Ручная власть президента Зеленского

660

Пришедший к власти Владимир Зеленский как нейтральный президент мира очень быстро нарастил амбиции и полностью заменил вертикаль власти. Более того, вертикаль власти для него теперь ручная. И премьер, и министр и заместители фактически стали формальными подписантами тех распоряжений, которые присылает Банковая. Теперь же полностью в ручном режиме будет работать и парламент после того, как из него подвинули нейтрального Разумкова. Осталась небольшая зачистка у силовиков из антикоррупционеров НАБУ и НАПК.

Конечно это не первый факт в украинской истории, когда Банковая сформировала полностью ручную вертикаль, фактически узурпировав власть. С одной стороны поспособствовал конституационный дуализм. Президент сохранил очень серьезные рычаги влияния на исполнительную ветвь и силовой блок. Но самое главное – Конституция передала все это президенту, посути ограничив возможности толькое его собственным чуством меры и компетентности. Это определенная проблема государственного управления, которое каждый раз мешает системе развиваться. Эксперты считают, что этот дефект был изначально заложен в Украине с цельбю разрушить государственность.

Этот же факт пытались использовать все предшественники Зеленского. Именно потому его сейчас сравнивают с Порошенко и даже Януковичем. Зеленский умудрился использовать элементы правления обоих – от Януковича он взял вертикаль власти, а от Порошенко – патриотическую риторику. Потому если оставить болтовню, то Зеленский больше всего похож на Яуковича во второй части его президентского срока. Это и исключительная расстановка малокомпетентых, но зато верных людей во всех структурах власти и попытка никого более в эти сттурктуры не подпускать – так называемое создание «семьи». Теперь уже все ветви гос власти превратились в подразделения банковой, а судебную систему фактически заменили через СНБО. Все контролируют из АП, защищая своих и выдавливая чужих. Постепенно чужие выдавливаются и из правительства. Причем оценить эффективность министра по какой-либо шкале крайне непросто, тем более что за полтора года работы парламент так и не смог утвердить программу правительства. Фактически отсутствует какая-либо внутренняя стратегия, базовые вещи, которые требуют Закон о кабмине и Конституция. Фактически правительство работает на основе министерских обещаний, одобренных Ермаком или Банковой, и при субъективно оценке работы министра.

В качестве примера можно привести министра здравоохранения Степанова. На него возложили полит ответственность за неудачную борьбу с ковидом и вакцинацию Степанов научился пользоваться полномочиями, но избегал глобальных государственных решений. Более того, он спокойно воспринял урезание антиковидного фонда, из которого деньги забрали на большое строительство. Но его все равно уволили лишь за то, что он публично записал себе в заслугу десяток миллионов доз вакцин, которые у американцев выпросил Президент.

Потому очевидно, что в работе кадров нынешней власти самое главное – это не вызывать раздражения Банковой и выполнять молча все поручения. Очевидно что в дальнейшем подбираться качественные кадры будет все сложнее. У Президента постоянно растет потребность в контроле и ресурсах. Соответственно отсюда и требование – все новые кадры должны быть гораздо удобнее предыдущих. Однако на банковой забывают что любой человек, а тем более профессионал, однозначно делает иметь некую автономию и возможность действовать самостоятельно, пусть даже в рамках общей программы правительства. Также каждый хочет опираться именно на команду, а не на сегодняшнее настроение Зеленского. И наконец не всех высших профессионалов устроит зарплата в 50 тысячи гривен при попадании под декларирование и полный колпак. Ведь даже директора госпредприятий получают больше, потому новых кадров становиться все меньше. Депутаты не хотя отказываться от мандатов, бизнесмены не хотят терять деньги, приобретая себе лишние проблемы и обязанности. В целом уже очевидна сформировавшаяся модель управления Зеленского и именно по этой схеме он и будет работать в дальнейшем.

Все это формирует риски, но уже не только для Президента, но и всей страны. Многие эксперты предполагают, что такой резкий переход в жесткую президентскую модель может уничтожить украинский парламентаризм и превратить страну в заложницу случайных президентов. Тем более что сейчас президент легко может купить парламент, а суд подменить СНБО. Получается никакие противовесы с Конституцией не работают, а условием отсутствия маломальских реформ Украина может превратиться в непросвещенную монархию.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org