Севастополем, на которых дежурили гражданские активисты.

Зато американский историк увидел другое. Волна антироссийских протестов прокатилась по полуострову. Мол, люди массово выходили на улицы и просили оставить Крым, так сказать в покое. Даже не смотря на невероятное сопротивление со стороны крымчан, был проведен референдум в Крыму, заявил американский историк. Почему ученый не показал, как после референдума местное население плакало от бессилия и ненависти к России? Забыл, наверное. Или не было такого? После присоединения Крыма Россия буквально поглотила полуостров. Историк показывает разгуливающих с автоматами военнослужащих и произносит зловещую фразу: «Крым стал большой тюрьмой».

На протяжении всего фильма чувствуется буквально подобострастие по отношению к «великому вождю крымско-татарского народа» Мустафе Джемилеву, которого внезапно 3 мая 2014 года не пустили домой в Крым. По каким причинам историк тоже умолчал. Но не смог не вспомнить «великий американский историк» о трагической депортации крымских татар в 1944 году, опять же не назвав причины такой жестокой меры. Далее Джеймс рассказывает о массовых притеснениях, запугиваниях, угрозах, обысках и арестах представителей крымско-татарского народа. Более того в стиле сталинских репрессий – похищения людей, допросы и пытки! По всему Крыму российская полиция повсеместно обыскивает крымских татар, устраивает облавы. Мрак, одним словом! Ужас обуял жителями Крыма, уверяет американец, глядя на зрителя близорукими глазами.

Об отношении к прессе в Крыму и говорить не стоит – избивали ни за что ни про что журналистов до полусмерти. Отбирали камеры, фотоаппараты, запрещали снимать и т.п. Неизвестными правозащитными организациями зафиксировано свыше ста нарушений прав журналистов. И это только за первый месяц оккупации! А сколько акул пера сидело в мрачных крымских подвалах! Об этом знает только Бог! И американский историк.

Джеймс уверен, что каждый крымчанин может рано или поздно стать жертвой российской репрессивной машины. Беседуя по скайпу с заместителем главы Меджлиса Ильми Умеровым, историк сразу же заявляет, что в Крыму присутствует фактор массового страха, но вот с чем он связан, никак понять не может. Заместитель Чубарова открывает ему истину, мол, Россия готова держать в страхе целый народ, если тот не будет лояльным к власти. Апофеозом исследования «американского историка» стала беседа с Мустафой Джемилевым. Отвечая на вопрос о татарском национальном движении «глава народа» почему-то постеснялся вспомнить о продуктовой и энергетической блокаде Крыма, которая по расчетам должна была привести к серьезным последствиям среди мирного населения Крыма. По мнению Джемилева на действия крымских татар должен равняться весь цивилизованный мир.

Подводя итог своему «историческому исследованию», американский ученый процитировал Пабло Неруду, чилийского поэта и ярого коммуниста, который назвал Крым орденом на груди планеты. Американец уверил, что крымские татары никогда не откажутся от своей, Богом данной им земли.

Что делать остальным народам, которые населяют Крым, «историк» не уточнил. Не сказал также американец, что в процентном соотношении крымские татары – это около 10% населения Крыма. Видимо остальные малые диаспоры, населяющие полуостров: молдаване, болгары, армяне, евреи, азербайджанцы, узбеки, греки и др., не стоят внимания американского исследователя. Что еще нужно отметить? Фильм рассчитан на иностранного зрителя, для формирования у него видения «крымского вопроса». Каким будет видение – понять несложно. Также фильм рассчитан на украинского зрителя, в том числе на тех крымских татар, которые уехали или находились за пределами Крыма, чтобы хоть как-то отбить желание возвращаться в российский Крым.

Пафос представленного «шедевра» в купе с однобокостью изложения, выборочностью и искажением фактов делает эту «эпичную» картину очередным низкопробным продуктом отечественного агитпропа. Ни больше, ни меньше.

Кто вернет Крым Украине? Крымские татары, украинский флот или НАТО?

Положа руку на сердце, можно смело заявить, что основными инициаторами возвращения Крыма под украинские знамена являются представители запрещенного уже на полуострове Меджлиса во главе с Мустафой Джемилевым, Рефатом Чубаровым, Ленуром Ислямовым. Ведь бизнес-то остался на полуострове. Тему «крымского вопроса» используют многие украинские политики во главе с президентом Петром Порошенко. Но реальное желание вернуть есть только у некоторых.

