Съезд Народного Фронта и БПП: Что происходило?

1 229

43ed58c-1019277167Съезд БПП

Масштабный съезд Народного фронта, состоявшийся в субботу вслед за форумом представителей местных громад БПП, посылает Петру Порошенко четкий месседж: раз уж объединения партий не будет, то команда фронтовиков с Арсением Яценюком пойдет на выборы самостоятельно. И даже если не победит - кусок электората у президента откусит.Порошенко опоздал на сорок минут. Без него не начинали. Делегаты из регионов фотографировались на фоне партийной символики, госохрана и пресс-служба заканчивала последние приготовления. В фойе разобрали все рамки, кроме одной.

"Если он подтверждает, что хочет пожать руки, значит, он их пожимает и заходит на сцену", - обсуждали план в кулуарах форума руководитель главного департамента информационной политики Администрации президента Сергей Жигулин и народный депутат от БПП Сергей Березенко, который отвечает за развитие президентской партии и курирует выборы. 

Судя по всему, Порошенко этот план подтвердил. Поскольку, войдя в зал, обошел его по кругу и пожал руки представителям громад, избранных от БПП на выборах 29 октября, сообщает liga.net.

OLYMPUS DIGITAL CAMERA
OLYMPUS DIGITAL CAMERA

"Когда партийное руководство предложило мне идею такой встречи, я этому чрезвычайно обрадовался. Это уникальный повод, чтобы поздравить вас с победой", - начал выступление Порошенко. 115 новых глав ОТГ были избраны на выборах 29 октября от БПП.

Сформированные в Украине по результатам выборов громады глава государства назвал президентским экспериментом. А дальше долго рассказывал о масштабах изменений в стране и своих достижениях в вопросах децентрализации: "И вы, те, кто стоит в первых рядах - победители, лидеры народного доверия, члены нашей команды. Очень просто стоять в стороне и критиковать, ничего не делая. А люди видят, доверяют и голосуют".

"Цель сегодняшнего собрания - чтобы вы знали: и президент, и правительство, и Верховная Рада настроены на самое эффективное сотрудничество", - добавил он.

Цель этой встречи и правда совсем не была понятной. Ее почти в полном составе проигнорировала и фракция БПП в парламенте, - кроме главы фракции Артура Герасимова и Сергея Березенко, на форум пришли Александр Дехтярчук и Олег Барна, - и члены правительства. Сам Порошенко, завершив выступление за 20 минут, выстроил делегатов для парадного фото и уехал из Украинского дома. Не очень интересно было и гостям: под конец второго часа ряды слушателей заметно опустели. "В Киеве были. Президента увидели. Домой теперь надо", - делилась впечатлениями одна из делегатов.

Зато с модератором форума организаторы не продешевили - им стал ведущий Евровидения Тимур Мирошниченко. С новым амплуа он ужился быстро, вместе со спикерами рассуждая о децентралиции и напоминая о регламенте. А напоминать приходились часто. Приглашенные главы ОТГ по очереди делились с новоиспеченными коллегами опытом работы. Лейтмотив выступлений очертили в самом начале: децентрализация идет полным ходом, главы ОТГ - молодцы, но без БПП и лично президента ничего этого бы не было.

О предстоящем съезде партнеров по коалиции - партии Народный фронт, который был назначен на субботу, на форуме БПП официально не было сказано ни слова. Хотя уже несколько месяцев партии обсуждали возможность совместного похода на выборы.

"У меня о завтрашнем съезде Народного фронта информации нет", - отмахнулся глава фракции Артур Герасимов от вопроса о возможном объединении и съезде НФ.

"Я вообще не знаю, что это за съезд и зачем они его проводят", - сказал изданию депутат Сергей Березенко. "Может, они поговорят между собой, что планируют объединяться. Мы не объединяемся. Вы социологию видели? И нашу, и их?" - добавил он.

Съезд Народного Фронта

На следующий день, 11 ноября, в Мистецьком арсенале был назначен съезд Народного фронта. Официально было заявлено, что партия будет подводить итоги деятельности и определять планы на будущее. Неофициально источники издания говорили, что Яценюк решил напомнить о себе после провалившихся переговоров об объединении с БПП.

"Я ожидал полной поддержки от президента. Президент сделал ошибку. Что я могу ответить ему? Стандартный ответ в украинской политике - мы переходим в оппозицию, вот вам мой кулак.

