Реалии «покращення». Лисичанск на грани революции

601

В городе Лисичанск Луганской области сложилась без преувеличения предреволюционная ситуация. За последние годы там остановились почти все промышленные предприятия. Доведенные до отчаяния жители штурмуют городской центр занятости и пытаются найти хоть какой-то заработок, но в городе почти не осталось работающих производств. В настоящее время в нормальном режиме работает лишь одна шахта - на остальных предприятиях сокращения, долги по зарплате и бесплатные отпуска. Дошло до того, что жители города решились на беспрецедентный для Донбасса шаг – 4 июня представители местной громады на сутки захватили малый зал заседаний горсовета, потребовали немедленного созыва внеочередной сессии и отставки местной власти. Помещение освободили лишь после того, как власти согласились провести внеочередную сессию горсовета 18 июня.

Лисичанск отнюдь не маленький городишко. В настоящий момент население его составляет немногим более 100 тысяч человек. В советские времена город считался одним из крупнейших промышленных центров Луганской области, да и в годы независимости долго сохранял этот статус. Основу экономики города составляли сразу несколько гигантов индустрии. Завод резинотехнических изделий, стекольный завод «Пролетарий» (тот самый, что делает автостекла для «Пазиков» и «Газелей»), нефтеперерабатывающий завод ЛИНИК, содовый завод, ТЭЦ. Все эти предприятия успешно пережили тяжелые 90-е и имели все шансы и дальше держать город на плаву, но в настоящее время не работает ни одно из них. Городская промышленность оказалась под угрозой полного уничтожения. При этом власти либо не вмешиваются в этот процесс, либо напротив, сами прикладывают к нему руку. В результате город, производивший в 2004 году 32% ВВП Луганской области в 2013 стал производить только 5,1%.


Лисичанск считается родиной донецких шахт. В 1796 году в этом городе заложили самый первый угольный рудник, с которого и началось освоение Донбасса. В советские годы Лисичанск старались переориентировать на химическую промышленность, понимая, что уголь не бесконечен, и вот, в начале ХХІ века все опять вернулось к углю. Четыре шахты ГП «Лисичанскуголь» в отличие от предприятий химпрома, еще работают, но и их настигли проблемы украинских угольщиков. Топливо лежит на складах, работники отправляются в отпуска, перспективы отрасли туманны…

Никто в Лисичанске не ожидал такого вот конца. Казалось, промышленность устояла в 90-е, и в дальнейшем ничто не может больше помешать ее работе. Горожане и предположить не могли, что в городе однажды может одновременно закрыться вообще все, но именно так и произошло. Индустриальные гиганты начали выбывать из строя один за одним.

Первым пошел ко дну Лисичанский завод резинотехнических изделий. Как и ряд других предприятий Луганской области, он стал жертвой экс-губернатора Александра Ефремова, который заставлял руководство луганских предприятий приобретать газ у подконтрольного ему ЗАО «Фонд» по завышенным ценам и таким образом загонял их в искусственные долги. «ОстроВ» уже рассказывал о том, как этой структурой был доведен до банкротства и стерт с лица земли Стахановский коксохимический завод. Похожим образом был уничтожен губернатором и лисичанский завод РТИ. Вот что писала об этом «Деловая столица».

«Черная полоса в жизни Лисичанского завода резинотехнических изделий наступила в сентябре 2000 г., когда бывшее на тот момент ключевым газотрейдером Луганской области ЗАО «Фонд», связанное с Александром Киселевым (экс-депутат Верховной Рады от СДПУ(о), руководивший при Леониде Кучме государственной компанией «Газ Украины») и местным губернатором Александром Ефремовым, забрало за долги у предприятия его наиболее ликвидные активы. Речь идет о цехах №2 и 6, выпускающих шахтные конвейерные ленты, подготовительном цехе резиновых смесей №1 и котельной, на базе которых и было создано ООО «НПП «Лисичанский резинотехнический завод». На этом газотрейдеры не успокоились, и в 2002 г. «Фонд» инициировал процесс банкротства завода за долги на сумму порядка 1,14 млн грн. Похоже, тогда газотрейдерами двигало желание не изымать имущество у должника, а выбить из него деньги. Вот только с этим возникли проблемы, поскольку завод РТИ начал оказывать противодействие инициирующему кредитору. В результате дело о банкротстве пребывало в вялотекущей стадии до января 2004 г., пока суд не ввел процедуру распоряжения имуществом должника и назначил ее руководителем арбитражного управляющего Алексея Воронько. После этого был утвержден реестр кредиторов завода на сумму около 50 млн грн., в котором большая часть требований пришлась на Налоговую инспекцию и Госрезерв, а в 2005 г. была начата санация и объявлен конкурс по привлечению на предприятие инвестора. Впрочем, никакого успеха эта затея не имела: завод, занимающий огромную территорию порядка 120 га и специализирующийся в последнее время на производстве резиновых рукавов и клиновых ремней, никого так и не заинтересовал».

