Рейд рейдера в большую политику: главные «бизнес-успехи» Геннадия Корбана

504

fullГеннадий Корбан был задержан сотрудниками Генеральной прокуратуры и СБУ в субботу, 31 октября. В операции принимало участие около 500 сотрудников правоохранительных органов. Корбана подозревают в создании организованной преступной группы, разворовывании средств, похищении человека и угоне автомобиля.
Близкий соратник Игоря Коломойского, Геннадий Корбан был избран главой политической партии УКРОП 13 июля 2015-го. Всеукраинская слава пришла к нему после победы Революции достоинства, когда он стал одним из руководителей Днепропетровской области (заместителем главы ОДА Игоря Коломойского). Считается, что именно команда Коломойского подавила сепаратистские настроения в Днепропетровском регионе.
Но и до этого Корбан был довольно хорошо известен, особенно в бизнес-кругах. Уже в середине нулевых у него была слава главного специалиста в Украине по недружественным поглощениям, говоря простым языком – рейдера. В отличие от расхожего мнения, он никогда не входил в группу Приват. Приватовцы чаще других пользовались его услугами.
Но среди клиентов Корбана есть многие бизнесмены, входящие в топ-100 богатейших украинцев. Например, первый крупный объект – Николаевский глиноземный завод – Корбан недружественно «поглотил» в конце 1990-х в интересах легендарного российского предпринимателя Льва Черного.
Конфликт – естественная среда обитания Корбана. Вот далеко не полный перечень предприятий, в смене собственников которых он принимал участие: коксохим им. Калинина, завод им. Петровского, Баглейский, Днепродзержинский коксохимы, Южный, Ингулецкий, Центральный ГОКи, около десяти облэнерго, Укртатнафта, Укрнафта, Одессанефтепродукт и т. д. «Везде моей задачей были оптимизация и налаживание бизнес-процессов», – говорил он в одном из интервью.

ЛІГА.net выбрала пять самых крупных и успешных рейдерских атак, организованных Корбаном.

Укртатнафта
Захват Кременчугского НПЗ (ПАО Укртатанфта), осуществленный в 2007 году, скорее всего, является самой яркой рейдерской атакой из портфеля Геннадия Корбана.

В 2007 году группа Приват совместно с харьковским бизнесменом Александром Ярославским начала недружественное поглощение крупнейшего в Украине Кременчугского нефтеперерабатывающего завода, которое продолжалось около двух лет.

К тому времени контроль над Укртатнафтой удерживали татарстанские акционеры в лице нефтяной компании Татнефть и ряда офшорных структур. В совокупности россияне владели более 50% акций, тогда как НАК Нафтогаз Украины принадлежало 43,054%. Группа Приват и Ярославский владели чуть более 1% акций НПЗ через компанию Корсан.

Активная фаза атаки началась с решения Апелляционного суда Сумской области, который в августе 2007 года восстановил Павла Овчаренко (считался человеком Ярославского. – Ред.) в должности главы правления Укртатнафты. Этот вердикт хранился в тайне несколько месяцев и был вынут из-под сукна, когда настал нужный момент.

19 октября 2007 года Овчаренко в сопровождении днепропетровской охраной фирмы Бук беспрепятственно проник в офис Укртатнафты в Кременчуге и, предъявив решение суда трехмесячной давности, начал выполнять обязанности главы НПЗ.

Читайте также Государство Украина проиграло Татнефти международный арбитраж
Представитель татарстанских акционеров Сергей Глушко, которого Овчаренко потеснил в кресле главы компании, не оспаривал силового устранения с должности: против него еще летом 2007 года было возбуждено уголовное дело за уклонение от уплаты налогов.

Государство никаких реальных шагов по разрешению конфликта на Укртатнафте не предпринимало. Это в итоге позволило Привату и Ярославскому сконцентрировать более 50% акций Кременчугского НПЗ. Процессом «отбора» акций у россиян руководил непосредственно Корбан и группа юристов.

Сама схема выглядела довольно просто. В 2007 году Хозяйственный суд Киева удовлетворил иски Фонда государственного имущества о признании незаконными вексельных сделок по покупке 18,3% Укртатнафты компаниями SeaGroup International и AmRuz Traiding AG, которыми владели руководители Татнефти.
В дальнейшем эти акции были списаны на счета самой Укртатнафты и проданы на аукционе за 2,1 млрд грн компании Корсан (Днепропетровск), контролируемой Приватом и Ярославским.