Сейчас я президенту Порошенко хочу ответить следующее. Господин президент, спасибо за опыт. Мы стали сильнее. И я надеюсь, что все участники тогдашнего политического кризиса сделали выводы и не допустят впредь таких ошибок".

Собственно, этой одной цитатой Арсения Яценюка можно было бы полностью описать и атмосферу первого за три года съезда "Народного фронта", и суть этого мероприятия.

Если же говорить более пространно, то объяснить природу собрания НФ в Художественном арсенале можно двумя посланиями: "Мы" и "Мы вместе".

И хотя месседжей у «фронтовиков» было несколько, но адресат один -  Петр Алексеевич Порошенко.

- Как думаете, президент услышал ваши "приветы"? - поинтересовалась УП в одного из лидеров НФ на выходе из Арсенала.

- О, я уверен, что он все смотрел. От первой до последней минуты.

Что же смог услышать Порошенко - выясняла "Украинская правда".

IMG_6917

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

8d93d7a-dowor9zxkaaerta

"Мы есть"

Субботний съезд "Народного фронта" был фактически вторым в истории партии. Первое такое мероприятие состоялось три года назад. Но как событие продолжалась в том же Художественном арсенале, и список действующих лиц был тот же, однако разница между этими двумя съездами просто поразительна.

В 2014 году к походу на парламентские выборы готовилась новая и перспективная политическая сила. Все ее лидеры были или лицами Революции Достоинства, или представляли добровольческое и волонтерское движение.

До избрания Порошенко, названные рядом имена Арсения Яценюка, Александра Турчинова и Арсения Авакова означали не что иное, как почти полную монополию государственной власти - премьер, и.о. президента-спикер Совета и глава ключевого МВД.

На волне подъема после Майдана эта комбинация кадров выглядела очень перспективно и имела все шансы "взлететь".

Осенью же 2017 года "фронтовики" уже давно перешли из категории "перспективных" до "реальных". И чтобы всадить рядом одних министров и глав парламентских комитетов, понадобилось два ряда стульев.

Сравнить эту разницу можно было разве с изменением партийного рейтинга НФ. Вот только между этими величинами, кажется, царит обратно-пропорциональная связь: чем больше представителей партии Яценюка оказывалось во власти, тем стремительнее падал ее рейтинг.

Когда в 2014-м лидеры вновь партии стояли на сцене, то почти каждый из них в отдельности имел больше поддержки, чем теперь они все вместе.

Но как условия и атмосфера двух съездов НФ были разными, однако глубинная причина проведения их обоих была та же.

И зовут ее Петр Порошенко.

В 2014-м, когда он шел на выборы президента, то должен договориться с теми, кто имел "монополию власти". Как рассказывают в НФ, тогда Порошенко в обмен на неприменение против него админресурса обещал нынешним "фронтовикам" поход на парламентские выборы одной командой, где им должно было отойти 50% мест.

Когда же дошло до дела, то уже избранный президент втянул всех в долгие переговоры, а за несколько дней до начала кампании сбросил "квоту" партнеров до уровня 10-15%. Тогда возмущенные Яценюк, Аваков, Турчинов и Мартыненко вышли из переговоров и "с колес" создали "Народный фронт", которому суждено выиграть те выборы.

Субботний съезд, по большому счету, так же был рожден похожими переговорами с Порошенко. С начала 2017 года действующий президент обдумывает варианты, как бы ему остаться на этом посту еще один срок.

Во время консультаций так называемой "стратегической девятки", секретарь СНБО Александр Турчинов принес достаточно понятную стратегию. По его замыслу, МЧП и НФ совместными ресурсами обеспечивают Порошенко переизбрания, а взамен гарантированно получают представительство в следующей власти.

Стратегически наиболее действенным механизмом должно стать создание единой партии власти.

Тактически это не может реализоваться через так называемых "VIP-агитаторов". Команды Порошенко и Яценюка должны были согласовать наиболее сильных кандидатов в каждый из 250 избирательных округов, в которых завязали бы весь админресурс на местах и ​​финансовые субвенции из центра.

Эти 250 "VIP-агитаторов" должны были стать главными двигателями победы Порошенко на выборах президента, а за это получить гарантированное избрание во время парламентской кампании 2019 года.

У "Народного фронта" было еще два условия: изменение Конституции , где бы все исполнительные функции президента получил премьер, и назначение Турчинова главой избирательного штаба Порошенко.