Окончилась вся эта печальная эпопея тем, что 7 июля 2011 года Хозяйственный суд Луганской области признал предприятие банкротом и дал старт его ликвидации. Так Лисичанск лишился нескольких тысяч рабочих мест. Александр Ефремов традиционно позиционирующий себя, как патриот Луганщины, оказался настоящим злым гением для промышленности этого региона, причинив ей урон сопоставимый разве что с военными разрушениями.

Жертвой сомнительных махинаций стал и другой флагман лисичанской промышленности – завод «Лиссода». Еще недавно завод был вторым по величине производителем соды в Украине, а его продукция была хорошо известна каждой украинской домохозяйке, но теперь соду в Лисичанске больше не производят. Завод не просто остановился – он перестал существовать физически. В настоящий момент собственник равняет его с землей бульдозерами.
Проблемы у завода начались после смены собственника. В 2008 году «Лисичанскую соду» купил «Бинбанк» чеченского миллиардера Микаила Шишханова, который почти сразу заморозил все инвестиционные проекты и прекратил внешнюю поддержку завода. В 2009 году завод полностью остановил производство, а в 2010 его стали понемногу разбирать на металлолом. Возмущенных сотрудников заверяли, что никакого уничтожения не ведется, и завод вот-вот заработает, но этого так и не произошло.

К настоящему времени от «Лиссоды» не осталось почти ничего. Останки нескольких цехов разбивают при помощи строительной техники. Основные постройки взорвали этой весной. Весь металлолом, включая уникальную канатную дорогу, протяженностью 16,5 км, вырезали еще в прошлом году.
Канатная дорога служила для соединения «Лиссоды» с Белогоровским меловым карьером. Вагонетки весом больше тонны, двигавшиеся по дороге со скоростью 9 километров в час, доставляли сырье с карьера на завод. Канатная дорога поддерживалась 147 металлическими опорами. Благодаря им, она стала особенно лакомым куском после уничтожения содового завода. Теперь увидеть ее можно только на фотографиях.
Некогда мощное предприятие сегодня уничтожено безвозвратно. И ни глава города, ни губернатор, ни президент не сделали ничего, чтобы спасти его от полного уничтожения. В тот самый момент, когда оттуда вагонами вывозилось оборудование, мэр Лисичанска Сергей Дунаев баллотировался по мажоритарному округу в Верховную Раду. Очевидно, вовремя смекнул, что в разоренном Лисичанске оставаться дальше нельзя. Получил мандат и укатил в Киев – воплощать лисичанский опыт в Украине. Правда, местное население поговаривает, что выборы были липовыми и победу Дунаеву нарисовали ручками с исчезающей пастой.
Уничтожение «Лиссоды» просто шокировало горожан. Ведь, как правило, при продаже крупных градообразующих предприятий с любым инвестором всегда должны оговариваться инвестиционные обязательства, в случае неисполнения которых власти имеют право вернуть предприятие в госсобственность и найти ему другого владельца. Такая практика существует во всем мире. А украинские чиновники сдали уникальный завод на металлолом чеченцам, и никто не несет за это ответственности…

Похожая судьба, по мнению экспертов, в скором времени может ожидать и главное градообразующее предприятие Лисичанска – НПЗ «Линик», который также находится в собственности у россиян. В прошлом году завод продали «Роснефти». Ожидалось, что собственник обеспечит его сырьем, но случилось обратное - «Роснефть» полностью остановила «Линик» 15 марта этого года якобы из-за убыточности завода. Вице-премьер Юрий Бойко пообещал убедить владельца провести на НПЗ модернизацию производства и запустить завод осенью 2013 года, но эксперты Луганской торгово-промышленной палаты назвали такие сроки нереальными и спрогнозировали, что завод при самых оптимистических подсчетах начнет работу не раньше лета 2014 года. А может и не начать вовсе. Уж слишком однообразно и предсказуемо действуют российские инвесторы на луганских стратегических предприятиях. Почти полностью свернули производство на «Лугансктепловозе», сравняли с землей «Лисичанскую соду», остановили Лисичанский НПЗ… Уж как тут не уверовать в заговор конкурентов, намеренно избавляющихся от украинской индустрии.

Последним бастионом, который держался в Лисичанске до недавнего времени, был стеклозавод «Пролетарий» - единственный в Украине производитель листового флоат-стекла. Но зимой и он остановил производство, причем в одной из печей застыла стекломасса, а это значит, что запустить ее без дорогостоящего ремонта не удастся. 850 человек были отправлены на биржу труда. Причиной остановки завода руководство называет непомерно высокие цены на газ и требует от государства помощи предприятию. Получит завод ее или нет - пока не известно.
Если в самое ближайшее время в городе не возобновится хотя бы часть производств, недалеко и до социального взрыва. Внеочередная сессия горсовета, которая намечена на 18 июня, очевидно, проблемы жителей не решит. Что последует за ней – пока не известно.

Ломать, как известно, - не строить, а значит, чиновникам едва ли удастся в краткие строки оживить мертвые руины лисичанских производств. Да и нужно ли надеяться на тех, кто долгие годы лишь разрушал и грабил? Может быть, пора брать инициативу в свои руки и доказывать на деле, что мы граждане, а не безмолвное стадо, готовое бесконечно сносить любые лишения? Ведь по Конституции источник власти в Украине – народ.

По материалам: ostro.org