Ринат Ахметов: олигарх, который не хочет быть олигархом

154

Совсем недавно Ринат Ахметов заявил, что «Медиа Группа Украина» откажется от всех эфирных и спутниковых лицензий и печатных медиа в Украине в пользу государства. Однако, это похоже не столько добровольный отказ, сколько сделка с властью. Данный холдинг до боевых действий оценивали в 200 миллионов долларов, он включает 11 телеканалов, ряд крупных сайтов и печатных изданий. В целом это серьезный медийный актив, в котором работает более 4000 человек. Этот актив оказывал реальное влияние на Украину и вместе с тем никакой прибыли не приносил. Известный факт, что СМИ в Украине убыточны еще много лет назад озвучивал Мустафа Найем. Так официально в 2020 году МГУ принес своим владельцам убытков на 2,8 миллиарда гривен. Только телеканал Украина оказался убыточным на 1,2 миллиарда гривен. В общей сложности за все время работы холдинга Ахметов вложил в него более 1,5 миллиарда долларов и не получил ни копейки. Содержание СМИ – это затратное с финансовой стороны дело, но оказывающее серьезную услугу владельцу и позволяющее ему заработать в других областях.

Впрочем, причиной для закрытия МГУ стали совсем не деньги. Основной причиной как отмечают эксперты, стало то, что Ринат Ахметов держит на власть обиду. Он регулярно упоминает о том, что не является олигархом и никогда им не будет. Напомним, что так называемый закон «Об олигархах» официально называется «Закон о предотвращении угроз национальной безопасности, связанных с чрезмерным влиянием лиц, имеющих значительный политический и экономический вес в общественной жизни (олигархов)». Данный закон предусматривает, что олигархом является тот, кто соответствует трем критериям – активное участие в политической жизни, влияние на крупные СМИ и наличие в собственности монополистских предприятий со стоимостью активов, превышающих 2,77 миллиардов гривен

Конечно, с началом войны телеканалы Рината Ахметова перестали участвовать в политике, хотя периодически в эфире телемарафона упоминали деятельность фонда Ахметова. Не стоит забывать, что его бизнес понес серьезные потери с 24 февраля. Очевидно, он рассчитывал, что на Банковой хотя бы проявят понимание. Он утратил не только «Азовсталь» и ММК им Ильича, но и Луганскую ТЭС, Авдеевский коксохимический завод и множество других предприятий альтернативной энергетики. Вместе с тем ему пришлось серьезно вложиться в восстановление энергосетей. Потерь действительно очень много, потому для демонстрации понимания стоило хотя бы заморозить действия закона «Об олигархах». По некоторым данным, олигархам, в том числе и Ахметову, это и пообещали, но в устном порядке. Более того, такое обещание давалось неоднократно, и власти даже были согласны с тем, что сейчас для данного закона не время. В бизнесе, конечно, этому поверили, но на деле все проявлялось совсем иначе. Еще в мае на заседании СНБО состоялось голосование об утверждении реестра олигархов, чему очень огорчились сами олигархи.

Вместе с тем законные основания приостановить действие закона действительно есть, причем в сговоре с олигархами Владимира Зеленского вряд ли упрекнули, учитывая военное время. Не стоит забывать, что Украина после получения статуса кандидата на вступление в ЕС взяла на себя обязательства выполнить ряд реформ, в том числе провести антиолигархическую политику. Для выполнения соответствующего закона Зеленский потребовал, чтобы этот закон прошел экспертизу Венецианской комиссии, однако этой экспертизы до сих пор нет. В любом случае эксперты считают, что даже в худшем случае Венецианская комиссия найдет множество замечаний и попросит закон переписать. Однако в СНБО на это похоже внимания не обращают и понемногу воплощают закон в жизнь.

Отказ Рината Ахметова от телеканалов конечно на Банковой одобрили. Хотя медийные эксперты считают, что уход с рынка таких крупных каналов явно повлияет на свободу слова в стране, а Зеленский может быть уверен, что Ахметов его не атакует. Впрочем, если нечто подобное произойдет с рядом других каналов, то свобода слова исчезнет окончательно. Так как в Украине большинство СМИ являются дотационными, то это автоматически вводит их в зону риска с желанием собственника избавиться от убыточного актива. Так, например Пинчук с каналами ICTV, СТБ или Порошенко с «5 каналом» и «Прямым» уже могут задуматься. С другой стороны Порошенко уже юридически избавился от своих СМИ, продав их медиахолдингу «Свободные медиа», хотя влияние на них вряд ли потерял. Аналогичный вопрос власти могут задать и Ахметову. Избавившись от телеканалов, он вряд ли перестал быть олигархом и вряд ли перестал влиять на медиабизнес. При нем остались все его предприятия, прежние монополии, а также желание лоббировать свои инициативы в парламенте и портфели в правительстве. При желании Ахметов всегда может доносить свое мнение и повлиять на общественное.

То есть пресловутый закон к олигархам применить нельзя, но фактически олигархами они и останутся, причем такими, которые держат обиду на Банковую, что может быть опасно в перспективе.

Антикоррупционный информационно-аналитический портал job-sbu.org