Так называемый аукцион по продаже этих акций проходил в помещении Укртатнафты и в присутствии нескольких журналистов и Геннадия Корбана, который открыто заявил, что представляет компанию Корсан. Нафтогаз как акционер НПЗ предсказуемо отказался от участия в «торгах», сославшись на отсутствие денежных средств.

По этой же схеме татарстанские акционеры лишились еще 36,6% акций Укртатнафты, принадлежавших Татнефти (8,6%) и Министерству имущества и земельных ресурсов Татарстана (28%). К 2009 году решения по отчуждению акций в пользу Привата прошли одобрение во всех судебных инстанциях Украины.
Все, чего добились владельцы Татнефти, – это решения Международного коммерческого арбитража, который присудил компании в 2014 году $100 млн компенсации за нарушение их прав в Украине. Правда, выплачивать эти средства будет не Приват, а государство из бюджета страны.

ММК им. Ильича
Рейдерская атака на Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича – один из примеров, когда Корбан не сотрудничал с группой Приват. Более того, в атаке на комбинат основным клиентом Корбана оказался заклятый друг Коломойского – Ринат Ахметов.

О том, что именно Корбан организовал «рейд» на один из крупнейших меткомбинатов Украины, писал в 2012 году украинский Forbes.
Сама атака готовилась несколько лет, сразу после объединения в 2007 году металлургических активов Ахметова и Вадима Новинского. Фактическим владельцем ММК им. Ильича был его бессменный директор Владимир Бойко. Именно он в начале 2010 года заявил о захвате неизвестными Украинской регистрационной компании, которая вела реестры акций комбината и ЗАО Ильич-Сталь, владевшего около 90% предприятия.

В итоге акции ММК им. Ильича были переписаны на неизвестные офшорки, собственниками которых для отвлечения внимания называли одну из российских финансово-промышленных групп. Бойко пытался вернуть контроль над предприятием, писал открытые письма премьеру Николаю Азарову и президенту Виктору Януковичу, но в итоге пошел на сделку.

В ноябре 2010 года металлургический холдинг Метинвест Ахметова и Новинского сконцентрировал контрольный пакет акций ММК им. Ильича. В обмен Владимир Бойко стал владельцем 5% Метинвеста и занял должность почетного президента комбината.

Тому, что Корбан работает не только на группу Приват, удивляться не стоит. Днепропетровский бизнесмен неоднократно говорил о дружественных отношениях с другими бизнесменами.

«У меня хорошие отношения и с Игорем Коломойским, и с Ринатом Ахметовым, – рассказывал Корбан в интервью ЛІГА.net в начале 2014-го. – Они могут быть конкурентами в бизнесе, но тем не менее мы остаемся друзьями».

Днепропетровский рынок Озерка

Для Корбана это очень нетипичный конфликт. Во-первых, он был очень кровавым и унес как минимум 5 жизней, во-вторых, Корбан в данном случае играл на стороне защиты, а не нападения. Речь идет о борьбе за контроль над Днепропетровским центральным рынком (рынок Озерка). Соперником днепропетровского конфликтолога был Максим Курочкин, более известный в Украине под прозвищем Макс Бешеный.

С конца 1990-х управление и денежные потоки крупнейшего продовольственного рынка Днепропетровска были сконцентрированы в руках уже сформировавшейся группы Приват.

Конфликт вышел на новый виток в 2004 году, когда Днепропетровское отделение Фонда государственного имущества решает приватизировать КП Центральный рынок (официальное название Озерки. – Ред.).

Приватизационный конкурс прошел без конкуренции, а его победителем стала компания РегионОптСервис, принадлежавшая Курочкину. Последний уже имел серьезный бизнес в Украине. Он был совладельцем группы VS Energy (владеет рядом облэнерго в Украине) и одним из собственников московского рынка Лужники (вместе с Александром Бабаковым).

Приватизация Озерки пришлась не по нраву предпринимателям из Привата, которые добились в судах признания незаконным конкурса по продаже и к 2005 году восстановили контроль над Озеркой. На сторону Привата стала Генеральная прокуратура, возбудив дело по факту незаконной приватизации. Сам Курочкин был объявлен в розыск.

Правда, это его не остановило. 20 мая 2005 года около сотни человек «спортивной наружности» силой вытеснили охрану и захватили территорию рынка. Среди них был Владимир Воробьев, ставленник Курочкина и бывший директор рынка.
Представители группы Приват вместе с милицией отбили атаку. Борьба за рынок перешла в юридическую плоскость и продолжалась вплоть до ноября 2006 года. Тогда Курочкин предпринял вторую попытку силой захватить Озерку, наняв для этого около двухсот частных охранников.