И БПП и НФ даже начали делить упомянутые округа.  Вот только у президента появились сомнения.

Во-первых, он не понимал, для чего ему уступать свои полномочия. Именно поэтому в послании к парламенту осенью этого года Порошенко заявил, что никаких изменений в Конституцию сейчас не будет.

Во-вторых, Петр Алексеевич из тех людей, которые могут доверить свое будущее только тому, кто ему полностью предан.

Несмотря на все сближение, несмотря на чуть ли не ежедневные совещания и консультации, несмотря на массу совместной работы, которую Порошенко проводит с Турчиновым, последний никак не попадают в категорию "преданных". Слишком большого масштаба человек.

Поэтому когда собеседники УП в высоком руководстве НФ в один голос сейчас уверяют, что Порошенко отказался поставить Турчинова главой своего штаба, то это можно назвать более чем прогнозируемым.

Более того, из разговоров с окружением президента складывается устойчивое впечатление, что глава государства не совсем понимает, для чего ему гарантировать политическое будущее, скажем, Авакова. Как известно, в отношениях Арсена Борисовича и Петра Алексеевича царит ощутимо наэлектризованная атмосфера.

Как сказал в свое время в разговоре с УП один из ближайших соратников президента, среди «фронтовиков» интерес Порошенко вызывают всего двое из пяти ключевых игроков.

"Понятно, что нам интересен Турчинов. И Яценюк, как бы там ни было, политик очень талантливый и с хорошими контактами. Об остальном - надо думать", - считают у президента.

Неудивительно, что принятие решения о создании единой партии Порошенко переносил с зимы этого года на лето, с лета на начало сентября, а потом еще дальше.

Так же не вызывает удивления, что умудренные опытом 2014-го, "фронтовики" решили не ждать Петра Алексеевича.

"Решение об объединении было назначено сначала на зиму, потом на лето, потом Порошенко перенес его на начало сентября. Когда опять ничего не произошло, Сеня плюнул и сказал созвать съезд", - пояснил УП один из влиятельных членов НФ.

Партии Яценюка было критически важно напомнить, что она - субъект политики, способный самостоятельно принимать решения и играть свою игру в будущем. Пусть даже рейтинг у него близок к 1%.

"Мы вместе"

Другой задачей, которую НФ хотел решить своим съездом, была демонстрация единства и силы.

Делегаты из всех областей, министры, все лидеры и спонсоры партии, включая Николая Мартыненко - все приехали послушать, как будет жить партия в дальнейшем.

Кроме того, в политике любой страны вес имеют две вещи - рейтинг и ресурсы. С первым у "Народного фронта" совсем туго, но уровень финансовых и административных ресурсов, завязанных на партию, остается очень значительным.

Именно для демонстрации собственной ресурсности НФ и устроил на съезде смотрины-выступления всех своих министров, начиная с Авакова, спикера Совета Парубия, глав комитетов и депутатов, секретаря СНБО Турчинова и других.

Как наглядная демонстрация Порошенко в роли НФ, на съезде выступил и премьер Владимир Гройсман. Перед выступлением он тепло и долго обнимался с Яценюком, шутил и делал Селфи.

И здесь важно не то, что говорили премьеры действующий и бывший. Суть в том, что на самом деле они оба говорили с одной сцены к тому, кого в зале не было. Мол, "смотрите, Петр Алексеевич, мы же можем и так".

Не иначе как "приветами" Порошенко следует считать и заявления, сделанные лидерами "фронтовиков".

Главные из них - переговоры о единой партии неактуальны, НФ пойдет на президентские и парламентские выборы и требует проведения конституционной реформы, которая превратит страну в "чистую" парламентско-президентскую республику.

Как бы решительно ни раздавались месседжи "фронтовиков", в одном выступлении они не позволили себе перейти условную "красную линию".

Так, Яценюк отметил, что НФ пойдет на выборы президента и Рады, но ни разу не сказал, что это будет самостоятельный поход, что именно он станет конкурентом Порошенко.

Так, Аваков заявил, что ни о какой "единой партии" и говорить нельзя, но тут же Турчинов убеждает журналистов, что не только можно, но и стоит. При этом говоря, не только об объединении БПП и НФ, но и "более широкого круга патриотических сил".

В течение всего съезда не покидало впечатление определенной публичности «фронтовиков», желания не наговорить слишком много лишнего, чтобы не позволило затем возобновить переговоры с Порошенко.