Для Петра Порошенко возвращение Крым на данном этапе имеет двоякие последствия. Отбрасывая эфемерность данного предположения, представим, что Крым каким-то образом удастся вернуть, пусть даже на короткое время под юрисдикцию Киева. Крым придется содержать, ведь за годы независимости полуостров превратился в «содержанку». А денег-то нет. Да еще Донбасс превратился в «горячую точку». Что может предложить крымчанам Украина, кроме войны, разрухи, нищеты и голословных заявлений? Ничего. Это все прекрасно понимают. Зато используя, «крымский вопрос» можно постоянно выпрашивать какие-то льготы и преференции, поставки оружия, дополнительное финансирование и т.д. Как это было с «вопросом Савченко» в свое время.

Пути возвращения крымского полуострова в состав Украины в Киеве видят два: силовой (военный) и дипломатический. За силовой вариант выступают преимущественно радикально настроенные политики и украинские националисты. Но учитывая соразмерность украинского и российского военного потенциала, эта затея, по меньшей мере, выглядит сомнительной. Некоторые более дальновидные и хитрые политики советуют посулить западным партнерам все что угодно (земли, например) и с их помощью заставить Россию вернуть строптивый Крым в Украину. Но «друзья из-за океана» не торопятся ввязаться, так сказать, в драку. И на то есть серьезные причины.

Оптимистичные, если не фантастичные заявления на счет реинтеграции Крыма высказал спикер Верховной Рады Андрей Парубий. По его мнению, именно украинский флот будет той силой, которая заставит Россию вернуть полуостров. Об этих перспективах я писал недавно в своей статье «Петр Порошенко на дне Военно-морского флота в Одессе или подводная лодка в степях Украины» на аналитическом портале job-sbu.org.

Второй путь возвращения Крыма – дипломатический. Тут несколько вариантов. Нынешняя власть во главе с Петром Порошенко считает, что создав для России с помощью всевозможных международных санкций неблагоприятную экономическую и политическую среду, запад вынудит вернуть полуостров. Но, как показала практика, российская экономика начала приспосабливаться к кризису, вызванному санкциями. Более того, показала динамику развития! И еще раз подчеркну, санкции вечными не бывают – это временная мера экономического воздействия.

Некоторые политики-«утописты» предлагают свой вариант по возвращению Крыма – поднять благосостояние украинского народа до того уровня, когда крымчане умирая от зависти сами попросятся назад в «нэньку». Судя по темпам «развития» отечественной экономики за годы независимости, это произойдет не раньше нового столетия. В лучшем случае.

За воссоединение Крыма с Украиной «по-хорошему» выступает и «лидер» крымских татар Мустафа Джемилев. По его глубокому убеждению именно национальная идея будет основным соединительным фактором, который заставит жителей Крыма вернуться в состав Украины.

Борьба Украины за Крым сегодня

Какие шаги предпринимает Украина по возвращению Крыма сейчас? Достаточно сомнительные. После «гуманных» попыток вызвать гуманитарные катастрофы на полуострове с помощью водной, продовольственной и энергетической блокад, к делу подключились СМИ и Министерство Стеця. Так стало известно, что крымские пляжи практически пусты и отдыхать в Крым практически никто не едет, предпочитая крымским одесские и херсонские пляжи. Но. Как сообщил на своей странице в Фейсбук экс-нардеп Алексей Журавко, нынешний замгубернатора Херсона Вадим Чабан предложил замминистру «по оккупированным территориям» Георгию Туке запретить украинцам посещать Крым, поскольку это «… негативно сказывается на морально-патриотическом духе украинцев. Также способствует нежелательным контактам между украинцами и жителями оккупированных территорий. К тому же идет отток денег отдыхающих и т.д.» исходя из этого, считает Чабан, нужно дискредитировать Крым, привлекая для этого СМИ и агитпроп Стеця. А еще было бы неплохо усложнить проезд на территорию полуострова. Фейк? Возможно. Но анализируя происходящее, истерию украинских СМИ вокруг крымского курортного сезона и выход нового фильма про зловещий Крым, вполне возможно, что бывший нардеп не врет. В любом случае спекуляции вокруг яблока раздора под названием Крым будут продолжаться.

Дмитрий Калина

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org