Но и эта попытка оказалась неудачной. Вовремя подъехавший Беркут задержал большинство из нападавших, и рынок остался под контролем днепропетровцев.
Война за Озерку имела плачевные последствия для Курочкина и его соратников. 16 декабря 2006 года около часа ночи Воробьев был убит при выходе из развлекательного комплекса «Салют» в Днепропетровске.

16 марта 2007 года на Обуховской трассе из автомата был расстрелян внедорожник, в котором находились три человека из близкого окружения Курочкина – Александр Харчишен, Демьян Топилин и Анатолий Куриленко. Все трое погибли.
Сам Курочкин был убит 27 марта 2007-го около 17:00 во внутреннем дворике Святошинского районного суда Киева снайперским выстрелом в сердце.
Корбан в одном из интервью говорил, что на момент смерти Курочкина конфликт вокруг Озерки уже был окончательно разрешен.

Южный ГОК

В начале 2000-х Корбан стал ключевой фигурой в борьбе между группой Приват и Вадимом Новинским за Южный горно-обогатительный комбинат. В 2000 году Юлия Тимошенко окончательно решила уйти в политику и начала распродажу активов Единых энергетических систем Украины.

Одним из самых лакомых кусков, оставшихся от бизнеса корпорации ЕЭСУ, стала 60%-ная доля в ЮГОКе. Будущий премьер продала свою долю Вадиму Новинскому в середине 2000 года. Но сделка до конца доведена не была – в ситуацию вмешалась группа Приват.

Южкомбанк, который осуществлял функции регистратора, не стал переоформлять акции на Новинского. Позже Корбан говорил, что Коломойский купил часть акций ЮГОКа у партнера Тимошенко по бизнесу Александра Гравца.

В сентябре 2001 года на собрании акционеров ЮГОКа был избран новый регистратор – компания Славутич-Капитал, принадлежавшая Корбану. Кроме того, Приват назначил собственный менеджмент на комбинат, взяв его под контроль.
Спустя несколько месяцев Новинский попытался отбить ЮГОК. Бывшие менеджеры комбината в ноябре 2001 года, вооружившись решением Печерского районного суда Киева, прибыли в центральный офис «восстанавливаться» в должности.

В ответ Корбан и соратники предъявили новое решение Печерского районного суда, подтверждавшее решение собрания акционеров об их увольнении. Такие «качели» продолжались на ЮГОКе около года, пока в 2002 году Новинский и Коломойский не договорились о совместном управлении комбинатом. Тем не мене главой набсовета комбината до сентября 2010-го оставался Корбан, а комбинатом управляли менеджеры Коломойского.

Никопольский завод ферросплавов

Конфликт вокруг Никопольского завода ферросплавов – пример очень успешной атаки группы Приват под руководством Корбана. Как и в случае с Укртатнафтой, на стороне днепропетровской бизнес-группы выступило государство.

В последние годы президентства Леонида Кучмы его зятю Виктору Пинчуку в ходе приватизации достался контрольный пакет Никопольского завода ферросплавов – крупнейшего ферросплавного предприятия в стране. За 50%+1 акцию НЗФ консорциум Приднепровье Пинчука заплатил 410,5 млн грн.

Такая цена обидела Коломойского, который готов был дать больше за это предприятие, но искусственно не был допущен к конкурсу. После Оранжевой революции государство по инициативе Юлии Тимошенко начало процесс реприватизации завода. Группа Приват уже владела на тот момент Орджоникидзевским и Марганецким ГОКами, а также начала восстанавливать «справедливость» на Запорожском и Стахановском ферросплавных заводах. Проводил эту масштабную операцию Корбан.

Высший хозяйственный суд в 2005 году признал приватизацию НЗФ незаконной. Приват организовал альтернативное собрание акционеров предприятия в городе Орджоникидзе и поставил на НЗФ свой менеджмент. Против Коломойского и Корбана выступил президент Виктор Ющенко, но разрешить конфликт это не помогло.

Впрочем, до конца Приват захватить НЗФ так и не смог. Укрсоцбанк Пинчука, который вел реестр акций завода, отказывался передать акции государству во исполнение суда. Команда Корбана подала собственные иски и добилась в судах решения о возврате акций государству (читай – Привату. – Ред.). Пинчук инициировал ответные судебные процессы и часть из них выиграл.

Спустя год после активной фазы конфликта стороны договорились. Пинчук уступил Коломойскому контроль над НЗФ, получив взамен 30% в общем ферросплавном бизнесе. Гарантом договоренностей стал Александр Бабаков, совладелец российской группы VS Energy.

По материалам: vlasti.net