Славянская ТЭС в вопросах и ответах
Из-за блокады, которую устроили в Бахмуте активисты – ветераны добровольческих батальонов и народные депутаты Семен Семенченко, Владимир Парасюк, Егор Соболев, может остановиться Славянская ТЭС, снабжающая теплом и электроэнергией большую территории Донецкой области.
Руководство предприятия утверждает, что запасов угля здесь осталось на несколько недель и сама ТЭС работает в аварийном режиме.
Напомним, 2 февраля участники торговой блокады перекрыли железнодорожные пути возле Бахмута. Их цель остановить контрабанду, торговлю углем и логистику по железнодорожным сообщениям с неподконтрольной украинской власти территории.
Журналисты Slavgorod.com.ua попытались разобраться в этой проблеме и ответить на вопросы, которые сегодня волнуют многих. Может ли остановиться ТЭС из-за недостатка поставок угля с оккупированной территории, кому принадлежит предприятие, на каких марках угля работает и какие районы обеспечивает теплом и светом. И также главный вопрос- почему за три года не нашли замену углю, который поставляют только с оккупированной части Донецкой области.
Что говорят на предприятии?
Славянская и Старобешевская ТЭС входят в состав ПАО «Донбассэнерго». Энергетики утверждают, в экономном режиме топлива хватит только до конца
февраля.
"2 февраля в час ночи был отключен от сети блок 800. Станция перешла работать на старую очередь – это аварийный режим для отопления Николаевки и самой станции. После окончания запасов угля на складе наступит разморожение станции и города", – рассказал руководитель департамента Славянской ТЭС Александр Бездольный.
При этом альтернатива углю из ОРДЛО есть, но нужно каждый день дополнительно 250 миллионов гривен. Об этом в интервью «Деловому Славянску» еще в марте 2016 года заявлял директор Славянской ТЭС Валерий Черепий.
По его словам, энергоблоки предприятия рассчитаны на уголь марки АШ, который можно получить с Донецкой и Луганской областей, в частности, с неподконтрольных территорий.
При этом, если не будет логистики, не будет и угля. Если искать альтернативу, то возить уголь этой марки можно из Южноафриканской республики, но на это необходимо дополнительно примерно 250 миллионов гривен. «Таких оборотных средств у предприятия просто нет», - отметил он.
По словам Черепия, Славянская ТЭС работает только с теми поставщиками, которые внесены в приложение Временного порядка осуществления контроля за перемещением лиц, транспортных средств и грузов вдоль линии соприкосновения в пределах Донецкой и Луганской областей, утвержденного приказом первого заместителя руководителя антитеррористического центра при СБУ.
Что говорят энергетики?
По словам директора энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений НАН Валентина Землянского, в случае полного блокирования угля из ОРДЛО, запаса прочности украинской энергетики хватит не более чем на месяц.
Министр по вопросам временно оккупированных территорий и внутренне перемещенных лиц Вадим Черныш заявил, что возможное блокирование перемещения грузов с углем с неподконтрольных украинскому правительству районов Донбасса может привести к отключению электроэнергии по всей территории Украины.
По словам сотрудников «Донбассэнерго», блокада и невозможность поставлять уголь, приведет к полной остановке Славянской ТЭС, а это в свою очередь повлечет отключение света и тепла на очень большой территории.
«Если же брать альтернативный способ закупки угля, то это уголь из России. Его покупка в России возможна только за валюту по высокой цене, что неизбежно приведет к росту курса. Более того, блокада априори незаконна и наносит удар по инвестклимату страны, а это уже не краткосрочные проблемы для страны, а ущерб на годы. В итоге — Россия выиграет, Украина», - отметили сотрудники Донбассэнерго.
Откуда идет уголь на ТЭС?
Славянская ТЭС закупает уголь у ГП "Снежноеантрацит» и ГП "Свердловантрацит", находящихся в неконтролируемой Украиной зоне проведения антитеррористической операции.
Об этом сообщила представитель "Донбассэнерго" на заседании НКРЭКУ еще в ноябре 2014 года. "Там вопрос решается - договор уже подписан с "Снежноеантрацит", решается по "Свердловантрацит". Для Славянской станции самый лучший уголь - это Свердлов", - сказала она.
До этого работа Славянской ТЭС была остановлена из-за повреждения в результате боевых действий. Станции, оперирующей одним энергоблоком № 7 мощностью 800 МВт, требуется от 4 до 7 тыс. т угля в сутки. Исходя из этого, поставки могут достичь 100-120 тыс. тонн в месяц.
Уже были угрозы остановки Славянской ТЭС?
В июле 2015 года Краматорский городской суд даже наложил арест на 18 тыс. т угля в 260 грузовых вагонах, прибывших на "Донбассэнерго". Эта партия, как выяснили в местной налоговой, перевозилась компанией "Энергоинвест Холдинг" (ей принадлежит 60,7% акций "Донбассэнерго") и прибыла на станцию "Красный лиман" с неподконтрольной территории. Ее получателем значилась Славянская ТЭЦ, а отправителем - шахта "Ждановская", директором которой на тот момент являлся так называемый "министр угля и энергетики ДНР" Руслан Дубовский.
Впрочем, уже через несколько недель после этого на заседании антикризисного энергетического штаба с участием премьера Арсения Яценюка Генеральной прокуратуре и Государственной фискальной службе поставили задачу "принять меры по высвобождению арестованных вагонов с угольной продукцией". Мотивация проста - угроза остановки Славянской ТЭЦ из-за минимальных запасов угля.
А кто собственник предприятия?
Нардеп Семен Семенченко – один из самых активных «блокадников», утверждает, что Славянская ТЭС принадлежит старшему сыну беглого экс-президента Украины Виктора Януковича.
Это отчасти так, но документальных подтверждений нет.
Приватизация контрольного пакета акций "Донбассэнерго" состоялась в годы правления Януковича - 22 августа 2013 года. За пакет боролись два претендента: "ТехНова" Анатолия Шкрибляка и Олега Яковенко и "Энергоинвест Холдинг", который в итоге и стал победителем.
Сама компания "Энергоинвест Холдинг" создана в июне 2013 года, за два месяца до приватизации "Донбассэнерго". Она зарегистрирована в Донецке по улице Артема, 130. По этому адресу расположен бизнес-центр "Донецк Сити", который принадлежит компании "Инвестиции и развитие" Игоря Гуменюка. Гуменюк - бывший гендиректор компании АРС, в прошлом народный депутат от Партии регионов.
При этом, по данным народного депутата Сергея Лещенко, компания "Донбассэнерго", принадлежит Александру Януковичу, старшему сыну беглого экс-президента Виктора Януковича. Именно он является, по мнению нардепа, реальным владельцем, а фактический собственник - Игорь Гуменюк - лишь прикрытие. Но прямых доказательств нет – только косвенные.
По материалам: slavgorod.com.ua